Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год «Развитие кругозора и нравственно-патриотического воспитания у детей с 5 до 8 лет с УО»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Цели: Развитие кругозора у дошкольников; формирование, систематизация содержания нравственно-патриотического воспитания у детей.
Задачи:
- формировать экологическое сознание, интерес к природе родного края;
- воспитывать нравственное, бережное отношение к окружающему миру, любовь и гордость за родной край.
- знакомить с животными и растительным миром Поволжья, природными явлениями;
- формировать понимание и принятие духовных ценностей, основы социальной культуры;
- воспитывать нравственно – патриотические качества через знакомство с историей, культурой родного города,
- формировать основы декоративно-прикладного творчества, приобщать художественному труду;
- воспитывать уважение и бережное отношение к русским традициям;
- формировать умения взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной деятельности (танцах, музыкально-ритмических играх, хороводах);
- воспитывать у детей любовь к «малой Родине» (в данном контексте это - город Тольятти Самарской области и его ближайшие окрестности;
- активизировать, вовлечь в работу родителей;
- содействовать семейному воспитанию, в целях накопления опыта по обогащению кругозора у дошкольников.
- знакомить детей с произведениями музыкального, художественного и поэтического наследия родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugozor.docx | 63.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год
«Развитие кругозора и нравственно-патриотического воспитания у детей с 5 до 8 лет с УО»
Цели: Развитие кругозора у дошкольников; формирование, систематизация содержания нравственно-патриотического воспитания у детей.
Задачи:
- формировать экологическое сознание, интерес к природе родного края;
- воспитывать нравственное, бережное отношение к окружающему миру, любовь и гордость за родной край.
- знакомить с животными и растительным миром Поволжья, природными явлениями;
- формировать понимание и принятие духовных ценностей, основы социальной культуры;
- воспитывать нравственно – патриотические качества через знакомство с историей, культурой родного города,
- формировать основы декоративно-прикладного творчества, приобщать художественному труду;
- воспитывать уважение и бережное отношение к русским традициям;
- формировать умения взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной деятельности (танцах, музыкально-ритмических играх, хороводах);
- воспитывать у детей любовь к «малой Родине» (в данном контексте это - город Тольятти Самарской области и его ближайшие окрестности;
- активизировать, вовлечь в работу родителей;
- содействовать семейному воспитанию, в целях накопления опыта по обогащению кругозора у дошкольников.
- знакомить детей с произведениями музыкального, художественного и поэтического наследия родного края.
Месяца проведения | Тема | Мероприятия с детьми | Формы работы с родителями |
Сентябрь | «Мы с игрушками друзья» | - рассматривание картин Е.А Батуриной «Мы играем» - С/р игра «Магазин игрушек» - Д/и «В гости к нам пришёл котёнок» - релаксационные упражнения ; - просмотр презентаций «Моя любимая игрушка»; - чтение худ. литературы О.Александрова «Хорошо у нас в саду» | - Мини музей «Матрёшки»; - Консультация «Какие игрушки необходимы детям»; - изготовление игр «Познай себя». |
Октябрь | «Осень золотая» (признаки осени; урожай (овощи, фрукты); одежда осенью) | - рассматривание картинок «Осень» - лото «Времена года» - Д/и «Найди листочек»; - Д/и игра «Полезная и вредная еда»; - чтение Ю. Тувим «Овощи»; - слушание потешек «Огуречик, огуречик...» - Д/и «Соберем овощи и фрукты»; - рисование «Яблоко» -Д/и «Оденем куклу Машу на прогулку ». | Выставка поделок «Осень золотая»; - приобрести муляжи фруктов и овощей для д/и «Соберем овощи и фрукты»; - Памятка «Витамины на грядке». |
Ноябрь | «Птицы наши друзья» (дикие и домашние птицы) | - рассматривание макета «Птичий двор» (домашние птицы) - П/и «Птички летают», «Воробышки и автомобиль»; - Д/и «Найди маму»; «Кто, как кричит?»; - разрезные картинки «Домашние птицы»; - чтение «Курочка ряба»; | Акция «Покорми птиц» (изготовление кормушек); - разрезные картинки «Домашние птицы»; - рассматривание альбома с изображением диких птиц. |
Декабрь | «Новый год в детском саду» | - прослушивание музыкальных произведений на новогоднюю тематику; | - изготовление новогодних игрушек, поделок из бросового материала; |
Январь | «Зима. Зимние забавы» (признаки, приметы, одежда зимой) | - П/и «Снег кружится»; - рисование «Санки»; - П/и «Кто дальше бросит снежок». | - совместные снежные постройки на участке группы; |
Февраль | «Все профессии нужны – все профессии важны» | - рассматривание иллюстраций «Профессии»; | - изготовление атрибутов, макетов для сюжетно-ролевых игр; |
Март | «Весна. Приметы весны» | - п/и «Солнышко и дождик» | - совместное разучивание потешек; |
Апрель | «Наши пернатые друзья» (перелётные и зимующие птицы) | - П/и «Птички летают»; - рассматривание картинок, иллюстраций с перелётными и зимующими птицами; | - изготовление скворечников для скворцов; |
Май |
| - рассматривание иллюстраций, картинок «Наш город», «Транспорт»; | - изготовление атрибутов для с/р игр «Весёлый паровозик», «Машина скорой помощи». |
Растительный мир (деревья, кустарники, цветы). | - рассматривание комнатных растений в уголке природы (полив), посадка лука; | - акция «Подари д/с цветок»; |
Содержание работы по реализации программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников с ОВЗ «Ручеек»
(авторы: С.Л. Степанова, И.В. Аушкина, Е.В. Рево, Л.А. Зырянова, Е.И. Полозова).
Цель программы: систематизация, обобщение и обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания детей 4-8 лет с проблемами интеллектуального, психоэмоционального и речевого развития.
Реализации цели осуществляется посредством воспитания у детей любви к «малой Родине» (в данном контексте это - город Тольятти Самарской области и его ближайшие окрестности). В основе программы – историческое прошлое, современность и перспективы городского округа Тольятти.
Основные принципы реализации программы.
Помимо основополагающих принципов патриотического воспитания, обозначенных в Проекте Федерального закона “О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации” (принципы системно-организованного и адресного подходов, активности и наступательности), разработанная Программа основана и на таких принципах, как:
- Принцип позитивного центризма.
- Принцип непрерывности и преемственности патриотического воспитания.
- Принцип учета психофизиологических особенностей, возможностей и интересов детей.
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип взаимодействия детей, родителей, педагогов.
- Принцип организации предметно – развивающего пространства.
Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных и специально организованных психолого–педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит становление нравственной личности. При проектировании образовательной среды педагоги ДОУ ориентируются на цели развития детей, требования современной дидактики, предполагающей активную роль как взрослого, так и ребенка, специфические и индивидуальные особенности воспитанников.
Основные направления работы всех участников воспитательно-коррекционного процесса в рамках реализации программы «Ручеек»:
- Развитие у детей основ ближайшего социального окружения.
Работа по этому направлению начинается с уточнения и систематизации знаний и представлений ребенка о его семье и его роли в ней, о ближайшем социальном окружении. У дошкольников всех возрастных групп, независимо от нарушений в развитии формируются соответствующие понятия и правила о взаимоотношениях и уважении между членами семьи и общества. Это способствует формированию социальных компетентностей, бережного отношения к семейным традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Развивает у детей навык общения.
- Знакомство детей с культурой и историей города Тольятти.
Это направление связано с формированием и развитием у детей представлений об особенностях жизненного уклада жителей нашего края со времен его освоения и до настоящего времени; знакомством с традициями и обычаями народов, населяющих город, спецификой их культуры и ценностей; овладением навыками декоративно–прикладного искусства; знакомством с фольклорными жанрами; умением использовать свои знания для обогащения представлений о различных природных и социальных явлениях в повседневной жизни. Системное включение материала региональной культуры и истории не только воспитывает детей, но и открывает их интеллектуальный, нравственный, эстетический потенциал, расширяет возможности индивидуального развития.
- Формирование основ толерантного отношения к нациям и народам, населяющим город Тольятти.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с воспитанием интернационализма, развитием национальной терпимости. Работая в этом направлении, педагоги ДОУ знакомят воспитанников с многообразием национальностей, проживающих в нашей местности, их культурой и историей, воспитывают уважительное, гуманное отношение к традициям и обычаям, прививают доброжелательность к каждому человеку в отдельности, независимо от его языка и вероисповедания.
- Формирование первичных экологических и географических представлений.
Данное направление предполагает создание условий для развития у детей экологических и географических представлений, знаний о природно-климатических условиях Тольятти и Самарской области. Непосредственное общение с объектами живой природы способствует формированию у детей экологического сознания, воспитанию бережного отношения к окружающей среде, приобщению к ценностям здорового образа жизни.
Обозначенные направления Программы реализуются в каждой возрастной группе с учетом конкретных дат и праздников, что обеспечивает связь с общественными событиями.
Успешность работы с детьми с ОВЗ по нравственно-патриотическому воспитанию напрямую зависит от постепенности усложнения материала и поэтапности формирования навыков и понятий.
Содержание и планирование работы по патриотическому воспитанию дошкольников с ОВЗ
Направление 1. «Тольятти – сердце Жигулей».
Цель: формирование у дошкольников с ОВЗ эколого-географических представлений.
Задачи:
- знакомить детей с животным и растительным миром Самарской области;
- формирование элементарных знаний по географии и геологии, о ландшафтных и климатических особенностях местности;
- формировать экологическое сознание, интерес к природе родного края;
- воспитывать нравственное, бережное отношение к окружающему миру, любовь и гордость за родной край.
На основе этих знаний у ребенка происходит первичная социализация, освоение ценностных ориентиров, определяющих отношение к окружающему миру.
Направление 2. «Волга – колыбель моя».
Цель: знакомство дошкольников с ОВЗ с культурой и фольклором народов, населяющих среднюю Волгу.
Задачи:
- формировать у детей представления о реке Волге, как главном источнике вдохновения к творчеству народов, живущих по ее берегам;
- знакомить детей с произведениями музыкального, художественного и поэтического наследия родного края.
Фольклор, отражающий природные изменения, взаимоотношения между людьми, дает прекрасную возможность привить детям с ОВЗ любовь к родному краю. В работе с младшими дошкольниками используются простые попевки и произведения детского фольклора. Со старшими - более сложные произведения песенного репертуара взрослого фольклора (трудовые, календарные, обрядовые песни, песни о животных и растениях, частушки). Вершина творческих достижений – это участие детей в фольклорных праздниках, постановках театральных сценок и спектаклей с народными играми и хороводами.
Прибаутки воспитывают в детях музыкальные и творческие навыки, необходимые для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы и частушки, вызывающие у детей смех, укрепляют в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Они развивают у ребенка чувство юмора, логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки способствуют совершенствованию у детей вокальных навыков, звукопроизношения, правильной дикции, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.
Слушание и пение русских народных и авторских песен о Волге позволяет детям приобщаться к общероссийской культуре, осознать место своей «малой Родины» в музыкальном, художественном и поэтическом наследии всей страны.
При исполнении хороводных, игровых и плясовых песен, несмотря на разные вокальные данные, у дошкольников появляется возможность импровизировать, изменять мелодию, внося новые мелодические элементы, т.е. самим создавать настоящий фольклор.
Тематика данного раздела во всех возрастных группах подчинена народному календарю в соответствии с временами года, но содержание варьируется и усложняется в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.
Направление 3. «От Ставрополя до Тольятти»
Цель: формирование у детей с ОВЗ представления об истории и развитии города Тольятти и Самарской области.
Задачи:
- воспитывать нравственно – патриотические качества через знакомство с историей, культурой родного города,
- формировать интерес к истории города.
Мы с детства знакомы с основными этапами исторического развития России, с войнами и революциями, деятельностью отдельных выдающихся людей. Но, к сожалению, очень часто мало знаем об истории своей малой Родины: какие события в ней происходили, какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили. Знакомство дошкольников с ОВЗ с историей и героическим прошлым Тольятти, его достопримечательностями, населяющими его людьми и народами, с особенностями геральдики способствует восполнению у детей пробелов знаний по истории края, воспитанию чувства гордости и любви к родному городу.
Разработанная авторами Программы тематика в совокупности с использованием коррекционно-развивающих приемов работы с детьми способствует формированию у них целостного восприятия родного края. Помогает ребенку понять и принять духовные ценности наших предков, что в свою очередь формирует образованных граждан, и создает возможности для развития у детей патриотических чувств.
Направление 4. «Тольятти – гордость наша»
Цель: знакомство дошкольников с ОВЗ с народными промыслами Ставрополя-на-Волге, промышленностью и перспективами развития города Тольятти.
Задачи:
- познакомить дошкольников с основными занятиями cтавропольчан-на- Волге (рыбная ловля, земледелие, животноводство, кустарные промыслы),
- дать представления об истории развития города Тольятти (преобразование небольшого сельскохозяйственного городка в промышленный город, строительство ГЭС, ВАЗа),
- воспитывать любовь, чувство гордости за свой город.
Программа инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях ДОУ «Я + Ты». С.Л. Степанова, И.В. Аушкина, Е.В. Рево, Н.М. Муртазина
Цель: повышение социальной адаптированности детей дошкольного возраста с разным уровнем развития в рамках единой образовательной среды.
Задачи:
1. Создать образовательную среду, стимулирующую развитие дошкольников с ОВЗ и обеспечивающую комфортность совместного пребывания детей разных категорий (инклюзивное обучение).
2. Сформировать у родителей информационную компетентность и психологическую готовность к инклюзивному обучению.
3. Сформировать у дошкольников готовность и способность к взаимодействию со сверстниками в инклюзивной среде.
Принципы реализации программы:
- принцип гуманизма;
- принцип позитивного центризма;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип учета психофизиологических особенностей, возможностей и интересов детей;
- принцип развивающего обучения;
- принцип взаимодействия детей, родителей, педагогов.
Этапы реализации Программы:
I. Диагностический (сентябрь/октябрь). Выявление степени готовности ребенка к взаимодействию в среде сверстников и комплектование групп инклюзивного образования.
II. Этап реализации Программы (октябрь (для детей групп полного дня)/ноябрь (для детей ГКП) – апрель). Организация условий для взаимодействия дошкольников с разным уровнем развития в различных видах детской деятельности (игре, совместной деятельности художественно-эстетической, досуговой или спортивно-развлекательной направленности) и повышение компетентности родителей.
III. Подведение итогов (май). Диагностика промежуточного результата. Планирование дальнейшей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план работы на 2023-2024 учебный год.
Годовой план работы педагога дополнительного образованияпо изобразительной деятельности на 2023 – 2024 год. Сентябрь - подготовка изостудии к работе (подготовка изобраз...
План работы на 2023 – 2024 учебный год по теме самообразования с детьми раннего дошкольного возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике Марии Мантессори»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, поиск эффективных методик и форм работы с детьми, способствующих сенсорному развитию детей раннего возраста...
Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год Инструктора по физической культуре ДОУ
Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год Инструктора по физической культуре ДОУ ...
Перспективный план работы по взаимодействию с социальными партнерами Малышевой К.В., воспитателя группы ОРН для детей 3-4 лет МАДОУ ДС №38 «Домовенок» на 2023-2024 учебный год
Перспективный план работы по взаимодействию с социальными партнерами Малышевой К.В. Черепановой Е.Д, воспитателя группы ОРН для детей 3-4 лет МАДОУ ДС №38 «Домовенок»...
Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год педагогов-психологов
Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год педагогов-психологов МАДОУ "Детский сад №9 "Радуга"...
Перспективный план работы на 2023-2024 год по теме «Развитие любознательности, у детей 5-6 лет через опыты и экспериментирование в природе.»
план на год по опыту работы " Развитие любознательности через наблюдения в природе и экспериментирование.темы занятий, цели, задачи, содержание деятельности....