Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год «Развитие кругозора и нравственно-патриотического воспитания у детей с 5 до 8 лет с УО»
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Краснова Ирина Петровна

Цели:  Развитие кругозора у дошкольников; формирование, систематизация содержания нравственно-патриотического воспитания у детей.
Задачи:

- формировать экологическое сознание, интерес к природе родного края;

- воспитывать нравственное, бережное отношение к окружающему миру, любовь и гордость за родной край.

- знакомить с животными и растительным миром Поволжья, природными явлениями;
- формировать понимание и принятие духовных ценностей, основы социальной культуры;
- воспитывать  нравственно – патриотические качества через знакомство с историей, культурой родного города,

- формировать основы декоративно-прикладного творчества, приобщать художественному труду;
- воспитывать уважение и бережное отношение к русским традициям;
- формировать умения взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной деятельности (танцах, музыкально-ритмических играх, хороводах);
- воспитывать у детей любовь к «малой Родине» (в данном контексте это - город Тольятти Самарской области и его ближайшие окрестности;
- активизировать, вовлечь в работу родителей;
- содействовать семейному воспитанию, в целях накопления опыта по обогащению кругозора у дошкольников.

 - знакомить детей с произведениями музыкального, художественного и поэтического наследия родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugozor.docx63.03 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год
     «Развитие кругозора и нравственно-патриотического воспитания у детей с 5 до 8 лет  с УО»

Цели:  Развитие кругозора у дошкольников; формирование, систематизация содержания нравственно-патриотического воспитания у детей.
Задачи:
- формировать экологическое сознание, интерес к природе родного края;

- воспитывать нравственное, бережное отношение к окружающему миру, любовь и гордость за родной край.

- знакомить с животными и растительным миром Поволжья, природными явлениями;
- формировать понимание и принятие духовных ценностей, основы социальной культуры;
- воспитывать  нравственно – патриотические качества через знакомство с историей, культурой родного города,

- формировать основы декоративно-прикладного творчества, приобщать художественному труду;
- воспитывать уважение и бережное отношение к русским традициям;
- формировать умения взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной деятельности (танцах, музыкально-ритмических играх, хороводах);
- воспитывать у детей любовь к «малой Родине» (в данном контексте это - город Тольятти Самарской области и его ближайшие окрестности;
- активизировать, вовлечь в работу родителей;
- содействовать семейному воспитанию, в целях накопления опыта по обогащению кругозора у дошкольников.

 - знакомить детей с произведениями музыкального, художественного и поэтического наследия родного края.


Месяца проведения

Тема

Мероприятия с детьми

Формы работы с родителями

Сентябрь

«Мы с игрушками друзья»

- рассматривание картин Е.А Батуриной «Мы играем»

- С/р игра «Магазин игрушек»

- Д/и «В гости к нам пришёл котёнок»

- релаксационные упражнения ;

- просмотр презентаций «Моя любимая игрушка»;

- чтение худ. литературы О.Александрова «Хорошо у нас в саду»

- Мини музей «Матрёшки»;

- Консультация «Какие игрушки необходимы детям»;

- изготовление игр «Познай себя».

Октябрь

«Осень золотая»

(признаки осени; урожай (овощи, фрукты);  одежда осенью)

- рассматривание картинок «Осень»
Цель - воспитывать любовь к природе;

- лото «Времена года»

- Д/и «Найди листочек»;

- Д/и игра «Полезная и вредная еда»;

- чтение Ю. Тувим «Овощи»;

- слушание потешек «Огуречик, огуречик...»

- Д/и «Соберем овощи и фрукты»;

- рисование «Яблоко»

-Д/и «Оденем куклу Машу на прогулку ».

Выставка поделок «Осень золотая»;

- приобрести муляжи фруктов и овощей для д/и «Соберем овощи и фрукты»;

- Памятка «Витамины на грядке».

Ноябрь

«Птицы наши друзья» (дикие и домашние птицы)

- рассматривание макета «Птичий двор» (домашние птицы)

- П/и «Птички летают», «Воробышки и автомобиль»;

- Д/и «Найди маму»; «Кто, как кричит?»;

- разрезные картинки «Домашние птицы»;

- чтение «Курочка ряба»;
- трудовая деятельность «Покорми птиц хлебными крошками и зернышками».

Акция «Покорми птиц» (изготовление кормушек);

-  разрезные картинки «Домашние птицы»;

- рассматривание альбома с изображением диких птиц.

Декабрь

«Новый год в детском саду»

- прослушивание музыкальных произведений на новогоднюю тематику;
- разучивать стихотворений: «Новый год», «Дед Мороз», «Снежинки»;
- рассматривание книжек, иллюстраций про «Новый год»;
- п/и «Снежинки», «

- изготовление новогодних игрушек, поделок из бросового материала;
-
Памятка:
«Как безопасно провести Новый год и Рождество». 

Январь

«Зима. Зимние забавы» (признаки, приметы, одежда зимой)

- П/и «Снег кружится»;
- разучивание стихотворения  «А у нас в саду гора»;
- рассматривание картинок, иллюстраций «Зимние виды игр»;
- Д/и «Собери снеговика»

- рисование «Санки»;

- П/и «Кто дальше бросит снежок».


- совместные снежные постройки на участке группы;
- консультация «Зимние виды детских игр на свежем воздухе»

Февраль

«Все профессии нужны – все профессии важны»

- рассматривание иллюстраций «Профессии»;
- д/и «Кто это?, «Кому, что нужно?»;
- с/р игр «Больница», «Парикмахерская»

- изготовление атрибутов, макетов для сюжетно-ролевых игр;

Март

«Весна. Приметы весны»

- п/и «Солнышко и дождик»
- лото «Времена года»;
д/и «Собери цветок»;
- разучивание потешки «Весна, весна красна…»

- совместное разучивание потешек;
- выставка рисунков «Весна пришла»

Апрель

«Наши пернатые друзья» (перелётные и зимующие птицы)

- П/и «Птички летают»;
«Воробышки и кот», «Птички- невелички»;

- рассматривание картинок, иллюстраций с перелётными и зимующими птицами;
- лепка «Возвращение уток».

- изготовление скворечников для скворцов;
- п/г «Птичка»

Май


«Наш город» (Тольятти, транспорт, ПДД)

- рассматривание иллюстраций, картинок «Наш город», «Транспорт»;
- чтение худ. литературы
Т. А. Шорыгиной «Мой грузовик», «Наш помощник светофор», «Песенка пешехода»;
- лепка «Светофор»;
- п/и «Едем на автобусе домой»;
- П/и «Светофор»; «Цветные автомобили»;
- П/г «Машина»

- изготовление атрибутов для с/р игр «Весёлый паровозик»,  «Машина скорой помощи».

Растительный мир (деревья, кустарники, цветы).

- рассматривание комнатных растений в уголке природы (полив), посадка лука;
- трудовая деятельность на огороде детского сада;
- рассматривание картинок: деревья и цветы нашего края;
- д/и «Найди листочек для божьей коровки»;
- рисование «Одуванчики на лугу».

- акция «Подари д/с цветок»;
- подбор иллюстраций деревьев и цветов нашего края;
- изготовление весенних цветов из картона,  поделки  для украшения веранды из бросового материала.





Содержание работы по реализации программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников с ОВЗ «Ручеек»

(авторы: С.Л. Степанова, И.В. Аушкина, Е.В. Рево, Л.А. Зырянова, Е.И. Полозова).

Цель программы: систематизация, обобщение и обогащение содержания нравственно-патриотического воспитания детей 4-8 лет с проблемами интеллектуального, психоэмоционального и речевого развития. 

Реализации цели осуществляется посредством воспитания у детей любви к «малой Родине» (в данном контексте это - город Тольятти Самарской области и его ближайшие окрестности). В основе программы –  историческое прошлое, современность и перспективы городского округа Тольятти.

Основные принципы  реализации программы.

Помимо основополагающих принципов патриотического воспитания, обозначенных в Проекте  Федерального закона “О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации” (принципы системно-организованного и адресного подходов, активности и наступательности), разработанная Программа основана и на таких принципах, как:

  • Принцип позитивного центризма.  
  • Принцип  непрерывности и  преемственности патриотического воспитания.
  •  Принцип учета  психофизиологических особенностей, возможностей и интересов детей.
  • Принцип развивающего обучения.  
  • Принцип взаимодействия детей, родителей, педагогов.
  • Принцип организации предметно – развивающего пространства.

Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных и специально организованных психолого–педагогических условий, в результате взаимодействия которых происходит становление нравственной личности. При проектировании образовательной среды педагоги ДОУ ориентируются на цели развития детей, требования современной дидактики, предполагающей активную роль как взрослого, так и ребенка, специфические и индивидуальные особенности воспитанников.

Основные направления работы всех участников воспитательно-коррекционного процесса в рамках реализации программы «Ручеек»:

  • Развитие у детей основ ближайшего социального окружения.

Работа по этому направлению начинается с уточнения и систематизации знаний и представлений ребенка о его семье и его роли в ней, о ближайшем социальном окружении. У дошкольников всех возрастных групп, независимо от нарушений в развитии формируются соответствующие понятия  и правила о взаимоотношениях и уважении между членами семьи и общества. Это способствует формированию социальных компетентностей,  бережного отношения  к семейным традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Развивает у детей навык общения.

  • Знакомство детей с  культурой и историей города Тольятти.

Это направление связано с формированием и развитием у детей представлений об особенностях жизненного уклада жителей нашего края со времен его освоения и до настоящего времени; знакомством с традициями и обычаями народов, населяющих город,  спецификой их культуры и ценностей; овладением навыками декоративно–прикладного искусства; знакомством с фольклорными жанрами; умением использовать свои знания для обогащения представлений о различных природных и социальных явлениях в повседневной жизни. Системное включение материала региональной культуры и истории не только воспитывает детей, но и открывает их интеллектуальный, нравственный, эстетический потенциал, расширяет возможности индивидуального развития.

  • Формирование  основ  толерантного отношения к нациям и  народам, населяющим город Тольятти.

Патриотическое воспитание неразрывно связано с воспитанием интернационализма, развитием национальной терпимости. Работая в этом направлении, педагоги ДОУ знакомят воспитанников с многообразием национальностей, проживающих в нашей местности, их культурой и историей,  воспитывают уважительное, гуманное отношение к традициям и обычаям, прививают доброжелательность к каждому человеку в отдельности, независимо от его языка  и вероисповедания.

  • Формирование первичных экологических и географических представлений.

Данное направление предполагает создание условий для развития у детей экологических и географических представлений, знаний о природно-климатических условиях Тольятти и Самарской области. Непосредственное общение с объектами живой природы способствует формированию у детей экологического сознания, воспитанию бережного отношения  к окружающей среде, приобщению к ценностям здорового образа жизни.

Обозначенные направления Программы реализуются в каждой возрастной группе с учетом конкретных дат и праздников, что обеспечивает связь с общественными событиями.

Успешность работы с детьми с ОВЗ по нравственно-патриотическому воспитанию напрямую зависит от постепенности усложнения материала и поэтапности формирования навыков и понятий.

Содержание и планирование работы  по патриотическому воспитанию дошкольников с ОВЗ

Направление 1. «Тольятти – сердце Жигулей».

Цель: формирование у дошкольников с ОВЗ эколого-географических представлений.

Задачи:

- знакомить детей с животным и растительным миром Самарской области;

- формирование элементарных знаний по географии и геологии, о ландшафтных и климатических особенностях местности;

- формировать экологическое сознание, интерес к природе родного края;

- воспитывать нравственное, бережное отношение к окружающему миру, любовь и гордость за родной край.

        На основе этих знаний у ребенка происходит первичная социализация, освоение ценностных ориентиров, определяющих отношение к окружающему миру.  

Направление 2. «Волга – колыбель моя».

Цель: знакомство дошкольников с ОВЗ с культурой и фольклором народов, населяющих среднюю Волгу.

Задачи:

- формировать у детей представления о реке Волге, как главном источнике вдохновения к творчеству народов, живущих по ее берегам;

- знакомить детей с произведениями музыкального, художественного и поэтического наследия родного края.

Фольклор,  отражающий природные изменения, взаимоотношения между людьми, дает прекрасную возможность привить детям с ОВЗ любовь к родному краю. В работе с младшими дошкольниками используются простые попевки и произведения детского фольклора. Со старшими - более сложные произведения песенного репертуара взрослого фольклора (трудовые, календарные, обрядовые песни, песни о животных и растениях, частушки). Вершина творческих достижений – это участие детей в фольклорных праздниках, постановках театральных сценок и спектаклей с народными играми и хороводами.

Прибаутки воспитывают в детях музыкальные и творческие навыки, необходимые для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы и частушки, вызывающие у детей смех, укрепляют в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Они развивают у ребенка чувство юмора, логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Скороговорки способствуют совершенствованию у детей вокальных навыков, звукопроизношения, правильной дикции, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.

Слушание и пение русских народных и авторских песен о Волге позволяет детям приобщаться к общероссийской культуре, осознать место своей «малой Родины» в музыкальном, художественном и поэтическом наследии всей страны.

При исполнении хороводных, игровых и плясовых песен, несмотря на разные вокальные данные, у дошкольников появляется  возможность импровизировать,  изменять мелодию, внося новые мелодические элементы, т.е. самим создавать настоящий фольклор.

Тематика данного раздела во всех возрастных группах подчинена народному календарю в соответствии с временами года, но содержание варьируется и усложняется в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.

Направление 3. «От Ставрополя до Тольятти»

Цель: формирование у детей с ОВЗ представления об истории и развитии города Тольятти и Самарской области.

Задачи:

- воспитывать  нравственно – патриотические качества через знакомство с историей, культурой родного города,

- формировать интерес к истории города.

Мы с детства  знакомы с основными этапами исторического развития  России, с войнами и революциями, деятельностью отдельных выдающихся людей. Но, к сожалению, очень часто мало знаем об истории своей малой Родины: какие события в ней происходили, какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили. Знакомство дошкольников с ОВЗ с историей и героическим прошлым Тольятти, его достопримечательностями, населяющими его людьми и народами, с особенностями геральдики способствует восполнению у детей пробелов знаний по истории края, воспитанию чувства гордости и любви  к  родному городу.

Разработанная авторами Программы тематика в совокупности с использованием коррекционно-развивающих приемов работы с детьми способствует формированию у них целостного восприятия родного края. Помогает ребенку понять и принять духовные ценности наших предков, что в свою очередь формирует  образованных граждан, и создает возможности для  развития у детей патриотических чувств.

Направление 4. «Тольятти – гордость наша»

Цель: знакомство дошкольников с ОВЗ с народными промыслами Ставрополя-на-Волге, промышленностью и перспективами развития города Тольятти.

Задачи:

- познакомить дошкольников с основными занятиями cтавропольчан-на- Волге (рыбная ловля, земледелие, животноводство, кустарные промыслы),

- дать представления об истории развития города Тольятти (преобразование небольшого сельскохозяйственного городка в промышленный город, строительство ГЭС, ВАЗа),

- воспитывать любовь, чувство гордости за свой город.

Программа инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях ДОУ «Я + Ты». С.Л. Степанова, И.В. Аушкина, Е.В. Рево, Н.М. Муртазина

Цель: повышение социальной адаптированности детей дошкольного возраста с разным уровнем развития в рамках единой образовательной среды.

Задачи:

1. Создать образовательную среду, стимулирующую развитие дошкольников с ОВЗ и обеспечивающую комфортность совместного пребывания детей разных категорий (инклюзивное обучение).

2. Сформировать у родителей информационную компетентность и психологическую готовность к инклюзивному обучению.

3. Сформировать у дошкольников готовность и способность к взаимодействию со сверстниками в инклюзивной среде.

Принципы  реализации программы:

  • принцип гуманизма;
  • принцип позитивного центризма;  
  • принцип единства диагностики и коррекции;
  •  принцип учета  психофизиологических особенностей, возможностей и интересов детей;
  • принцип развивающего обучения;  
  • принцип взаимодействия детей, родителей, педагогов.

Этапы реализации Программы:

I.  Диагностический (сентябрь/октябрь).  Выявление степени готовности ребенка к взаимодействию в среде сверстников и комплектование групп инклюзивного образования.

II. Этап реализации Программы (октябрь (для детей групп полного дня)/ноябрь (для детей ГКП)  – апрель). Организация условий для взаимодействия дошкольников с разным уровнем развития в различных видах детской деятельности (игре, совместной деятельности художественно-эстетической, досуговой или спортивно-развлекательной направленности) и повышение компетентности родителей.

III. Подведение итогов (май). Диагностика промежуточного результата. Планирование дальнейшей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы на 2023-2024 учебный год.

Годовой план работы педагога дополнительного образованияпо изобразительной деятельности на 2023 – 2024 год.  Сентябрь - подготовка изостудии к работе (подготовка изобраз...

План работы на 2023 – 2024 учебный год по теме самообразования с детьми раннего дошкольного возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике Марии Мантессори»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, поиск эффективных методик и форм работы с детьми, способствующих сенсорному развитию детей раннего возраста...

Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год Инструктора по физической культуре ДОУ

  Перспективный план работы  на 2023-2024 учебный год                    Инструктора  по физической культуре  ДОУ  ...

Перспективный план работы по взаимодействию с социальными партнерами Малышевой К.В., воспитателя группы ОРН для детей 3-4 лет МАДОУ ДС №38 «Домовенок» на 2023-2024 учебный год

Перспективный план работы по взаимодействию с социальными партнерами Малышевой К.В.    Черепановой Е.Д, воспитателя группы ОРН для детей 3-4 лет МАДОУ ДС №38 «Домовенок»...

Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год педагогов-психологов

Перспективный план работы на 2023-2024 учебный год педагогов-психологов МАДОУ "Детский сад №9 "Радуга"...

Перспективный план работы на 2023-2024 год по теме «Развитие любознательности, у детей 5-6 лет через опыты и экспериментирование в природе.»

план на год по опыту работы " Развитие любознательности через наблюдения в природе и экспериментирование.темы занятий, цели, задачи, содержание деятельности....