"Использование приёмов ТРИЗ и РТВ при составлении творческих рассказов по картине"
консультация
консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_pryomov_triz_i_rtv_pri_sostavlenii_tvorcheskihrasskazov_po_kartine.ppsx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы обучения рассказыванию Традиционная Творческая Картина предъявляется детям в начале занятия, т.е. не демонстрируется им заранее. Воспитатель готовит вопросы детям по содержанию кар тины. Обычно дошкольники сами не задают вопросов. Рекомендуется использовать образец рассказа воспитателя по картине. На занятии всей группы детей заслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами. Качество рассказов оценивается воспитателем, как правило, на уровне «хорошо — плохо». Не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно пополнение словаря, формирование грамматического строя речи, а тем более составление собственного речевого продукта за короткое время, отведенное на занятии (15-30 мин.). Рассказы детей фактически являются вариантами образца рас сказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстник ов , потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст — им отводится роль пассив ного слушателя. Уже через 1-2 дня забывают даже название картины и не помнят ее смыслового значения. Не решается задача формирования обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине, т.к. ребенок не пони мает, по каким правилам он строится. И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по кар тине. Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей в течение двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема (или значок) совершенного мыслительного действия. Позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности. Основная дидактическая задача — не обучение составлению конкретного рассказа по конкретной картине, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Позволит ребенку успешно составлять связный текст по картине, а значит, мотивировать и активизировать свою познавательную позицию. Методика составления творческого рассказа по картине пред назначена для обучения детей 3,5-7 лет усвоению способов создания связного текста по сюжетной картине. Даже через неделю дети способны составить рассказ по данной картине по памяти. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер. У ребенка к концу дошкольного возраста формируются обобщенные правила организации умственной деятельности, и он не только составляет свой собственный рассказ
Этап 1. Определение объектов на картине Цели: учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их; учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»; активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). Алгоритм определения состава картины: Перечислить объекты, изображённые на картине; Схематически изобразить их на листе бумаги; Сгруппировать по какому-либо признаку; Правило этого этапа «Смотрю на картину и на зываю объекты» Эмблема этапа
Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине Цели: учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками; учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»; активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов). Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине Выдели два объекта на картине. Объясни, почему они между собой связаны. Объедини названные объекты стрелками. Правила этого этапа : «Все объекты между собой связаны», «Один объект связан с другим, потому что...» и т.д. Эмблема этапа
Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине Цели: учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям; учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»; активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных). Алгоритм составления загадок Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с другими. Выбери предмет на картине и перечисли его особенности — признаки (цвет, форму, его части...). Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку: Какой предмет? Что такое же у других предметов? Что делает? Кто или что делает так же? На что это похоже? Чем отличается? Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой. Найди в них общее. Составь текст загадки с помощью слов: «как», но не».
Алгоритм составления сравнений 1. Выбери предмет, изображен ный на картине Пример: Мяч 2. Что ты можешь сказать, напри мер, о его форме? Мяч по форму круглый 3. Какие ее предметы, круглые по форме, ты знаешь? По форме мяч — круглый, как солнце 4. Составь словосочетание: «Мяч по форме похож на...» Круглые по форме колесо, солнце, Колобок... И т.д.
Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств Цели: учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание); учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»; активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения. Алгоритм мыслительных действий 1. Посмотри на картину, «войди в нее». 2. Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине. 3. Опиши свои ощущения. Эмблемы этапа :
Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины Цели: учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты; активизировать речь с помощью рифмующихся слов; Алгоритм составления рифмованных текстов создан на основе сочинения лимериков 1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине Пример 2. Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом Мячик — зайчик; девочка — припевочка ; бантик — фантик; палочка — помогалочка и т.д. Жила-была девочка, И была она припевочка . На голове у нее бантик — Он похож на фантик. 3. Теперь составь стишок из этих четырех строчек 4. Добавь о девочке пятую строчку (можно без рифмы) по содер жанию картины Жила-была девочка, И была она припевочка ; На голове у нее бантик — Он похож на фантик 5. Выразительно прочти стишок Жила-была девочка, И была она припевочка ; На голове у нее бантик — Он похож на фантик. Она веселилась и не знала пока о своей неприятности.
Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия); учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине» Алгоритм мыслительных действий Выбери предмет. Определи, где он находится на картине. Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему: а) как это видит тот, кто рассматривает картину; б) с позиции выбранного предмета. Правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине». Эмблема этапа:
Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения Цели: упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени; учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине; учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня... характер» (определение вставляется по смыслу); активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта. Алгоритм мыслительных действий Выбери героя на картине. Определи его настроение или свойства характера. «Войди» в образ героя (представь себя им). Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине. Правило этого этапа: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня ... характер». Эмблема этапа:
Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени Цели: учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени; учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»; активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было — будет; утро — вечер; весна — осень; раньше — позже; до того — после того...). Алгоритм мыслительных действий Выбери объект, определи его состояние в настоящее время. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков, действий. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта. Правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом» . Эмблема этапа:
Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины Цели: учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины; учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений; активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины; учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Алгоритм мыслительных действий Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог.) Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины. Правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Эмблема этапа:
РЕКОМЕНДАЦИИ Игры с сюжетной картинкой не обязательно растягивать на две недели. Вы можете проводить их в любой последовательности. Но обязательно надо начинать с первых двух этапов. Заранее готовить эмблемы этапов не обязательно — лучше вместе с ребенком обсудить и составить схему (эмблему) уже проведенной игры. Попробуйте сами сочинить рассказ по картине, но озвучивайте его только после того, как ребенок рассказал свой. Обязательно записывайте детские рассказы! Проанализировав созданный ребенком текст, Вы можете наметить пути дальнейшего развития речи ребенка. Предложив ребенку сделать рисунок к рассказу, Вы научите его иллюстрировать собственные тексты. Собрав творческие продукты ребенка воедино, можете создать книгу речевого и изобразительного творчества!
Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной Методические рекомендации - Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине. Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине. - «Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию , наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта. - «Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине. В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой. - «Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.
- « Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене. - «Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит». - К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе. Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи». - К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами. Предложить детям составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками». - К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. Дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека, того или иного живого существа, изображенного на картине. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.
- «Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом. Ведущий выбирает объект, предлагает играющим прокатиться на Машине времени и рассказать о том, что было с ним в прошлом и что, возможно, будет в будущем. - «В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени. Воспитатель предлагает пригласить в гости Волшебников Времени. Дети выбирают себе любой объект, называют конкретного волшебника и описывают, что может произойти в результате воздействия волшебника на объект. ПР: пришел Волшебник Быстрых Минут в картину «Кошка с котятами» и дотронулся до молока в блюдце - хозяйка налила его недавно, а оно уже прокисло. Обсудить ситуацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения составлению творческих рассказов по картине детей 5-6 лет с использованием ТРИЗ "Нескучные картинки"
В программе описываются цели, задачи, содержится план мероприятий на год,...
Открытое занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «Картинка без запинки» "Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы»
Цель работы по картине: развитие мыслительных действий, ведущих к умению подробно рассматривать картину.Задачи:- формировать умение: делить на части и объединять; устанавливать причинно - сл...
Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...
«Вернисаж пейзажей» - составление творческих рассказов по картинам русских художников с использованием ТРИЗ технологий
Конспект занятия с элементами триз технологии...
Цикл конспектов НОД по развитию речи, используя метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине".
Цикл конспектов НОД по развитию речи, используя метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине"....
Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ....