Статья "Семья в современном обществе"
статья
В данной статье представлены материалы по работе с семьёй
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_semya_v_sovremennom_obshchestve.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тупицына О.А,
Первая квалификационная категория
учитель-логопед МБДОУ ПГО Детский сад 32,
Полевской ГО
Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекции речевых
нарушений детей с ОВЗ.
Аннотация. Устранение речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи требует больших усилий и времени. Речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями требуют закрепления в повседневной жизни. Поэтому одной из важнейших задач логопеда является помощь родителям в осознании своей роли в процессе развития ребенка. В семье ребенок чувствует себя комфортно и не замечает своих недостатков. Попадая в новую обстановку, он начинает испытывать неудобства, связанные с непониманием со стороны сверстников и взрослых.
Ключевые слова: развитие речи, родители, взаимодествие, инновационные технологии.
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:
развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных способностей;
формирование полноценной звуковой культуры
расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;
развитие диалогической и монологической форм речи.
Одним из путей повышения родителей работы с такими детьми, мне видится использование разнообразных форм работы с семьёй с целью вовлечения родителей в процесс работы с детьми по развитию речи. Необходимо, чтобы детский сад стал «открытой» системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на доверии, понимании. Для этого надо логопеду создавать условия для положительного развития и вовлекать в процесс родителей.
Родители должны нацелиться на систематическую, длительную работу с ребенком. Помнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте - всему свое время.
Первое, родители должны знать своих детей, и не просто знать, а видеть их положительные и отрицательные стороны, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Чаще всего родители не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с состоянием их здоровья (аденоиды, хронический ринит и т.д.) и считают, что с возрастом все пройдет и речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.
Второе, родители должны помнить, что на эффективность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, личный пример. Для того, чтобы создать благотворную почву для развития речи ребенка, родителям необходимо следить за своей речью, хвалить ребенка за красивые высказывания, поощрять интерес к речевым играм, чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию, общению во время совместного труда, каких-либо занятий.
На открытых занятиях логопед будет показывать родителям логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.), чтобы родителю легче было заниматься дома с ребёнком. Когда поставленный звук на этапе автоматизации, нужно обратить внимание родителей, что необходимо усилить контроль за речью ребёнка.над поставленными звуками, так как ребёнку трудно сломать «старый» стереотип. Распространённая ситуация, когда родители жалуются: «Не хочет заниматься дома!». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку или в непонимании коррекционных задач. У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. В этом случаи нужно обьяснить ребёнку, что не всё сразу получалось и у них. Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить, что у него всё получиться и он научиться говорить, так как все дети. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс. Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок.
Как в этом случае помочь родителям научиться «правильно» указывать на ошибки детей?
Правила исправления грамматических ошибок у детей младшего дошкольного возраста:
1. Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся надо сказать).
2. Нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
3. Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. При этом допустимо исправление, отстроченное во времени.
4. При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками.
Ещё одной важной составляющей работы учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья являютя инновационные технологии, которые позволяют учителю-логопеду эффективно взаимодействовать с родителями, улучшая качество и результаты работы:
1. Использовании онлайн-платформ для коммуникации между учителем-логопедом и родителями. Это может быть специализированный чат или форум, где родители могут задавать вопросы, делиться опытом и получать поддержку от других родителей. Такой формат общения позволит сохранять постоянную связь между учителем-логопедом и родителями, а также создаст возможность для обмена информацией и опытом.
2. Использование видеоинструкций. Учителю-логопеду можно записывать короткие видеоуроки или инструкции по выполнению различных упражнений или игр для развития коммуникативных навыков детей. Подобные видеоинструкции могут быть доступны родителям через онлайн-платформу или отправлены им по электронной почте. Такой подход позволит родителям самостоятельно заниматься с детьми в удобное для них время, а также повторять и закреплять материал.
3. Проведение онлайн-вебинаров или тренингов для родителей.
В заключение, инновационные технологии являются ценным инструментом для учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
#1041;асова С.Н. Использование современных технологий социализации дошкольника/ С.Н. Басова.- М.: Эксмо, 87 с
2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Фоминых Е. Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Логопед. 2009. №7.
4. Чистякова М.И., «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002.
5. Щедрова Е.А., Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.// Дошкольное воспитание 2000. №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные ценности в современном обществе
Новое время, новые ритмыСемейные ценности это то, что важно, ценно (тавтология, но иначе никак!), уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Для большинства семейные ценности приблиз...
Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.
Представлен опыт работы по формированию нравственных качеств личности у старших дошкольников.Предлагается одно занятию по формированию у дошкольников доброжелательности....
Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.
Представлены материалы по формированию у детей нравственных ценностей . Игры-занятия по воспитанию у детей доброжелательности к окружающим людям проводятся в старших дошкольных группах...
Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.
В нашем МБДОУ № 5 одним из приоритетных направлений является нравственное воспитание. Особое внимание мы уделяем формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. ...
Творческий проект Гавриловой А.А. для детей среднего дошкольного возраста "Многоликий город Санкт - Петербург".(социализация дошколят в современном обществе)
Демонстрация игровых ситуаций с дошколятами . Цель проекта: развитие чувства толерантности....
Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"
Статья "Воспитание здорового ребенка в современном обществе"...
Преемственность дошкольного и начального общего образования в современном обществе
Оценка сайтов по проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования. 1. http://detskiysad.ru/ped/doshkol18.html Этот сайт предлагает книгу «Дошкольная педагогика» в сокращ...