Конспект семинара-практикума для педагогов "Обучение детей составлению загадок"
материал

Карандашова Светлана Ивановна

Ознакомление педагогов с технологией "Обучение детей составлению загадок", используя схемы-модели Нестеренко А. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_obuchenie_detey_sostavleniyu_zagadok.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 «Сибирячок»

Г.Назарово Красноярского края

Конспект семинара – практикума

для педагогов

«Обучение детей составлению загадок»

Разработала:

Воспитатель

1 квалификационной категории

Карандашова С. И.

2016 год

Семинар – практикум для педагогов

«Обучение детей составлению загадок»

Цель: повышение компетентности педагогов в сфере инновационных технологий.

Задачи:

- познакомить педагогов с технологией «Обучение детей составлению загадок»;

- развивать навыки совместного творчества между взрослыми и детьми;

- воспитывать уважение к соучастнику творческого процесса.

Содержание семинара-практикума:

1.Знакомство с технологией «Обучение детей составлению загадок»

2.Практическая часть. Составление загадок.

3. Рефлексия.

Ходсеминара-практикума:

  1. Технология составления загадок.

Традиционно в дошкольном возрасте работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта (понимание, озарение, догадка) или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей дошкольного возраста. Данная технология позволяет научить составлять загадки дошкольников. В процессе составления загадок развиваются мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике с детьми дошкольного возраста используются три основных моделисоставления загадок. Обучение должно идти следующим образом:

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку, про какой-либо объект.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект  (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам:

- Какой самовар по цвету? – Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? – Шипящий.

Заполняется вторая строка левой части таблицы.

- Какой самовар по форме? – Круглый.

Заполняется третья строка левой части таблицы.

Воспитатель просит  детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения  (правая часть таблицы).

Пример:  Блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета.

                  Шипящий – вулкан, но не спокойный, а проснувшийся.

                  Круглый – арбуз,  бывает, спелый.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная монета

Шипящий

Проснувшийся вулкан

Круглый

Спелый  арбуз

После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей, или каким либо ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

После освоения модели, «Какой – что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с 1 моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает также?

Загадка про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).

- Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).

- Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение»).

- Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»)

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как» и «Но не».

Пример: Составление загадки про ежика с приемом «завышение»:

- «Пыхтит как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

Пример: Составление загадки про ежика с приемом «занижение».

- «Пыхтит, но не старый чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый дедушка».

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное

На что похоже?

Чем отличается?

Загадка про гриб:

- На что похож гриб?

- На мужичка.

- А чем отличается от мужичка?

- У гриба нет бороды.

- А еще на что похож?

- На дом, но без окон.

- А еще?

- На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки:«Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

  1. Практическая часть. Составление загадок.

Педагоги делятся на 3 подгруппы. Им раздаются листы со схемами и картинки для составления загадок. Затем каждая подгруппа представляет свою загадку.

  1. Рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология обучения детей составлению загадок

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогичес...

Использование социоигровых технологий в процессе обучения детей составлению загадок в подготовительной группе

Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана...

Обучение детей составлению загадок в подготовительной группе "В магазине"

В данном конспекте представлена схема работы по обучению детей отгадыванию и составлению загадок в ходе сюжетно-ролевой игры....

Загадки и речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способству...

Мастер-класс "Методы обучения детей составлению загадок".

При работе с загадками у детей развивается: мышление,   речь,  внимание,  память, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире....

Обучения детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии

Презентация "Обучение детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии"...

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста. Методика обучения детей составлению загадок.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формир...