Обучение детей составлению загадок в подготовительной группе "В магазине"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
В данном конспекте представлена схема работы по обучению детей отгадыванию и составлению загадок в ходе сюжетно-ролевой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sotsioigrovykh_tekhnologiy_v_protsesse.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование социоигровых технологий в процессе
обучения детей составлению загадок в подготовительной группе
Программное содержание:
1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.
2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устанавливать связи, отбирать необходимый и достаточный набор признаков для составления загадки.
3. С помощью набора картинок учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения.
4. Обогащение и активизация словаря: магазин, супермаркет, кассир, продавец-консультант, грузчик. Формировать речь-доказательство.
5. Закрепить умение работать с моделью.
6. Развивать мышление, внимание.
7. Воспитывать уважение и терпимость к ответам товарищей.
Предварительная работа: чтение загадок о фруктах и овощах, работа по модели.
Материал к занятию: муляжи фруктов и овощей, карточки с изображением мяча, шляп, груши, пакеты, модель (на листе бумаги изображены: человек – назначение и способы использования предмета; геометрические фигуры – форма предмета; цветовой спектр – цвет предмета; кусочки ткани – материал (гладкий, шероховатый).
Занятие проводится на ковре, в сюжетно-ролевом уголке «семья», «магазин».
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня на обед к нам придут гости. Русская пословица говорит: «Умел в гости звать, умей и угощать». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (различные ответы детей) .
Воспитатель: Да, вы правы. Раз мы гостей позвали, то обязательно должны показать, что готовились к их приходу, ждали. Поэтому и принято на Руси гостей угощать. А чтобы приготовить еду, нам нужно купить продукты. Куда мы пойдем за продуктами? (в магазин)
Воспитатель: Как называют человека, который в магазине продает товар? (продавец) А кто еще работает в магазине? (охранник, грузчик, уборщик, директор)
Воспитатель: Чем отличается магазин от супермаркета? (супермаркет большой, магазин маленький)
Воспитатель: Да, действительно магазин по размеру меньше, чем супермаркет. Но не только этим они отличаются. Обычно в магазине продают один вид товаров: или продукты. Как будет назваться такой магазин? (продуктовый). Или бытовую технику, как называется такой магазин? (магазин бытовой техники). Или игрушки (магазин игрушек). А в супермаркете продают все эти товары вместе. Поэтому и продавцы там работают не такие как в обычном магазине. В супермаркете можно встретить продавца-консультанта, он консультирует, помогает выбрать нам нужный товар. А вот платить мы будем за этот товар кассиру.
Воспитатель: Давайте возьмем сумки и отправимся в магазин.
Воспитатель: Мы пришли в необычный магазин, где для покупки нам нужны не деньги, а загадки.
Воспитатель загадывает детям загадки:
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)
Воспитатель: О каком фрукте говорится в этих загадках? (о сливе)
Что описывают в первой загадке про сливу, с чем ее сравнивают? (слива как шар, цвет синий)
Что говорят про сливу во второй загадке? (слива синяя сверху, внутри желтая, она сладкая)
Чем похожи эти загадки? (говорится об одном предмете) .
Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.
(Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.
(Арбуз.)
Воспитатель выставляет ряд картинок (мяч, лампа, шляпа)
Воспитатель: Посмотрите на эти картинки и скажите на какую из них похож арбуз? (мяч) Почему? («Арбуз, как мячик круглый, он полосатый»; «А еще арбуз похож на шарик»)
Воспитатель: Молодцы, а теперь найдите предмет, похожий на эту картинку. Выставляет картинку с лампочкой. (груша) Почему вы так решили? («Груша похожа, потому что они висят и похожи по форме» Некоторые говорят известную загадку: Висит груша – нельзя скушать.)
Воспитатель: Осталась у нас одна картинка, какой предмет подходит к ней? (Гриб. У гриба шляпка на ножке, вот здесь картинка со шляпой) .
Воспитатель: Помните мы с вами описывали предмет по модели (показывает модель) Чтобы нам купить яблоко, мы должны описать его признаки по этой модели.
Воспитатель:
• «Какой формы яблоко, есть ли эта форма на модели? »
• «Какого цвета яблоко? Каких цветов бывает? »
• «Какое яблоко на ощупь? »
• «Как оно используется человеком? »
Ответы детей:
– Яблоко круглое, похоже на шар, круг.
– Оно зеленое, но бывают разные яблоки желтые, красные, смешанных цветов.
– Оно гладкое вот как здесь.
– Варят варенье, есть сок яблочный. Пироги пекут с яблоками
Воспитатель: А теперь, чтобы купить оставшиеся продукты вы должны сами загадать о них загадки по этой модели. А остальные – отгадать.
- Круглый, оранжевый, шершавый, люди его выращивают, делают из него сок, он вкусный.
- Это апельсин, я догадалась сразу, потому что он оранжевый.
Воспитатель: Мы купили все продукты. Давайте отправимся домой.
Садятся на коврик. Вынимают из пакетов продукты.
Воспитатель: расскажите, какие продукты вы купили в магазине? Что из них можно приготовит? (Я купила яблоки, из них можно выжать сок. Я купил помидоры, огурцы. Из них можно сделать салат) .
Воспитатель: Тогда можно приступать к приготовлению еды. Но к приходу гостей нужно не только еду приготовить, но и убраться, накрыть на стол. Этим сейчас мы и займемся.
Занятие перетекает в сюжетно-ролевую игру, дети самостоятельно распределяют роли, договариваются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование социоигровых технологий в процессе обучения детей составлению загадок в подготовительной группе
Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана...
Методы обучения детей составлению загадок в старшей группе.
Предлагаю Вам ознакомиться с моим опытом работы по развитию словесно- логического мышления при составлении загадок у детей старшей группы....
Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной группе.
Реализация технологии " Обучение детей составлению метафор" в подготовительной группеТематическая неделя : "Осень"Упражнение составление метафор "Осень"Сегодня к на...
Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной группе.
Реализация технологии "Обучение детей составлению метафор" в подготовительной группеТематическая неделя: "Осень"Упражнение "Составление метафоры "Дождь"Сегодня снова...
Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной группе.
Реализация технологии "Обучение детей составлению метафор" в подготовительной группе.Тематическая неделя: "Мой город, моя страна, моя планета"Упражнение составления метафоры:...
Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной группе.
Реализация технологий "Обучение детей составлению метафор" в подготовительной группеТематическая неделя : "Мой город, моя страна, моя планета"Упражнение составление метафоры "...
Реализация технологии «Обучение детей составлению метафор» в подготовительной группе.
Реализация технологии "Обучение детей составлению метафор" в подготовительной группе.Тематическая неделя: "Мои права"Упражнение "составление метафоры- мама".Ребята, мы по...