Исследовательская работа "Радуга"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
на тему:
«Как получается радуга?
Руководитель: Акимова Елена Александровна
МДОУ «Детский сад «Газовичок» г. Надым»
Введение.
Какое из природных явлений может сравниться по красоте с радугой? Возможно полярное сияние, вот только его видели совсем не много людей. А радугу, которая появляется сразу после дождя, видели все. Появившись на небосводе, она приковывает внимание. Она настолько красивая, что ее воспевают во многих песнях, описывают в литературе, складывают о ней легенды. Многие люди, с нетерпением ждут дождя, чтобы полюбоваться радугой. Какое же это разноцветное чудо природы? Как образуется радуга? А можно ли наблюдать эту красоту дома? Какие еще существуют радуги?
Эти вопросы нас заинтересовали. Эта тема стала нам интересна потому, что не многие знают, как образуется радуга. Чтобы ответить на все возникшие вопросы, мы решили провести исследовательскую работу.
Исследуя эту загадку природы, мы можем дать точный ответ на поставленные вопросы.
Цель работы: узнать причину появления радуги, получение радуги в домашних условиях.
Поставленные задачи:
- Узнать, кто раскрасил радугу.
- Поставить опыт получения радуги в домашних условиях.
- Узнать историю изучения радуги.
Актуальность исследования: привитие интереса к экспериментальной работе.
Гипотеза: радугу можно получить в лабораторных условиях и возможно ли получить ее в домашних условиях? Если возможно, то каким способом.
Методы исследования:
- Анкетирование
- Самостоятельные практические опыты для подтверждения
гипотезы:
- опыт: с призмой;
- опыт с пульверизатором;
- опыт с мыльными пузырями;
- опыт с зеркалом;
- опыт с компьютерным диском.
Что такое радуга?
Для того, чтобы узнать причину возникновения радуги, мы изучили литературу. В толковом словаре дано понятие радуги. Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
Мы узнали, что радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов. У фонтанов и водопадов случалось видеть две и более дуг. Можно самому создать завесу капель из ручного пульверизатора и, встав спиною к солнцу, увидеть радугу, созданную собственными руками. Поливая растения в саду в яркий солнечный день, в брызгах воды тоже можно увидеть маленькую радугу.
Кто раскрасил радугу?
Откуда берется удивительный красочный свет, исходящий от дуг радуги?
Ответ на этот вопрос мы получили из энциклопедии для любознательных. Нам кажется, что свет белый. Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет преломляется в капельках воды и «распадается» на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так получается разноцветная радуга. Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой». Образуемые цвета создают полоску из цветных линий, которая называется «спектр». Радуга и есть большой спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате распада луча света, проходящего через капельки дождя. В данном случае капли дождя выполняют роль призмы.
Возникновение радуги.
Радуга всегда появляется после дождя, все это знают. Но тут есть еще один фокус. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Когда ливень кончается, это значит, что ветер просто отнес эти дождевые облака дальше.
И если дождь ушел в сторону солнца, то тогда мы можем любоваться радугой. Ведь капли и расщепляют солнечный, белый свет, потому что они и есть маленькие призмы и отражают эти разноцветные лучи на небе. Думаю, все видели каплю, которая срывается с отверстия крана умывальника, поэтому все согласятся, что она похожа на призму. Свет попадает в каплю дождя, отражается от другой стороны капли и выходит. А дождь это - миллионы таких капелек. Вот и весь секрет этого прекрасного природного явления. Дождь усеивает все небо маленькими призмами, а солнечный свет, проходя через них, расщепляется на спектр. При этом мы имеем на небе чудесную картину – радугу.
У нас возник вопрос - а можно ли самому создать радугу?
Радуга бывает разной.
Радуга бывает с одной, и с двумя дугами. Мало кому известно, но существует и ночная радуга. Ночью, когда заканчивается дождь, радуга может возникнуть и в результате действия лучей, отражаемых луной. Несомненно, она не такая яркая, как днем, но видно ее замечательно. В зимнее время радуга возникает очень редко, но по своей красочности и живописности она отличается от всех остальных.
Экспериментальная работа
Нами были поставлены эксперименты получения радуги в домашних условиях.
Опыт 1.
Оборудование: зеркальце, стеклянную призму.
Описание: зеркальцем поймать «солнечного зайчика» и направить на стеклянную призму, которую нужно держать в руке. На потолке должна появиться радуга.
Опыт 2.
Оборудование: пульверизатор, наполненный водой, источник света солнце.
Описание: создаем облако падающих в воздухе капель и на них наблюдаем радугу.
Условия такого опыта вполне соответствует природным, однако, получить требуемое облако совсем не просто.
Опыт3
Оборудование: баночка с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.
Описание: взять приспособление, окунаем в баночку с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть радугу.
Опыт 4.
Оборудование: зеркало, миска с водой.
Описание: положить зеркало в неглубокую миску с водой. Поставить миску так, чтобы луч света от солнца отражался от зеркала на стену или потолок.
На потолке можно увидеть радугу.
Опыт 5.
Оборудование: компьютерный диск, источник света - солнце.
Описание: в солнечный день направляем компьютерный диск под углом 25°. Если диск «поймает» луч света, то в результате преломления луча на стене или на потолке возникнет радуга.
Результаты.
Изучив литературу, мы узнали, что радуга может быть одной дугой, а может быть двойная. Существует ночная радуга (лунная) и зимняя, но она бывает очень редко и не такая красочная, как летняя.
Солнечный свет преломляется в капельках воды и «распадается» на несколько цветов. Эти цвета называют спектром. А капли – это маленькие призмы, которые отражают эти разноцветные лучи на небе. Так я узнал, как появляется радуга и почему она цветная.
Из истории изучения радуги мы выяснили, что многие пытались объяснить природу этого явления, но полно это явление раскрыл Исаак Ньютон более 300 лет тому назад.
Нам удалось получить радугу в домашних условиях. Эксперименты прошли удачно, и мы могли любоваться этой красотой в детском саду.
Выводы.
По полученным результатам, мы пришли к выводам, что:
1.Причиной возникновения радуги является преломление и «распад» солнечного света в каплях воды и отражение этого света на небе.
2.Получение и наблюдение радуги в домашних условиях возможно.
Заключение
Выполнив эту работу, мы убедились, что радуга — хорошо известное оптическое явление в атмосфере; наблюдается, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождём. Радуга наблюдается не только на пелене дождя. В меньших масштабах ее можно увидеть на каплях воды у водопадов, фонтанов и в морском прибое. При этом в качестве источника света могут служить не только Солнце и Луна, но и прожектор.
Получение радуги экспериментальным методом (искусственная радуга) позволяет провести исследование этой радуги. Полученные результаты при исследовании могут быть интересны для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...
Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)
Данный исследовательский проект представлен на VII городской НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира". По направлению: Живая природа (зоология и экол...
Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»
Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».
Актуальность проекта:Все живое на Земле нуждается в чистой воде. Она основа здоровья и жизни.Проблема:Зависит ли жизнь обитателе...