Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»
план-конспект занятия (старшая группа)
Экспериментирование с живой и неживой природой
Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stemp_15.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
№15
Экспериментирование с живой и неживой природой
Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»
Цель: Показать разнообразие объектов неживой природы. Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать представление об горах, познакомить детей с извержением вулкана.
Задачи:
• Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение
• Формировать представление у детей как появляются горы;
• Уточнить знания детей об использовании камней
• Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
Развивающие задачи:
• Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию у обучающихся.
• Развивать воображение и творческую активность, самостоятельную мыслительную деятельность.
• Развивать мелкую моторику рук
• Развивать связную речь
• Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;
Воспитательные задачи:
• Способствовать умению сотрудничать друг с другом, взаимодействовать для решения общей цели.
• Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор
• Воспитывать любовь к малой родине.
• Воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности.Оборудование и материалы:
• наглядные: карта России, модель вулкана, платки на каждого ребёнка
• мультимедийные: презентация, мультфильм «Дымящиеся горы»
Планируемые результаты: с интересом слушают, отвечают на вопросы педагога о последовательности извержения
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте! (приветствие педагога детьми) Ребята, начинаем занятие. Пожалуйста, будьте внимательными и активными. Вас ждет много интересного!
Начну с загадки.
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это … (горы)
Педагог: Да, это горы. Сегодня на занятие вы узнаете, что такое горы, что встречается в горах, какие бывают горы в нашей стране.
Воспитатель загадывает загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.
Что это? (Глобус).
Педагог: Правильно. Давайте подойдем и рассмотрим глобус. Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).
- Правильно, молодцы. Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).
Педагог:Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)
Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью.
Педагог:А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).
Педагог: Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)
Опыт с платком «Как появляются горы»
Материалы: платки на каждого ребёнка
Ход опыта: Причиной возникновения неровностей земной поверхности является земная кора, которая постоянно находится в движении. Она то и дело вздрагивает, опускается, растрескивается или собирается в складки.
Попробуйте взять обычный платок, он будет выполнять роль земной коры и прикрыть им свою ладонь. Если пошевелить пальцами или вовсе их согнуть, то платок приходит в движение: будут сразу образовываться морщинки (горы) и маленькие ущелья (впадины). Аналогичный процесс протекает и в природе только с более медленной скоростью.
Вывод: В результате активного движения земной коры образуются долины, горы, возвышенности и впадины.
Иногда горы возникают в результате извержения вулканов.
Физкультминутка.
Представим, что мы с вами ученые-вулканологи, сидим в специальном домике, где много-много всяких приборов, и следим за их показаниями и выполняем еще кое-какую работу (педагог проговаривает слова и показывает движения, а дети повторяют за ним).
-Так, я в домике сижу (руки складываем над головой «домиком»);
-Так, в окошко я гляжу (ладошки прикладывают к вискам, изображая ставни окошка);
-Так, окошко закрываю (ладошками закрывают глазки);
- Так, окошко открываю (ладошками открывают глазки);
-Так, я бегаю (выполняют бег на месте);
- Так, я прыгаю (выполняют прыжки);
- Так, я спать ложусь (ладошки складывают вместе под щечку);
- А потом сажусь (дети садятся на свои места).
- Мы сейчас с вами превратимся в ученых и будем наблюдать за жизнью вулканов.
Педагог: А вы знаете из чего состоят горы? (ответы детей)
Ребята, по камням ученые (геологи) могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает.
Педагог: А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).
Педагог: Ребята, а вы можете назвать животных и птиц, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).
-Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья).
-А еще в горах есть чистейшие озера и реки. В горах нужно не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить
Эксперимент «Извержение вулкана»
Смесь для извержения:
- сода – 2 столовые ложки,
- лимонная кислота -2 столовые ложки,
- красная краска -1 чайная ложка (гуашь,
- жидкое мыло -1 столовая ложка,
- вода – 150 мл. воды.
ХОД
1) Рассматривание иллюстраций, беседа о вулканах (напомнить детям - гора, вулкан, кратер, лава)
2) Повторение правил поведения при проведении опыта.
- Внимательно слушать.
- Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.
- Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.
3) Приступаем к эксперименту.
В "кратер вулкана"т. е. бутылку в макете;
насыпаем 2 столовые ложки соды;
добавляем 1 ложку красной краски (гуаши);
затем - 1 ложку жидкого мыла.
Смешиваем лимонную кислоту с водой
Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"
Вулкан просыпается
Вывод: в ходе эксперимента наглядно показали взаимодействие щёлочи с кислотой (реакцию нейтрализации). Окружающие нас вещества, ведут себя по разному в разных состояниях. В тот момент, когда начинается извержение вулкана, из его раскаленного жерла начинает вытекать магма вместе с камнями, грязью и пеплом. Когда процесс извержения заканчивается, вытекшая лава начинает застывать и образовывать горы.
Рефлексия:
1. На занятии я узнал (ла….2. На занятии у меня получилось….3. На занятии мне понравилось…4. Похвалите себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Все ли предметы весят одинаково?»
Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Все ли предметы весят одинаково?»...
Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Почему не тонут айсберги?»
Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Почему не тонут айсберги?»...
Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»
Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»...
НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Все ли предметы весят одинаково?»
НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Все ли предметы весят одинаково?»...
НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Почему не тонут айсберги?»
НОД Экспериментирование с живой и неживой природойТема: «Почему не тонут айсберги?»...
НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»
НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Как появляются горы?» Опыт «Извержение вулкана»...
НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»
НОД Экспериментирование с живой и неживой природой Тема: «Магнитное поле», «Магнитные силы»...