«Влияние народной игры на социализацию ребёнка»
консультация (младшая группа)
А.С.Макаренко. – Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_narodnoy_igry_na_sotsializatsiyu_rebenka.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Влияние народной игры на социализацию ребёнка»
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.
Сегодня игру следует рассматривать не только как форму содержательного проведения свободного времени, но и как мощный воспитательный фактор в процессе становления личности.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития — в детстве — она имеет особое значение
Игра – это не только забава, веселое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школе, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют максимума энергии, ума, самостоятельности, становясь порой подлинной напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, - писал А.С.Макаренко. – Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»
Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
.
Игры формируют отношение ребенка к Родине, родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание. Также игры помогают детям общаться между собой, учат прощать обиды.
Таким образом, можно сказать, что сущность народной игры -социально-педагогическая. Социальная, так как игра является областью культуры человеческого общества (социума). Педагогическая потому, что связана с воспитанием и развитием человека.
Народная игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности (например, группе сверстников), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. При этом некоторые исследователи особо выделяют такой параметр игры как значение «системы сознательно приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения», а также показатель «степени совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура труда, культура речи, культура поведения и т. д.).
Социально-педагогическое назначение народной игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, что позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.
В играх ребенок осваивает алгоритмы поведения: соблюдение правил игры; подчинение решению большинства играющих или членов команды; подчинение капитану команды; выполнение ролевых обязанностей; соблюдений требований времени и места игры; участие в игре от начала и до её завершения и др.
Ролевая игра как особая форма удовлетворения потребности ребенка занять определенное место в окружающем его мире преобразует эту потребность в конкретную ее форму – осуществлять деятельность, свойственную взрослым, деятельность общественно значимую и общественно оцениваемую.
У ребенка формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно — собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки.
Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии).
Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне предметная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия, выводит на подлинное сотрудничество.
Таким образом, социализация детей и молодого поколения посредством игровых практик представляет собой сложное социально-педагогическое явление, которое позволяет им получить опыт вхождения в социальную среду, приспособиться к ней, освоить определенные роли и функции. Игра дает возможность сформировать представление о себе в окружающем мире, усвоить социальные нормы, активно проявить свою субъективность, саморазвиваться и самореализовываться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
Влияние народного искусства на социализацию ребёнка дошкольника
Консультация для воспитателей о влиянии народного искусства на социализацию докшкольника...
Русские народные игры в семье как одно из условий влияния социальных факторов на становление личности ребёнка.
С тех пор как существует семья, главной заботой человека является воспитание детей. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и обществ...
влияние подвижной игры на развитие ребёнка
Создание положительного эмоционального тонуса.Повышение активности и самостоятельности у детей.Развитие физических и нравственных качеств.Знакомства с различными видами игр....
Значение чувашской народной игры в развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Значение чувашской народной игры в развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического разв...
Русские народные игры – средство приобщения ребёнка к традициям русского народа
Русские народные игры – средство приобщения ребёнка...
«Влияние народной игры на социализацию ребёнка»
laquo;Влияние народной игры на социализацию ребёнка»...