Развитие математических способностей у дошкольников посредством дидактических игр
консультация (средняя группа)

Шерафетдинова Любовь Викторовна

В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_femp_posredstvom_didakticheskih_igr.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр.

В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, и глобальной компьютеризации.

Рассматривая данную тему, можно ошибочно предположить, что развитие математических способностей представляет собой изучение простейших математических алгоритмов и правил, изучение цифр и прочее. Однако, это не совсем правильно, так как изученная программа в силу развития детей не запоминается на долгое время, и зачастую уже к школьному времени весь изученный материал забывается. Поэтому важнее научить ребенка мыслить логически, что достигается с помощью проведения математических игр дидактического характера, когда в первую очередь требуется не знание правил, а прослеживание тех или иных связей для достижения необходимого искомого результата.

           Основная задача педагога пробудить в детях интерес к развитию, к самостоятельности, показать им, что они могут больше, что они могут самостоятельно найти ответ. И что касается подхода к этому, то как раз так называемое «зазубривание» материала этот интерес может убить. От ребенка можно требовать выполнять рутинную работу, но интересно ли это ему? Гораздо интереснее ему будет решить задачу, приложив интеллектуальные способности в силу своего возраста. Помимо интереса, это также развивает уверенность в себе и своих силах, что перетекает в самостоятельность.

            Основная цель проведения дидактических игр – развитие самостоятельного логического мышления, концентрации и сосредоточенности. Очень важное значение игра имеет сама по себе, так как игра для детей дошкольного возраста — это не просто способ развлечения, но также способ обучения, познания окружающего мира. Поэтому педагог при правильном подборе материала, а также подхода к проведению игр данного рода решает сразу множество задач, связанных с правильным развитием ребенка (например, развитие внимания, проявляемого интереса и т.д.).

         Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

         При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ. Решите сами вслух какую-нибудь задачу. Делайте определенные выводы после каждого предложения. Пусть малыш следит за ходом ваших мыслей. Пусть он сам поймет, как решаются задачи подобного типа. Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедится в том, что решать такие задачи просто и даже интересно. Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка: - Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы). - Висит груша, нельзя скушать (лампочка). - Зимой и летом одним цветом (елка). - Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

          Сами игры, учитывая их многообразие, должны быть разнообразны по характеру и манере проведения. Во многом это связано с поддержанием интереса, а также чтобы снизить общую утомляемость от процесса.

Виды игр, которые может использовать педагог:

  • Игры с предметами;
  • Игры с цифрами и числами;
  • Игры в пространстве и времени;
  • Стихи, загадки;
  • Игры на развитие логического мышления.

Список не исчерпывающий, конечно. Также педагог может проводить индивидуально направленные игры на развитие тех или иных способностей у конкретного ребенка. Индивидуальная работа важна, ведь не всегда у каждого ребенка всё развивается планомерно.

А теперь подробнее остановимся на каждом из указанных видов игр:

  1. 1.Игры с предметами предполагают использование каких-либо предметов, например, игра «Посмотри и запомни», суть которой в том, что педагог изначально раскладывает на столе определенные предметы, ребенок из запоминает, после чего отворачивается, а педагог в этот момент что-то убирает со стола и предлагает ребенку вспомнить, чего не хватает. Это развивает внимание и память;
  2. 2.Игры с цифрами и числами для закрепления порядкового и количественного счёта («Кочки», «Веселый счёт» и др.);
  3. 3.Игры в пространстве и времени помогают ребенку в плане ориентировки, закрепляют понятия «лево», «право», «над», «под». С большим интересом дети играют в такие игры, как: «Найди такой же узор», «Тучи недельки» и др.
  4. 4.Стихи и загадки имеют меньшую нагрузку на детей, и при этом больший развлекательный характер, но они также важны, так как влияют на скорость мышления, поиска правильного ответа.
  5. 5.Благодаря играм на развитие логического мышления дети учатся анализировать, делать выводы, мыслить самостоятельно. Обычно в педагогической деятельности используют такие игры, как: «Найди отличия», «Что изменилось» и др.

      В заключении можно сделать вывод, что проведение дидактических игр имеет большое значение в плане развития в детях дошкольного возраста в первую очередь самостоятельности, логического мышления в целом, повышает способность концентрироваться и сосредотачивать внимание. Эти, а также ряд других способностей, которые подвергаются развитию с помощью игр, имеют важное значение в будущем для каждого ребенка, и зачастую определяющее при их взрослении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "развитие математических способностей у дошкольников посредством логического мышления"

консультация для воспитателей и родителей1.специфика развития математических способностей2.формирование математических способностей детей дошкольного возраста.3. логическое мышление.4. роль дидактичес...

Методическая работа с кадрами по проблеме «Развитие математических способностей у дошкольников посредством игрового, занимательного материала»

Методическая работа с кадрами по проблеме          «Развитие математических способностей у дошкольников посредством игрового,  занимательного материал...

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Материал содержит разьяснительную записку, дидактические игры....

Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры

Консультация для родителей с конкретными примереми нескольких дидактических игр....

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры

Данная работа представляет опыт работы педагога по созданию и внедрению системы дидактических игр, направленных на  развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста. В методиче...

Развитие математических способностей старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша

Игры с блоками Дьенеша способствуют успешно овладевать основами маткматики....

Развитие математических способностей старших дошкольников посредством логических игр и упражнений

Развитие математических способностей старших дошкольников посредством логических игр и упражнений...