Методическая разработка «ДРУДЛЫ отдыхаем, играем, творим»
методическая разработка (подготовительная группа)
Развитие воображения, альтернативного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе одарены от природы, а развивать их способности возможно, посредством различных технологий, где важен сам процесс, а не конечный результат и его оценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_drudly.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«ДРУДЛЫ
отдыхаем, играем, творим»
Введение
Развитие воображения, альтернативного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе одарены от природы, а развивать их способности возможно, посредством различных технологий, где важен сам процесс, а не конечный результат и его оценка. По мнению многих авторов, такой вид деятельности считается одним из перспективных направлений в педагогической и социальной работе с детьми.
В процессе решения вышеупомянутой задачи, наше внимание привлек один из перспективных современных методов техника «Друдлы».
В 1953 г. художник Роджер Прайс изобрел картинки-друдлы. Название «droodle» происходит, как комбинация трех слов «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.
Друдл представляет собой некую задачу, в которой требуется домыслить, что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Чаще всего друдл –это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры, волнистые, изогнутые, ломаные линии.
Смысл друдлов - придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить массу информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Самое главное в этой игре – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.
Очень важно, что работая с технологией «Друдлы», вместе с детьми развиваются и сами педагоги. Ведь по большей части у нас всех сформировано мышление, которое подразумевает поиск одного единственно верного решения. В свою очередь и детей мы оцениваем соответственно: либо ты ответил правильно, либо ответ неверный.
А современная жизнь и вызовы социума требуют разнонаправленного, творческого мышления, т.е. чтобы мы могли осуществлять поиск множества решений для одной задачи.
Друдлы укрепляют связь между воображением и речью.
Многим знакомо ощущение, когда слово вертится на языке, но мы не можем вспомнить его, а придумывая названия для друдлов, мы развиваем навык актуализации пассивного словаря.
Тренируют творческое мышление.
Для Друдла нужно придумать несколько названий, поэтому в работу включается творческое или, так называемое, дивергентное мышление. Нужно посмотреть на рисунок под разными углами и сообразить, что же это тебе напоминает, включить в работу поиск альтернатив.
Друдлы заставляют задуматься о том, что возможно множество интерпретаций, и не нужно хвататься за первую попавшуюся.
Психолог Л.С. Сызранцева в своей работе, применяла друдлы, как средство развития образного мышления дошкольников. Она предлагала дорисовать друдлы на бумаге, или в своем воображении. Задача детей придумать, как можно больше ответов на стимульный материал, изображённый на рисунке. Целей может быть несколько:
максимальное количество придуманных ответов каждым ребёнком;
смешной вариант;
самый оригинальный нестандартный ответ.
По её мнению, данная техника способствует развитию образного мышления детей; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности детей и учит мыслить не стандартно.
Цель :
Развитие, гибкости мышления, воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с новой творческой формой работы – разнообразными играми-картинками «Друдлы».
Развивающие:
Создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления, свободного общения.
Создать условия для развития креативного воображения и образного мышления.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию у детей творческой инициативы.
Где можно использовать друдлы в детском саду ?
в организованной образовательной деятельности.
в совместной деятельности педагога с детьми.
в самостоятельной деятельности.
Основной планируемый результат:
Развитие у детей гибкости мышления, умения подойти к ситуации с разных сторон, развитие связной речи
Достигнутые результаты применения техники «Друдлы»:
Эффективность использования Друдлов в образовательной деятельности для развития гибкости и креативности мышления мы исследовали посредством психологической диагностики. Мы определяли уровень воображения у воспитанников старшей группы до применения друдлов (в начале учебного года) и после (в конце учебного года). В диагностике использовались задания из методики Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду» и несколько, специально отобранных только для диагностики друдлов. В результате проведенного исследования была получена очевидная положительная динамика в развитии дивергентного мышления у детей.
- Дети легко вспоминают и зарисовывают сюжеты из жизни и игр.
- Самостоятельно придумывают разнообразные сюжеты в изобразительной деятельности.
- Качественно и количественно обогатился словарный запас детей.
- Сформирована способность к речевому описанию сюжета.
- Активизирована фантазия, воображение.
Содержание
Как использовать друдлы в работе с дошкольниками?
Технология Друдлы подходит для использования в работе с разными детьми, как с одаренными, так и с задержкой психического развития.
На основании проведенного анализа материала, составлена классификация друдлов по уровням сложности выполнения заданий: простой, средний, сложный, то есть выбор нужного уровня завит от индивидуальных особенностей детей. Для работы с детьми мы используем детский комплект друдлов, разработанный нами, он состоит из 50 карточек, который можно разбить на темы: (животные, игрушки, мебель и другие), а можно использовать все вместе или каждую карточку отдельно.
Этапы обучения
1. «Дорисуй геометрическую фигуру»
Если отгадывание друдлов даётся с трудом, то можно начать с самых простых детских вариантов. Это приывание и превращения во что-либо геометрических фигур. Но нужно придумать как можно больше вариантов.
2. «Что за зверь?»
Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т.д., можно использовать тематические наборы)? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем картинку вверх ногами и фантазии ребенка продолжаются.
3. «Дорисуй картинку».
Перед ребёнком лежит лист с друдлом. Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?» данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.
4. «Придумай и нарисуй друдл».
Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, воспитатель и другие дети пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.
Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии
Еще варианты использования:
1. Придумайте 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке.
На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.
2. Играть в компании. Смысл игры подобрать как можно больше версий. Игроки по очереди дают описание картинки. Описания недолжны повторяться. Кто не может придумать оригинальное описание – вылетает. Игра продолжается пока не останется один победитель.
3. Предложить несколько друдлов, дети определяют, что в них зашифровано и составляют небольшие рассказы.
В процессе работы с техникой «Друдл», дети нуждаются в сопровождении, а также, при необходимости – в направляющей, обучающей, разъясняющей помощи педагога.
Каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано», сказанный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание.
Друдлы –одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.
Как научить ребенка придумывать интерпретации друдлов?
1.Подсказка рисунка
Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Используйте эти идеи для того, чтобы генерировать различные варианты. Если ребенок затрудняется, подскажите. Например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т.д. изогнутая линия наводит на мысль о веревочке. Бумажка на веревочке для кошки. Или машинка на веревочке для ребенка. А может, камень, обвязанный веревкой и используемый в качестве якоря?
2. Изменение ракурса
Пусть ребенок попробует представить себе рисунок с точки зрения смотрящего сверху, снизу, с необычного ракурса, очень большим или очень маленьким, в необычной ситуации, и т.д.
3.Случайный импульс
Возьмите произвольное слово (из журнала или книги, любой предмет в комнате или просто из головы) и каким-то образом привяжите его к картинке. Как угодно! Затем, то же самое попробуйте проделать с двумя, а потом тремя словами сразу – это поможет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше.
Пример:
Первая мысль, которая приходит в голову почти сразу - озеро с втекающим в него ручейком. Подумав еще, можно додуматься до заглушки в ванную на веревочке (ассоциативная связь через слово вода и мыться).
Посмотрев на будильник - часы - маятник. Мысль: Маятник настенных часов во время землетрясения.
Посмотрев на телефон, подумать, что это, возможно, телефонный аппарат с проводом к трубке.
4.Три слова.
Использование не одного, а трех слов сразу. Позволяет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше. Увеличение слов до трех увеличивает возможное количество вариантов.
Вывод
Опираясь на практический опыт с технологией Друдлы, мы можем сделать вывод о значительной эффективности методики и рекомендовать Друдлы к применению в профессиональной деятельности педадогов, т.к. они получат максимальный результат, выражающийся в уровне развития дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Методическая разработка на тему: «Играют дети – играем вместе» в форме "Разработка плана конспекта проведения родительского собрания". по курсу "Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС".
Разработка плана конспекта проведения родительского собрания...
Методическая разработка Вечера отдыха ко дню матери: «Все для мамочки моей» (старшая группа)
Для поднятия настроения, сплочение родителей и детей рекомендую иногда рводить небольшие вечера отдыха. Представляю вашему вниманию мою методическую разработку вечера отдыха ко Дню матери....
методическая разработка "Друдлы: отдыхаем, играем, творим"
методические рекомендации по использованию в работе с детьми в детском саду...
"Друдлы: отдыхаем, играем, творим"
Разработка предназначена для интеллектуального досуга детей младшего и среднего школьного возраста, старшие могут использовать её как тренажёр умственных способностей.Подробнее: https://www...
"Друдлы: отдахаем, играем, творим"
Презентация...
Игровое пособие Друдлы: отдыхаем, играем, творим
Игровое пособие изготовлено в виде книги.Картинки с изображениями на страницах - съёмные (на липучках). В книге на каждом развороте размещены задания, которые ребёнок может выполнять как самостоятельн...