Игровое пособие Друдлы: отдыхаем, играем, творим
материал
Игровое пособие изготовлено в виде книги.
Картинки с изображениями на страницах - съёмные (на липучках). В книге на каждом развороте размещены задания, которые ребёнок может выполнять как самостоятельно, так и совместно с педагогом.
На титульном листе- карман с дополнительными загадками- друдлами по разным темам, на концевом титульном листе - карман с пустыми квадратами для того, чтобы ребенок мог сам нарисовать свою загадку - друдл.
Пособие эстетично и безопасно в использовании.
Данное пособие может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений для разной категории детей. Ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, но может быть использовано для более младших дошкольников, если они проявляют к этому интерес.
Пособие может использоваться как с подгруппой детей, так и индивидуально, а также и в качестве наглядного материала при организации образовательной деятельности. Кроме этого, дети могут его использовать самостоятельно в свободной деятельности.
Книгу можно дополнять и другим дидактическим материалом по разным темам в соответствии с возрастом детей.
Оно мобильно, ребёнок может взять пособие и поиграть на ковре, или уйти в уголок уединения и полистать книгу там.
Материал, представленный в пособии, охватывает все образовательные области, что способствует всестороннему развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoe_posobie_1.docx | 158.26 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка»
Игровое пособие
Забавные друдлы
Составила:
Чудакова Ольга Владимировна,
Воспитатель
высшей квалификационной категории
2024
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка»
Адрес: 676630, Амурская область, Октябрьский район, с. Екатеринославка ул. Комсомольская, 49
Тел. (4162) 22006 mdobuds4@mail.ru
Сайт: https://ds4eka.ucoz.ru
Описание пособия:
Игровое пособие изготовлено в виде коврика с кармашками.
Картинки с изображениями на страницах - съёмные (на липучках).
Пособие эстетично и безопасно в использовании.
Данное пособие может быть использовано педагогами дошкольных образовательных учреждений для разной категории детей. Ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, но может быть использовано для более младших дошкольников, если они проявляют к этому интерес.
Пособие может использоваться как с подгруппой детей, так и индивидуально, а также и в качестве наглядного материала при организации образовательной деятельности. Кроме этого, дети могут его использовать самостоятельно в свободной деятельности.
Коврик можно дополнять и другим дидактическим материалом по разным темам в соответствии с возрастом детей.
Он мобильно, ребёнок может взять пособие и поиграть на ковре, или уйти в уголок уединения и полистать книгу там.
Материал, представленный в пособии, охватывает все образовательные области, что способствует всестороннему развитию дошкольников.
Введение
Современный мир предъявляет к человеку много требований. Важно уметь ориентироваться во множестве информации, уметь гибко решать конфликты, предлагать наиболее креативные и необычные решения, которые в дальнейшем позволят быть успешным. В дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к будущей взрослой жизни, поэтому в этот период необходимо научить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.
В связи с чем, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны воспитателей и родителей. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Игровая деятельность – наиболее доступный ребенку, и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Эффективным средством развития связной речи детей может стать игра. И одной из них является игра – друдлы, главная цель, которой: развивать умение видеть необычное в обычном, и рассказывать об этом. Суть техники друдлы заключается в том, что предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Это линии, геометрические фигуры или просто размытые кляксы. Надо угадать: «На что похоже?». Предполагается масса ответов и, как правило, правильным считался самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в голову. Но как отмечает автор опыта в этой игре, как и в самой технике друдлы - правильного ответа просто нет. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ. Таким образом ребенок учиться выражать свои мысли. Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. В итоге друдлы учат нас смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.
Одной из развивающих технологий, способствующих активному развитию речи, является техника друдлы, которая рассматривается в психологии как приемы запоминания (Л.А.Венгер, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко и др.) [3].
Еще К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Эти факты отмечены в исследованиях Н. П. Саккулиной, В. С. Мухиной.
В основе техники друдлы лежит принцип описания картинки, которая имеет множественные значения. Это определяет возможность успешного использования техники друдлы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
«Друдлы» (в переводе с английского – каракули, загадки) стали известны в 1950-х годах благодаря американскому автору-юмористу Роджеру Прайсу и продюсеру Леонарду Стерну. Изначально они носили исключительно развлекательный характер, но постепенно распространились и в другие сферы, в том числе и в образование. Подобная методика встречается в трудах великого Леонардо да Винчи.
Когда ему требовалось освежить творческую энергию, он садился и долго вглядывался в облака или скалы. Художник мог открыть для себя на старой стене, покрытой грязью, на иной причудливой поверхности, испещренной извилистыми прожилками целые картины, пейзажы, битвы, людей, узоры[Материал, представленный в пособии, охватывает все образовательные области, что способствует всестороннему развитию дошкольников.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
Цель: обогащение словарного запаса, развитие речи. зрительного восприятия, ассоциативного и логического мышления, воображения.
Задачи:
- Развивать пространственное и абстрактное мышление и воображение, смекалку.
- Развитие речь детей.
- Учить классифицировать предметы по общему признаку.
- Побуждать детей к самостоятельной игре
- Воспитывать у детей желание помогать друг другу в выполнении задания, умение выполнять задания сообща.
Ожидаемые результаты:
1. Обогатится словарный запас по разным заданным темам.
2. Научатся ассоциировать предметы с цифрами.
3. Будет развиваться речь, внимание, память, логическое мышление, мелкая моторика пальцев рук, воображение.
Содержание
Пособие предполагает вариативность в работе с карточками в зависимости от уровня развития детей в конкретной группе. Пособие подойдет для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, так как позволяет учитывать индивидуальные особенности развития воспитанников. При этом ДРУДЛы можно использовать все сразу или по отдельности, в зависимости от задач деятельности.
Включайте пособие в содержание занятий
ДРУДЛы можно использовать как организационный момент занятия, чтобы привлечь внимание детей, мотивировать их к взаимодействию. Это могут быть карточки с упражнениями на внимание, память, закрепление материала прошлого занятия, лексической темы.
Также пособие можно использовать в заключительной части занятия
С его помощью можно организовать рефлексию и самоанализ по итогам деятельности, узнать мнения детей о прошедшем занятии.
Варианты игр:
- «Угадай предмет по описанию и назови его».
Ход игры: Воспитатель читает загадку.
Например. Это животное с большими ушами и коротким хвостом. Ребенку необходимо угадать животное и показать картинку с правильным изображением.
- «Составь свое описание картинки»
Ход игры: Ребенку предлагается составить свой описательный рассказ- загадку с опорой на картинку. Другие дети отгадывают.
«На какую цифру похоже то или иное изображение».
Ход игры: Воспитатель показывает картинку, на которой изображено животное или предмет. Ребенку необходимо ассоциировать ее с цифрой.
- «Раздели слова на слоги».
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением. Дети угадывают, что изображено на ней и проговаривают название предмета. Далее воспитатель просит сосчитать количество слогов в слове, сопровождая это хлопками в ладоши.
Например. На картинке изображен слон. Дети проговаривают и хлопают в ладоши один раз, т.к. в слове один слог.
- «Нарисуй свой друдл».
Ход игры: Ребенку предлагается проявить воображение и изобразить схематично какой -либо предмет по заданной теме.
- «Назови первый и последний звук в слове».
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением. Ребенку необходимо угадать и назвать, что изображено на картинке. Назвать первый и последний звук в слове.
- «Что за зверь?»
Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т.д., можно использовать тематические наборы)? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем картинку вверх ногами и фантазии ребенка продолжаются.
- «Дорисуй картинку».
Перед ребёнком лежит лист с друдлом. Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?» данный или услышанный ребёнком ответ, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.
- Упражнение «Что я нарисовал (а)».
Нарисуйте друдл сами и предложите ребёнку угадать, какое название вы придумали для этого друдла.
- Упражнение «Придумай и нарисуй друдл».
Предложите ребёнку нарисовать друдл, придумать название, но вам не говорить. А вы постарайтесь отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.
- Упражнение «Друдлы – сказки»
а) Придумывание небольших историй, сказок с использованием знакомых, угаданных детьми карточек Друдл. Например, «Это ёжик (карточка с изображением клубочка с колючками), ёжик живет в лесу (карточка – прямые линии, ёлочки, деревья), у него есть друзья – ежата (несколько клубочков с колючками)». По мере усвоения можно увеличить историю до 5 предложений, далее развивать сюжет.
б) Предложить несколько друдлов, дети определяют, что в них зашифровано и составляют небольшие рассказы.
В процессе работы с техникой «Друдл», дети нуждаются в сопровождении, а также, при необходимости – в направляющей, обучающей, разъясняющей помощи педагога.
- «Играть в компании»
Смысл игры подобрать как можно больше версий. Игроки по очереди дают описание картинки. Описания недолжны повторяться. Кто не может придумать оригинальное описание – вылетает. Игра продолжается пока не останется один победитель.
- «Игра парами»
Для разнообразия в друдлы можно играть парами.
Например: детям предлагается нарисовать на листе бумаги что-то свое. То, что они сами хотят. Далее дети обмениваются рисунками. На рисунках партнера дорисовываются линии своим карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка соседа. Теперь снова происходит обмен рисунками. Каждый ребенок берет в руки уже свой дорисованный рисунок. Затем происходит обмен версиями. Чем их больше и чем они необычнее, тем лучше. В результате происходит общение на тему, которая интересна обоим детям. Прекрасное занятие как для того, чтобы развлечься, так и для того, чтобы подумать. Данный вид игры способствует не только развитию речи, воображения, но и развитию партнерских отношений, доброжелательности.
- «Расшифруй»
Также детям предлагается соединить несколько друдлов, определить, что в них зашифровано, и составить небольшой рассказ. Таким образом, речевые навыки поднимаются на новый уровень, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит развитая во всех аспектах речь. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Таким образом, мы видим, что игры друдлы помогают стимулировать речевую активность ребёнка. И дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Заключение
Мы можем сделать вывод о значительной эффективности технологии и рекомендовать Друдлы коллегам к применению в профессиональной деятельности, так как при минимуме затрат (финансы, время, трудоемкость) они получат максимальный результат, выражающийся в уровне развития воспитанников. А так же рекомендовать родителям. Эта игра не только способствует развитию, но и поможет вам интересно и весело провести время со своим ребенком.
Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться. Учитесь сами видеть необычное в обычном и научите этому детей.
Литература:
1. Антонова О. Умные игры умные дети. Развивающие игры и упражнения для детей/ О.Антонова.- Новосибирск 2008.-270с.
2. Богоявленская Д. Б «Психология творческих способностей» 2002 г.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л.С.Выготский. – Спб.:Союз, 2007.- 370с.
4. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»; Москва 2000 г.
5. Рубанцев В. «Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки»; Издательство: БХВ-Петербург; 2017г, 128 с.
6. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество. Ф. Г. О. С.» Москва: Мозаика-Синтез 2017 г.
7. Интернет-источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Дидактическая игра «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Синквейн» и включением игровых заданий - друдлов
С целью поиска инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышению профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы п...
методическая разработка "Друдлы: отдыхаем, играем, творим"
методические рекомендации по использованию в работе с детьми в детском саду...
"Друдлы: отдыхаем, играем, творим"
Разработка предназначена для интеллектуального досуга детей младшего и среднего школьного возраста, старшие могут использовать её как тренажёр умственных способностей.Подробнее: https://www...
"Друдлы: отдахаем, играем, творим"
Презентация...
Игровое пособие с развивающими играми патриотической направленности для воспитателей ДОУ «МАЛЕНЬКИЕ ПАТРИОТЫ»
К.Симонов:«Ты вспоминаешь не страну большую,которую изъездил и узнал,Ты вспоминаешь Родину такую,которую ты в детстве увидал».Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное...
Мастер-класс для педагогов "Дидактическая игра "Путешествие в мир сказок" для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии "Синквейн"и включением игровых заданий- друдлов
Поиск инновационных технологий по развитию речи дошкольников, повышение профессиональной компетентности педагогов в аспекте применения в образовательном процессе интересных форм работы по речевому раз...
Методическая разработка «ДРУДЛЫ отдыхаем, играем, творим»
Развитие воображения, альтернативного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или...