Мастер – класс для воспитателей «Синквейн - как технология обучения детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Условия современности таковы, что традиционное обучение в дошкольной образовательной организации не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО. Использование инноваций в работе с детьми открывает педагогу новые возможности преподнесения материала. Использование инновационных технологий в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя и специалистов. Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – это способность к познанию. Предлагаю познакомиться с инновационной технологией «синквейн» для повышения эффективности процесса обучения и получения более качественных показателей по всем образовательным областям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_dlya_vospitateley_sinkveyn_-_kak_tehnologiya_obucheniya.docx | 36.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для воспитателей
«Синквейн - как технология обучения
детей дошкольного возраста»
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии.
Задачи:
- Познакомить педагогов с технологией -синквейн.
- Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
- Познакомить педагогов с рекомендациями по проведении технологии.
Основные этапы :
1 Теоретическая часть.
2 Практическая часть.
3 Рефлексия. Итог.
Продолжительность мероприятия: 40 минут
Оборудование: схемы, презентация.
Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать технологию синквейн в работе с детьми.
«Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете». Л.С.Выготский
Актуальность
Условия современности таковы, что традиционное обучение в дошкольной образовательной организации не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО. Использование инноваций в работе с детьми открывает педагогу новые возможности преподнесения материала.
Использование инновационных технологий в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя и специалистов.
Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – это способность к познанию.
Предлагаем познакомиться с инновационной технологией «синквейн» для повышения эффективности процесса обучения и получения более качественных показателей по всем образовательным областям.
Теоретическая часть
Обоснование новизны
Слайд 3
Сегодня существует множество технологий для решения тех или иных проблем в развитии ребенка-дошкольника. Синквейн используются современными педагогами на уроках в школе. В связи с требованиями ФОП ДО синквейн становятся актуальными для занятия в детском саду. Почему именно «синквейн» заслуживает такого особого внимания?
- Способствует развитию всех компонентов речи.
- Происходит интеграция всех образовательных областей программы.
- Используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения пройденного материала.
- Открывает у детей новые творческие и интеллектуальные возможности.
- Содействует в сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
- Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Технология «синквейн» новая, инновационная, многофункциональная, позволяющая решить несколько проблем сразу (развитие речи, познавательная сфера, коммуникация, мышление, анализ и синтез, креативность). Технология «синквейн» основана на поддержке детской инициативы.
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и чѐтко говорить, но и мыслить.
В начале ХХ века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка.
Слайд 4
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а нерифмованное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.
Слайд 5
Правила составления синквейна:
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Слайд 6
Цель использования технологии «синквейн» - создание условий для развития критического мышления, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать и рассуждать.
Задачи:
Для детей
- Научиться составлять синквейны.
- Научиться выделать главное, обобщать, классифицировать.
Для педагогов:
- Систематизировать и обогащать словарный запас детей по изучаемым лексическим темам.
- Активизировать познавательную деятельность.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности.
- Развивать грамматически правильную фразовую речь.
- Развивать ассоциативное и наглядно-образное мышление, внимание, воображение детей.
Обращаю Ваше внимание, что сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста невозможно!
Слайд 7
Ожидаемые результаты
- Синквейн является диагностическим инструментом (даёт педагогу возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала).
- Синквейн не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций.
- Синквейн позволяет ребёнку быть активным участником творческого образовательного процесса.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.
- Синквейн совершенствует словарную работу.
- Синквейн учит определять грамматическую основу предложений.
- Синквейн развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
Чтобы дошкольники могли составлять синквейн, должна быть проведена большая поэтапная работа.
Слайд 8
На подготовительном этапе используются следующие упражнения:
- «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
- «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)
- «Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).
- «Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком,
углем, фломастером, кисточкой)
- «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.
Слайд 9
На втором этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, модель – предмет (игрушка, картинка). Дети на этапе овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы.
На третьем этапе вводится понятие «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением.
На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети накапливают материал для распространения предложения определением. (показываю схемы)
СЛАЙД 10 Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
Слайды 11
Синквейн используется:
- ООД - для закрепления изученной лексической темы.
- Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
- На ООД по развитию связной речи: используя слова из синквейна, дети придумают рассказ.
- на ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (знакомство с окружающим миром, Безопасность и т.д.).
- на ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
К примеру: Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.
Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.
- Практическая часть
слайд 12,13, 14
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы: о природе, о картине и литературном герое, о маме и папе, о настроении и многое другое.
В результате мы выходим на формирование предпосылок функциональной грамотности в развитии дошкольников. Что является современным требованием ФОП ДО.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!
- А теперь давайте сами попробуйте сочинить синквейн.
( раздаточный материал)
Самостоятельная практическая работа педагогов по составлению синквейнов. (5 мин.)
Педагоги зачитывают получившиеся синквейны.
- Рефлексия:
Вопросы: Уважаемые коллеги, как называются стихи, которые мы сейчас с вами составляли? (синквейны). Кто себя почувствовал настоящим поэтом или писателем? Сделаем вывод: Синквейн
Обогащает ….. словарный запас.
Учит … формулировать идею (ключевую фразу).
Позволяет….. почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Активизирует и развивает….. мыслительную деятельность.
Является… диагностическим инструментом, даѐт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребѐнком пройденного материала.
Получается… у всех (Получилось?)
Это и есть педагогическая ценность данной технологии!
Вывод:
1. « Педагог - наставник»
2. Какой он для вас?
3. Что он делает для вас и других людей?
4. Афоризм, выражение, пословица или поговорка о педагоге - наставнике ?
5. Синоним, или, как по-другому можно назвать педагога - наставника?
Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей « Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр »
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из самых сложных предметов, но нащи воспитанники не долж...
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»
Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр»...
Мастер-класс "Использование Монтессори - материалов при обучении детей дошкольного возраста математике"
Программное содержание: введение понятий «большой-маленький», «больше чем – меньше чем», «легкий- тяжелый, легче тяжелее», «толстый-тонкий», &laqu...
Мастер- класс "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста" (текст)
Мастер- класс поможет моим коллегам использовать лэпбук в своей работе....
Мастер - класс «Использование ТРИЗ – технологии в обучении детей дошкольного возраста чувашскому языку»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учрежд...
Мастер-класс «Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»
Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.Физическая культура занимает о...
Мастер-класс для педагогов «Игры для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения».
Цель: повышение активности воспитателей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности.Задачи:- познакомить с разнообразным...