Использование элементов мнемотехники в речевом развитии дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)

Елена Михайловна Данилюк
Мнемотехника в работе с дошкольниками помогает упростить процессы запоминания, развить ассоциативное мышление, повысить внимательность. Кроме этого, использование приемов этой технологии способствует обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Материал может быть интересен педагогам, т.к. перед ними стоит задача сделать обучение в занимательно - игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_word.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование элементов мнемотехники в  речевом развитии дошкольников».

Составитель –    Данилюк Елена Михайловна, учитель-логопед  

                                МБДОУ г.Иркутска детский сад 58.

                 В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  актуальной.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток  общения   родителей со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей   лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.

  Проблемы речи детей дошкольного возраста:

 - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,    

  -неспособность грамматически правильно построить предложение,

  - бедность речи,

- недостаточный словарный запас,

- употребление нелитературных слов и выражений,

  -бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно   сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,

 -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,

 -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,

 -отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.,

 -плохая дикция.

Перед педагогами стоит задача  научить детей связно, последовательно, грамматически  правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи (по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др.) – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания
 (на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский). Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Формирование связной речи – наиболее сложный раздел  обучения.
Поэтому, наряду с общепринятыми приемами и принципами, вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических  приемов.

Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. 

Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.

     Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.  
    Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Мнемотехника и является такой уникальной  программой. Использование элементов  мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти.

Всё это достигается путём образования ассоциаций.
Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствуют память, они только облегчают запоминание.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: сенсорно - графическими  схемами -(Воробьева Валентина Константиновна), предметно-схематическими моделями-(Ткаченко Татьяна Александровна, блоками-квадратами - (Глухов В. П.), коллажем - (Большева Т. В.), схемой составления рассказа - (Ефименкова Л. Н.)
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц:

* Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);

* Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;

* Развитие логики;

* Развитие образного мышления;

   *  Умение связно мыслить, составлять  

рассказы, перекодировать информации;

* Решение  образовательных задач;

* Развитие смекалки;

    * Тренировка внимания;

         Виды мнемотаблиц:

*развивающие (тренинг основных психических процессов);

 * обучающие;

В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней  производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. 
Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Как любая работа строится от простого к сложному. 
Начинается работа по заявленной теме  с простейших мнемоквадратов. 
 Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик », его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам
. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:

1.  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

2.Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме,  в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно.

Размеры мнемотаблиц могут быть различными- в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

-Для дошкольников среднего возраста-таблицы на 6 клетках;

-Для дошкольников старшего возраста-таблицы на 9-12 клетках;

-Для подготовительного к школе возраста-таблицы на 12-15 клетках.

Использование приёмов мнемотехники  в работе с детьми  позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников.

Результаты:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, использование элементов мнемотехники в работе с детьми  является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

                  Список литературы:

1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с  помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.

2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3.Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.

4.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.

5.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.

6.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

7.Широких Т.Д. Учим стихи-развиваем память. «Ребенок в детском саду», 2004, №2, с.59-62.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"

Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...

Консультация «Использование технологии «Мнемотехника» в речевом развитии дошкольников»

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличи...

Использование методов и приёмов мнемотехники в речевом развитии дошкольников

Ознакомление с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников....

«Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы»

Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников в процессе изучения художественной литературы...

использование мнемотехники для речевого развития дошкольников

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....