Занятия по опытно- экспериментальной деятельности
материал
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_voda.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Нижнемамонская СОШ №1Верхнемамонского района Воронежской области»
Подготовила и провела:
воспитатель
Ивановская Л.М.
Октябрь 2024г
Цель: Формирование у детей знаний о значении воды в жизни человека, о ее свойствах;
Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- Пробуждать интерес к природе, её явлениям.
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая),стакан с молоком, соль, сахар, масло, лоток с (4 стакана с водой) кусочки льда, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.
Ход занятия :
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу и создадим хорошее настроение. Чтобы много узнать на нашем занятии нужно быть внимательными, наблюдать, слушать друг друга.
— Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку. А вы должны быть внимательными и отгадать её
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода) — О чём эта загадка? Ответ детей:(о воде).
Мы сегодня поговорим о воде.
Воспитатель: – Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в «капельке» и “паринке” родных сестер”.
– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
Воспитатель:– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты. Узнаем какими свойствами обладает вода, и все расскажем нашим капелькам. (Ребята подходят к столам)
Опыты: «Вода прозрачная»
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа). А теперь возьмём стакан с молоком, и так же приложим наши полоски. Можно ли определить их цвет? Ребята, какой вывод можно сделать из увиденного? Ответы детей.
Опыты: «Вода текучая»
Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыты: «Вода без вкуса и запаха»
Дети выполняют лпыт
"Вода - растворитель".
Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.(сахар).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.(соль).
Убираем салфетку со второго блюдца.
И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.(масло).
Ребята, а почему соль и сахар боятся воды? Потому что они в ней исчезают. Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите стакан с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?. Размешайте её. Сахар исчез. Почему? Сахар растворилась в воде.
А теперь возьмите другую стакан и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло? Соль растворилась в воде. Что мы видим в этом эксперименте? Ответы детей: вода-растворитель.
Ребята, а могут ли быть враги у воды? Вот давайте проверим, кто из нас прав, тот, кто думает, что – да есть! Или тот, кто думает, что – нет.
Воспитатель дает понюхать баночку с маслом.
-Как вы думаете что это? Вот, правильно, масло.
А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши стаканчики с водой несколько капель масла.
Идет самостоятельная работа детей.
Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Капельки масла сливаются и образуют на воде плотный масляный слой, и если на воду попадают нефтепродукты, то обитатели подводного и наводного мира могут погибнуть.
Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вода -одни вещества может растворять, а другие нет.
Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Масло-враг для воды.
Воспитатель: А сейчас немножко отдохнем, поиграем.
Динамическая пауза: «Вода - суша»
Играющие становятся в одну линию. При слове ведущего "суша" все прыгают вперед, при слове "вода" - назад. Игра проводится в быстром темпе. Ведущий имеет право вместо слова "вода" произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова "суша" - берег, земля, остров. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок - самый внимательный.
Воспитатель: Ребята проходим в нашу лабораторию и продолжаем:
Опыт: “Вода жидкая, может течь”
Даём детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
“Лед – твердая вода”
Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.
“Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? Высказывания детей: (Да) Почему?
Физкультминутка
- А сейчас мы с вами поиграем. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
- Наш круг, как и вода, может менять свою форму - вытягиваться в овал. А теперь представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту - она стала нагреваться. Каждый из вас - частичка воды. Вода нагревается, и вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться (дети бегают по группе), и каждый из вас движется сам по себе - стал частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Что вы будете делать? Конечно, надо встать поближе друг к другу, обняться, чтобы вам стало потеплее. (Вода - жидкая, пар - газообразный, лёд - твёрдый.)
Дидактическая игра: “Где спряталась вода”
– Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода.
Картинки: дерево растущее – стол или стул деревянный; лед – песочная гора; сосулька – кирпич, снежная гора – санки; арбуз – топор; ледяной городок – детская горка; человек – кукла; морковка – ножик; цветы на клумбе – аппликация с цветами; кипящий чайник – половник; облако – солнце; снежная баба – сумка(ответы детей).
Воспитатель: Так что же мы можем сказать про воду из увиденного?
Ответы детей: Вода бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, вода- растворитель, у воды есть враг-масло , которое она не растворяет и вредит подводному миру…..
Воспитатель: правильно, а наши снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры, потому что они все состоят из воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по опытно – экспериментальной деятельности детей.
Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детейподготовительной группы.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Развивать речь, мышлен...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности детей средней группы
«Познавательный интерес – проявление стремления ребенка познать новое, выяснить непонятные качества, свойства предметов, выявлений действительности в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся ме...
Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»
Программное содержание: ...