Пение как средство музыкального воспитания дошкольников
статья (подготовительная группа)

Пение – это самый доступный вид музыкальной деятельности. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Дети любят петь и охотно это делают. Пение обладает большой силой эмоционального воздействия. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка. Пение развивает у детей музыкальные способности, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. С развитием общей музыкальности у детей проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Пение воспитывает  у ребенка художественно-музыкальный вкус, развивает эстетическое восприятие и эстетические чувства.

Пение способствует умственному развитию ребенка, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Во время пения происходит активизация умственных способностей. Дети прислушиваются к звучанию мелодии песни, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением. Учатся разбираться в структуре песни. Отвечая на вопросы взрослых о содержании песни, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер песни, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Кроме того пение улучшает концентрацию внимания, память и воображение, одновременно формируя потребности более высокого порядка, связанные с культурным уровнем человека.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пение как средство музыкального воспитания дошкольников


        Пение – это самый доступный вид музыкальной деятельности. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Дети любят петь и охотно это делают. Пение обладает большой силой эмоционального воздействия. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка. Пение развивает у детей музыкальные способности, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. С развитием общей музыкальности у детей проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Пение воспитывает  у ребенка художественно-музыкальный вкус, развивает эстетическое восприятие и эстетические чувства.

Пение способствует умственному развитию ребенка, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Во время пения происходит активизация умственных способностей. Дети прислушиваются к звучанию мелодии песни, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением. Учатся разбираться в структуре песни. Отвечая на вопросы взрослых о содержании песни, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер песни, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Кроме того пение улучшает концентрацию внимания, память и воображение, одновременно формируя потребности более высокого порядка, связанные с культурным уровнем человека.

Пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков  и слов. Формируется культура высказывания собственных мыслей и взаимопонимания между людьми. Соответственно совершенствуется артикуляционный аппарат.

Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях.

Занятия пением способствуют развитию социально-личностных и коммуникативных качеств, помогают организовать и объединить детский коллектив. Кроме того, пение воспитывает такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

Пение рассматривается как одна из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение оказывает заметное влияние на выплеск эмоций, улучшение настроения, возникновение чувства безопасности и смелости в проявлении себя. Дети, которые поют, веселее, спокойнее и смелее. Пение – это отличное средство для снятия любого психического напряжения, возникающего в том числе при страхах и тревоге, а также агрессии. Необходимо подчеркнуть необыкновенную роль колыбельных, которые поются вместе с ребенком перед сном, они расслабляют тело, снимая напряжение, облегчают последствия различных ощущений, суммарно накопленных в течение дня, и укрепляют эмоциональную связь ребенка с его родителем. Тот же эффект наблюдается и в группе детей, которые часто поют вместе. В таких группах, как правило, меньше ссор и драк, безболезненно проходит притирка характеров, дети плодотворнее сотрудничают в других областях и их настроение созвучно настроению всей группы.

Пение также рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность также способствует формированию правильной осанки. Под влиянием пения развиваются и укрепляются дыхательная, сердечно - сосудистая, пищеварительная и нервная системы, что в дальнейшем благотворно сказывается на поддержании жизненных функций, в том числе связанных с мускулатурой тела. Повышение внимания к качеству звука во время пения предотвращает болезни гортани и возникновение узелков, которые могут появиться при крике.

При обучении детей пению надо обращать внимание на следующие моменты.

Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два – три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского  голоса  высокий. Звук, образовавшийся в гортани –  очень слабый. Он  усиливается резонаторами. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос  очень  лёгкий, не сильный, но часто звонкий. При  неправильной  постановке  пения, например, при форсировании  звука  во  время  пения, голос  у  детей  приобретает  неприятное, несвойственное  им  низкое  звучание. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Желательно чтобы взрослые, занимаясь с детьми, пели на высоком звучании. Слушая такое исполнение, дети начинают подражать ему и петь более высоким голосом. 

 Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь напевно надо, начиная с  самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Развитию  протяжённости помогает  пение песен, написанных в умеренном  или  медленном темпе, а также разучивание  песен  в  замедленном темпе.

 При разучивании песни, начиная со второй младшей группы, можно пользоваться приёмом произношения текста коллективно нараспев,  негромко,  на  высоком  звучании,  в  умеренном  темпе,  так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно. Но прежде необходимо выразительное чтение текста песни музыкальным руководителем.

 В старшей и подготовительной группах рекомендуется ещё приём коллективной читки шёпотом на высоком звучании в ритме песни. Этот приём полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.

 Во всех группах, кроме первой младшей группы, применяется приём выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании.  Этим приёмом пользуются как в процессе разучивания, так и при повторении   уже   разученных  песен.

 В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Такие упражнения проводятся с детьми на ежедневной утренней гимнастике.

При  обучении  детей  пению  надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Разучивают песни дети всегда сидя. Дети  двух, трех, четырёх лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят прямо на пол, руки кладут на колени, ближе к туловищу. Голову держат прямо, не напрягая и не вытягивая шею. Рот надо открывать вертикально, а  не  в  ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя  челюсть  должна  быть  свободна, губы – подвижны, упруги (не вялы). Во время пения дети  пяти – шести лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком  положении  у  них  лучше работают дыхательные мышцы. При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.

 Разученные песни следует петь стоя, так как  при  этом  дыхательные  мышцы, даже  у трёхлетних детей, работают лучше  и  звучность  пения  заметно  улучшается. При  пении  стоя  голова  держится  прямо, руки  опущены.

На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют управлять своим дыханием. Достаточно музыкальному руководителю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, и где надо передыхать, и ребёнок легко справляется с этим. Чтобы помочь детям научиться правильно брать дыхание, надо выбирать на  первых  порах  песни  с  короткими  музыкальными  фразами.

Диапазон голоса у детей дошкольного возраста очень неустойчив. Объем голоса (диапазон) от нижнего звука до верхнего очень небольшой. Наиболее лёгкие, естественные, ненапряжённые звуки, обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре в пределах фа1—ля1. Дети не умеют правильно извлечь слышимый звук, придать соответствующее движение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Для развития чистоты интонации прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию для данной группы детей.

Чистота интонации достигается также применением различных приёмов. Очень полезно давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте, без  пения. Необходимо систематически повторять с детьми разученные песни и при этом  петь  их  без  инструментального  сопровождения. Желательно петь песни не только со всей группой, но и с небольшой подгруппой  и  по  одному; при  таком  пении  дети  лучше  слышат  себя.

Большое значение для развития чистоты интонации имеет осознание детьми  своего  исполнения. Фальшиво поющим детям надо уделять особое внимание. Для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение, видели его артикуляцию. Сидя впереди, они слышат чистое пение музыкального руководителя и правильное пение хорошо поющих детей, сидящих  позади. Очень полезно отмечать и поощрять каждое незначительное достижение неправильно поющих детей. В работе с такими детьми необходимо проявлять большую  выдержку  и  терпение.

В каждой группе встречаются отдельные дети, которые хотя и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести эти звуки не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже, чем остальные дети, так как имеют очень небольшой объём голоса, и  у них отсутствует координация в работе слухового и  голосового  аппарата. Иногда  дети  монотонно  гудят на одном – двух низких звуках. Если такое звучание держится у детей стойко, то с ними проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Самое важное – научить таких детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. На этих занятиях дети поют песни, которые разучиваются со всей группой, только на удобных для них, более низких звуках, чтобы они слышали правильное исполнение мелодии. Для расширения диапазона эти песни постепенно транспонируются в более высокие тональности. Для получения более высокого звучания, кроме общих песен, можно давать этим детям короткие упражнения на небольших интервалах (прима, секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), кудахтанью кур («ко-ко»), на балалайке («ля-ля») и т. д., а также специальные  песни  с  небольшим  диапазоном. Длительность таких занятий 5 – 7минут.

Проводя  индивидуальные  занятия, музыкальный  руководитель учитывает  особенности каждого ребенка. Одному он показывает, как  надо  протянуть звук «потоньше», «повыше», другому — какое  положение  придать  рту, губам, третьему  предлагает  спеть позвонче, посмелее или, наоборот, мягче, тише и т. д.

При выборе песен преследуются прежде всего воспитательные и образовательные  задачи. Педагог так подбирает песни, чтобы вызвать у детей любовь  к  Родине, к  природе, к  родителям, детскому  саду и т. д.

Практика  показывает, что  в  массе  дети   младшего  возраста  могут усвоить  за  год  примерно 8 – 10  новых песен, дети пяти лет – 10 – 12  и дети шести – семи лет – 12 – 14 песен, включая  песни  для  игр; при этом нужно систематически повторять песни, выученные  в  предыдущих  группах. Песня даётся  в  тональности, удобной  для  данной  группы  детей. Для получения  лучших  результатов  в пении у детей  желательно, чтобы каждая последующая песня представляла собой  некоторое усложнение по сравнению  с  предыдущей.

Пение организует ребенка. Воспитывает товарищество, волю, творчество.

Несомненно, пение вносит в жизнь детей много радостных минут, приятных эмоций. Кроме того, наблюдая, как поют дети, мы узнаем о них много нового, чего раньше не замечали и не знали.


Используемая литература:

  1. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка», Минск, изд. «Театра Системс», 2011г.
  2. Войнова А.Д. «Развитие чистоты интонации в пении дошкольника» изд. М.Просвещение, 2007г., 196с.
  3. Юдовина-Гальперина Т.Б., «За роялем без слез, или я – детский педагог», изд. «Предприятие СПб Союза художников», 1996г.
  4. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж», СПб, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хоровое пение, как средство эсттического воспитания дошкольников

Одно из ярких средств эстетического воспитания- хоровое пение. Чтобы оно выявило свою основную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Хоровое пение влияет на общую культуру поведения д...

«Пение, как средство музыкального воспитания детей»

Пение - основное средство музыкального воспитания оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Тек...

Консультация для родителей «Пойте на здоровье!» Пение является основным средством музыкального воспитания.

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по п...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале, как средства музыкального воспитания дошкольников».

В данной статье рассматривается вопрос создания обновленной музыкальной предметно-пространственной развивающей среды в музыкальном зале, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвити...

Презентация " Организация РППС в музыкальном зале как средства музыкального воспитания дошкольников"

ИРОССО.2023 г . Распостронение опыта работы в рамках курсов повышения кваалификации педагогогов дошкольных образоваательных организаций Сахалинской области"Основные направления раз вити...

Консультация "Пение как основное средство музыкального воспитания дошкольников"

Почему именно пение является основным видом развития музыкальных способностей в детском саду? Дело в том, что именно развитие певческих навыков развивает у детей: музыкальный слух, чувс...