Консультация «Дидактические игры и упражнения для развития связной речи в средней группе»
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Перегородиева Оксана  Ивановна

Дидактические игры и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Дидактические игры и упражнения для развития связной речи в средней группе»

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными «американскими» боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.

Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

Особенности связной речи детей

Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов.

В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого достигает к этому времени примерно 2, 5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна

У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их.

 На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

Работа над связной речью предполагает обучение детей длительному речевому высказыванию и реализуется через ряд игровых упражнений. Детям легче воспринимать учебный материал через игру.

Огромную помощь в развитии связной речи, могут оказать специальные игры и упражнения.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, того, что в нём заложено и проявлено. Благодаря дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой

форме.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения.

Дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: Это цель.

Цель дидактических игр – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера. .

Содержание дидактической игры – это всегда осуществление какой-либо умственной задачи.

Именно дидактические игры помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания. Каждая из игр решает конкретную задачу. Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи активизируют коммуникативные навыки дошкольников. В игре процесс расширения словарного запаса ребёнка происходит естественно и очень эффективен.

В таких играх формируются важные качества личности ребёнка:

  • самостоятельность;
  • наблюдательность;
  • находчивость;
  • сообразительность;
  • вырабатывается усидчивость;
  • развиваются конструктивные умения.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих требований:

  • простота и точная формулировка правил игры;
  • доступность игрового материала всем детям;
  • простота изготовления дидактического материала;
  • участие всех детей в игре;
  • справедливое и чёткое подведение её результатов.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития связной речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»

В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах....

Игры и упражнения на развитие связной речи у детей с ТНР

Рекомендации для родителей и педагогов особенно речевых группы, какие игры и упражнения можно использовать на развитие сявзной речи у детей с ТНР...

Игры и упражнения для развития связной речи детей

Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Круглый стол для родителей подготовительной группы «Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

повышение родительской компетенции в речевом развитии ребенка старшего дошкольного возраста....

Игры и упражнения на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие речи детей дошкольного возраста способствуют преодолению речевых недостатков, обогащению словарного запаса, развитию инициативы у детей....

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы»

Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).Рассказывание о литературном персонаж...

Игры и упражнения на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста

Данный сборник систематизированных игр и игровых упражнений может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, методистами ДОУ при планировании, родителями в...