КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Использование мнемотехники при составлении описательного рассказа о диких животных» (Средняя группа).
план-конспект занятия по окружающему миру
Развивать у детей умения логически переходить от одной картинки к другой; пересказывать текст с опорой на модель – схему и картинки; Формировать грамматический строй речи с помощью приемов словоизменения и словообразования существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
z-e_po_mnemotehnike_sr.gr_._2017g.docx | 13.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Использование мнемотехники при составлении описательного рассказа о диких животных»
(Средняя группа).
Цели: Развивать связную монологическую речь детей. Учить при описании диких животных, планировать высказывания, опираясь на таблицы мнемотехники; закреплять знания детей о диких животных и использовать их в составлении рассказов. Развивать у детей умения логически переходить от одной картинки к другой; пересказывать текст с опорой на модель – схему и картинки; Формировать грамматический строй речи с помощью приемов словоизменения и словообразования существительных. Применяя метод наглядного моделирования, учить отбирать условные заместители для обозначения персонажей знакомых сказок; развивать умение соотносить знакомые образы с символами; называть и пересказывать сказки на основе наглядных моделей. Используя кинезиологические упражнения «Гимнастика мозга», стимулировать мыслительную деятельность детей, способствовать запоминанию, повышать устойчивость внимания, улучшать память, развивать мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, излишнее эмоциональное напряжение. Воспитывать любовь к диким животным и доброжелательное отношение к героям сказок, а так же интерес и любовь к устному народному творчеству.
Ход занятия.
Рады видеть всех сейчас
Ведь давно мы ждали вас,
Дружно за руки беремся.
И гостям мы улыбнемся!
- А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу удачи на занятии. Давайте передадим наше настроение через ладошки. Как приятно, тепло, хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое настроение останется на протяжении всего нашего занятия. Проходите, садитесь на стульчики. Удачи мы друг другу уже пожелали, но чтобы занятие прошло успешнее, надо чтобы вы внимательно меня слушали и быстро и правильно думали, выполняли все задания и отвечали на все вопросы. А чтобы все именно так и происходило нам нужно сосредоточиться и разбудить наш мозг. Настроить его на работу. И в этом нам поможет следующее упражнение.
Кинезиологическое упражнение «В лес зайдем»
Мы тихонько в лес зайдем. - пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем? - одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют. - одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот)
Тики-ти, тики-ти, - два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
Животных мы хотим найти. - одна рука — ребро, вторая рука — кулак (и наоборот).
А каких животных мы можем встретить в лесу? (Дети перечисляют диких животных.)
-Молодцы! А давайте назовем этих животных ласково.
Лиса -, волк -, медведь -, белка -, кабан, еж, барсук, и т.д.
А у этих животных есть детеныши? Давайте их назовем. У лисы - …, у волка -…, у медведя,…
А этих животных в лесу мало или много?
А вот послушайте, как я скажу об этих животных, сколько их, например, волк - один волк, два волка, много волков…
лиса - …
Молодцы, все справились. А теперь давайте закроим глаза и перенесемся в лес. Только никто не открывает глазки, пока я не скажу. (Звучит волшебная музыка). Ой, ребята, посмотрите, вот мы с вами и в лесу, только он какой-то необычный. Деревьев в лесу много, но между ними находятся не животные, а какие-то странные фигуры. Что бы это могло значить? А, я догадалась. Мы с вами попали в заколдованный лес, и животные здесь заколдованные. Ребята, а здесь есть какая-то записка. Прочтем? В ней написано:
«Здесь Злой волшебник побывал
И нас всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть,
Где живем, и как кричим.
Выручайте, помогите,
И о нас все расскажите».
Ну что, поможем животным, расколдуем их? Хорошо. Как вы думаете, какие животные превратились в эти геометрические фигуры? (Коричневый большой круг – медведь, серый – волк, оранжевый – лиса, серо-белый – заяц). Правильно, а на какой признак животного вы опирались, чтобы правильно угадать модель? (Цвет шерстки, размер). В записке животные просят нас, чтобы мы рассказали о них все, т.е. составили рассказ-описание. А поможет нам правильно это сделать вот эта таблица. Давайте вспомним, что означает каждая картинка этой таблицы. (Приложение 2)
(Таблица для описания диких животных)
- Название животного
-Где живет? Среда обитания (лес, река, болото, поле и т.д.)
- Внешний вид животного (части тела: лапы, хвост, рога, копыта, шерсть, окрас)
- Чем питается?
- Где можно встретить это животное?
- Чем полезно животное? Отношения с человеком.)
Составление рассказов о зайце, волке, лисе, медведе с опорой на таблицу.
В конце рассказа открывается настоящее изображение животного. Дополнительный вопрос. В каких сказках встречается это животное. Как называют это животное в сказках, какое оно в сказках.
Молодцы! Всех животных расколдовали.
Что-то засиделись мы на месте, давайте немного разомнемся и сделаем зарядку.
Физминутка «Лесные жители»
Раз-присядка, два присядка
Это заячья зарядка,
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть,
И легонечко подпрыгнуть,
Медвежонок косолапый
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало,
Начинает все с начала.
- Ребята, вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, так как в сказках происходят чудеса. Давайте сегодня мы и отправимся в волшебный мир сказок. Вы согласны? Вы готовы?
Начинаем колдовать,
Двери в сказку открывать.
Посмотрите, на двери-то замок. Давайте его откроем.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок),
Кто открыть его бы смог? (Пожимают плечами)
Потянули (руки тянутся в стороны),
Покрутили (круговые движения пальцев от себя),
Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли (разомкнули пальцы).
Проходите, садитесь за столы. Посмотрите, что-то сказок нигде не видно. А на столах лежат листы с нарисованными пустыми кругами. Наверное, и здесь Злой волшебник побывал, сказки все заколдовал. Опять нам придется потрудиться. Я, кажется, знаю, что нам делать. Давайте в каждом круге нарисуем какого-нибудь героя сказки. И давайте начнем, с тех животных, которых мы уже расколдовали. Ведь, как мы уже с вами говорили, они тоже являются героями различных сказок. (Приложение3)
-Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.
-А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?
-Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.
А что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?
- Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.
Теперь рисуем волка. А что отличает волка от лисы? Правильно, острые зубы. Молодцы. А каких еще сказочных героев вы знаете? Например, кто еще жил в теремочке? (Схематично рисуют различных сказочных героев) Вот как много героев сказок мы с вами нарисовали. А сейчас я выложу из изображений героев какую-нибудь сказку, а вы мне ее назовете, отгадаете, схему какой сказки я выложила.
Игра «Отгадай сказку по схеме».
Молодцы! Все-то вы знаете. Все сказки угадали. Тогда для вас следующее задание.
Упражнение «Выложи схему сказки»
Выложите мне, пожалуйста, схему сказки «Репка». Все у нас герои сказки есть или что-то надо дорисовать? Правильно, надо дорисовать репку. Что нам нужно дорисовать, чтобы из круга получить репку? Правильно, надо дорисовать корешок и листья. Так, теперь все герои готовы, приступаем к выкладыванию схемы. Так, давайте проверим, вся ли схема выложена правильно. (Рассказывают по схеме сказку «Репка») Молодцы! А сказку «Теремок» хорошо знаете? Давайте выложим схему этой сказки, ведь все герои у нас уже есть. Умницы все справились с заданием.
-Ну, а нам пора прощаться.
И со сказкой расставаться.
Закончились наши большие дела,
И нам в детский сад возвращаться пора. Становитесь все за мной.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и весенним лугом.
Носом глубоко дышите,
Спинки ровненько держите! (Вдох - выдох)
- Ой, посмотрите, волшебный сундучок! А что же внутри? А внутри угощение и какая-то записка. Давайте ее прочтем.
«Дорогие ребята! Мы, звери, живущие в лесу и герои сказок, благодарим вас за то, что вы помогли нам, разрушили чары злого волшебника и освободили нас всех! И за это мы дарим вам вот это угощение. Кушайте на здоровье! Дикие животные и герои сказок».
Рефлексия. Ребята! А как вы думаете, что мы сделали для животных? А для сказочных героев? Правильно, все вы сегодня постарались, сделали много доброго, очень хорошо занимались и полностью заслужили угощение, но давайте поделимся им с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"
Программное содержание: учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...
Образовательный проект по теме: «Использование мнемотехники при составлении описательных рассказов о транспорте»
Развитие связной речи посредством использования мнемотехники....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему: «Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы».
Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы....
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа о диких животных»
Тема: Составление описательного рассказа о диких животных.Задачи:- Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения.- Совершенствовать умение согласовывать слова в...
Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие". Тема: "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием современных технологий".
Данная деятельность помогает развить в дошкольниках умение поддерживать беседу о животных, высказывать свою точку зрения, проявлять любознательность, интерес к исследовательской деятельности, са...
Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»
В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые игры....