Консультация для родителей: «Особенности организации предметно-пространственной среды для родителей воспитывающих детей с ОВЗ».
консультация

Гусарова Инна Валентиновна

Консультация для родителей: «Особенности организации предметно-пространственной среды для родителей воспитывающих детей с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_gusarova_i.v.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ   ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ - САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА №167 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Консультация для родителей:

«Особенности организации предметно-пространственной среды для родителей воспитывающих детей с ОВЗ».

 

                                                                           Подготовил воспитатель: Гусарова И.В.

Особенности организации предметно-пространственной среды для родителей воспитывающих детей с ОВЗ

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной цели – воспитание и развитие ребёнка в детском социуме. Создание такой обстановки – большое искусство. Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника, поэтому достаточно большой процент детей по тем или иным причинам не посещают детские дошкольные учреждения. Ребёнок растёт в привычных домашних условиях, соблюдая привычный режим, избегая стрессов и перегрузок. Задача семьи – смоделировать социокультурную предметно – пространственную развивающую среду, которая позволила бы ребёнку развиваться творчески, познавать язык, реализовывать свои познавательные и коммуникативные потребности. Условия, которые создаст семья ребёнку, определят в будущем, как он будет учиться, будет ли пытлив его ум, будет ли он стремиться к познанию окружающего. От того, какая среда окружает ребёнка, зависит его интеллектуальное, нравственное, эстетическое развитие.   Поэтому важно грамотно создать развивающую среду для ребёнка – дошкольника в условиях семьи, важно чтобы материальная среда была именно развивающей.  Ребёнок должен осваивать всё пространство квартиры, но в то же время у него должно быть своё пространство, оборудованное с учётом его психофизиологических особенностей и возможностей. Предметно – пространственная среда семейного воспитания даёт возможность ребёнку формировать ценности познания и отношения к миру не только с помощью родителей, но и самостоятельно.

Как достичь этого в условиях семьи? К тому же есть ряд причин, затрудняющих «внедрение развивающей среды» в семью. Это и малый метраж квартир, и небольшой общий семейный доход, и отсутствие элементарных знаний о том, как должна выглядеть среда, комната ребёнка. Всё и просто, и сложно. Взрослый должен осознать, что среда – это пространство, заполненное предметами, игрушками, живя среди них, ребёнок вместе с взрослым осваивает окружающий мир. Поэтому и создавать среду следует с позиции творческой активности и самостоятельности ребёнка. Взрослый создаёт среду, дающую свободу деятельности и активности ребёнка. Среда не должна быть статичной. Среда – носитель информации об окружающем. В помещении должно быть светло. «Центры» должны разумно сочетаться.

 Так какие же рекомендации можно дать родителям по построению развивающей среды в семье.

В семье игры и игрушки можно разместить, создав «центры». Содержание «центров» нужно периодически менять. Это не значит, что игрушки нужно выбрасывать. Создайте дома «камеру хранения», из которой доставайте те игрушки, которые немного подзабыты ребёнком.

Учитывайте возрастные особенности и потребности ребёнка.

Включите не только стационарную, но и мобильную мебель.

 Сделайте «сундучок», в котором будут храниться предметы, материалы, куски ткани, платки, старые платья, сумки и прочие детали разных костюмов.

Не концентрируйте весь игровой материал в одном месте, создавайте для ребёнка ситуацию активного поиска.

Помните, что мальчики осваивают «дальнее пространство», а девочки – «ближнее» пространство.

Предметы – заместители и полифункциональное игровое оборудование (ширмы) обладают наибольшим развивающим эффектом.

Интересно создать в комнате подиум с мягкими подушками, на которых можно отдохнуть.

Создайте «детское зеркальце». В идеале зеркало помещают в прихожей. Уходя из квартиры, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривать себя и менять, в случае необходимости, что – либо в своей внешности. У ребёнка начинает формироваться культура внешнего вида, качества трудолюбия, самостоятельности. Не храните одежду на стульчиках. Хорошо, если вы приобретете, детские плечики и ребёнок будет приучаться к порядку.

Можно организовать «Картинную мини – галерею». Важно приучить глаза ребёнка к живописи, графике, к скульптуре. Размещайте произведения одного или нескольких авторов портретную живопись, рассматривайте и обсуждайте вместе с ребёнком. Там же размещайте детские работы.

 Организуйте «мешочек добрых дел». За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещайте мелкий предмет. Итоги подводите в субботу, но не используйте «мешочек» в качестве поведения на показ.

«Детская лаборатория – это серьёзно». Создайте элементарную детскую лабораторию. Соберите в коробочку магниты, бинокли, лупы, микрофоны, компасы и т.д. Организуя лабораторию, постепенно вводите новые предметы, рассказывая о них, показывая способ действия.

В зависимости от пола ребёнка, организуйте уголок «умелых ручек» или «уголок мастериц». Сделайте подборку из бросового материала: пробки, пластиковые бутылки, катушки, подборку из природного материала: шишки, мох, семечки…

 «Книжки в вашем доме». Создайте полочку или стол, где будут храниться любимые книги, магнитофон. Рассматривайте, слушайте вместе, а потом ребёнок сам начнёт читать.

«Альбомы по интересам». Собирайте в них фантики, открытки, наклейки, создавайте коллекции.

«Лента моей жизни». Очень хорошо, когда у ребёнка на виду имеются семейные фотографии, ещё лучше, когда рядом есть фотографии всей семейной родословной.

Организуйте уголок спорта. Пусть там находятся любимые спортивные игрушки, и будет возможность поиграть в любой момент.

Создайте уголок «тишины», где будут предметы и игрушки, дающие возможность успокоиться, отдохнуть.

При создании среды учитывайте гендерную специфику и наполните среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и для мальчиков. Специфичный материал, мы знаем, для девочек – куклы, коляски, для мальчиков – машины, пистолеты….  Что же может быть общим? Это конструкторы, обучающие игры.

Покупая игрушку, обращайте внимание на сертификат, безопасность материалов, развивающий потенциал игрушки.

Если ребёнок проявляет интерес к цифрам, буквам, добавьте магнитную доску, наборы цифр, букв, линейки.

Помните, создание среды - это творческий процесс. В нём принимают участие две стороны – родители и дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в младших группах"

Особенности организации  предметно-пространственной  среды в младших группах...

Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в средних группах"

Особенности организации  предметно-пространственной  среды в средних группах...

Консультация для педагогов: "Особенности организации предметно-пространственной среды в старших и подготовительных группах"

Особенности организации  предметно-пространственной  среды в старших и подготовительных группах...

Консультация для родителей и педагогов. Предметно - пространственная среда для математического развития детей.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающ...

Консультация для воспитателей «Особенности коррекционной предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОНР».

Создание комфортных, благоприятных условий для гармоничного развития ребенка в самостоятельной и  совместной деятельности, которые обеспечат эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие е...

«Особенности организации предметно-пространственной среды для родителей воспитывающих детей с ОВЗ».

Данный материал будет полезен родителям, воспитывающих детей с ОВЗ. В нем даны рекомендации по организации предметно-развивающей среды дома для детей с ограниченными возможностями здоровья.Условия, ко...

Консультация для педагогов «Особенности организации предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДУ»

laquo;Особенности организации предметно-пространственной среды ДОО в соответствии с ФГОС ДУ»...