Консультация для воспитателей «Особенности коррекционной предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОНР».
консультация (младшая группа) на тему

Кропачева Анна Васильевна

Создание комфортных, благоприятных условий для гармоничного развития ребенка в самостоятельной и  совместной деятельности, которые обеспечат эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sredamicrosoft_office_word.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 «Особенности  коррекционной предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОНР».

Актуальность: 

                  В  МБДОУ детском  саду №50  широко внедряются в практику инновационные программы, технологии, методики, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников с ОНР.

                   Доказано, что на развитие дошкольника с ОНР  большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната и кабинет логопеда.  Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания детей в саду.

                   В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности. Поэтому педагоги  нашего детского сада на протяжении всего года   занимаются реорганизацией коррекционной, предметно-развивающей среды и в этом видят практическую и социальную значимость своей работы.

Цель:

Создание комфортных, благоприятных условий для гармоничного развития ребенка в самостоятельной и  совместной деятельности, которые обеспечат эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества.

Задачи:

  1. Наполнить среду развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития», в обстановку группы включить кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, приблизительно 15% материалов ориентированных на более старший возраст.
  2. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности  психического развития дошкольников  с ОНР, создавать зоны-уголки активизирующие навыки коммуникативного общения  и социального взаимодействия.
  3.  Следовать принципу полифункциональности, комфортности, безопасности.

Особенности организации среды для детей с ОНР:

  1. Следуем принципу единой лексической темы при наполняемости уголков. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе перспективного планирования логопеда и воспитателя.
  2. Создаем развивающую  среду группы комфортной и безопасной, так как дети с ОНР плохо координированы и моторно неловки.
  3. Стараемся не перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком. Меняем оборудование раз в неделю, согласно лексической теме.
  4. Организуем в групповых помещениях коррекционную  зону, разделенную на уголки «Учимся говорить», «Мое настроение», « Отдыхай-ка».

                   Педагогами ДОУ создана  модель коррекционной предметно-пространственной  среды групповой комнаты, которая  представлена четырьмя зонами: активная, рабочая, спокойная, коррекционная.  Необходимость создания коррекционной зоны возникла в результате работы с детьми нашего сада. Дети с ОНР, а также с вторичными нарушениями нуждаются в  психо-эмоциональной  разгрузке.

Для успешного решения задач по корррекционно-педагогической работе и обучению детей нашими  педагогами соблюдаются следующие условия:

 Взаимодействие команды единомышленников: учителя-логопеда, воспитателей, воспитателя по изобразительной деятельности, музыкального руководителя, воспитателя  по физической культуре, медицинских работников, родителей и детей;

 Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и  личностное развитие ребенка;

 Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.

          Одной из форм работы с нашими дошкольниками, своеобразной активной терапией  является Логоритмика, проводимая учителем - логопедом.  Логоритмические занятия, опирающиеся на связь слова, музыки и движения, способствуют преодолению речевого нарушения путем развития, восприятия и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптации к условиям внешней среды. Элементы логоритмики применяют в работе с детьми учителя-логопеды, воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог.

         В ДОУ применяется инновационный  логотерапевтический  метод БОС (автор Сметанкин А.А.), – уникальный метод для формирования речевого дыхания.
Уникальность данного метода – возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Метод БОС – это комплекс процедур, при проведении которых ребенку с помощью технических устройств передается информация о состоянии систем его организма. Цель занятий методом БОС: выработка правильной речи с наименьшими энергетическими затратами. Включив логотерапевтический метод БОС в работу  ДОУ , как часть логопедического занятия,  сократились  сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуты успехи на пути

Формирования нового, устойчивого стереотипа речи.

                Конечная цель реабилитации ребенка с речевыми нарушениями - это полноценная подготовка к обучению в массовой школе, поэтому неотъемлемой частью работы детского сада является  организация не только образовательного процесса, но и  коррекционной  предметно-пространственной        среды в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Организация предметной пространственной среды по ФГОС ДО

По требованиям ФГОС ДО модель образовательного пространства должна сообразовываться с характером образовательного процесса, адекватным дошкольному возрасту.(т.е. отход от традиционной учебной мод...

Консультация для воспитателей Организация предметной пространственной среды по ФГОС ДО

По требованиям ФГОС ДО модель образовательного пространства должна сообразовываться с характером образовательного процесса, адекватным дошкольному возрасту.(т.е. отход от традиционной учебной мод...

Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"

Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"...

Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"

Консультация для воспитателей Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности...

Консультация для воспитателей "«Музыкальная предметно - пространственная среда в ДОУ"

Данный материал можно использовать музыкальному руководителю в работе с педагогами...

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда с учётом ФГОС ДОО»

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная  среда с учётом ФГОС ДОО»...