Консультация для воспитателей «Особенности коррекционной предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОНР».
консультация (младшая группа) на тему
Создание комфортных, благоприятных условий для гармоничного развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, которые обеспечат эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sredamicrosoft_office_word.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Особенности коррекционной предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОНР».
Актуальность:
В МБДОУ детском саду №50 широко внедряются в практику инновационные программы, технологии, методики, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников с ОНР.
Доказано, что на развитие дошкольника с ОНР большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната и кабинет логопеда. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания детей в саду.
В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности. Поэтому педагоги нашего детского сада на протяжении всего года занимаются реорганизацией коррекционной, предметно-развивающей среды и в этом видят практическую и социальную значимость своей работы.
Цель:
Создание комфортных, благоприятных условий для гармоничного развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, которые обеспечат эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества.
Задачи:
- Наполнить среду развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития», в обстановку группы включить кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, приблизительно 15% материалов ориентированных на более старший возраст.
- Учитывая возрастные и индивидуальные особенности психического развития дошкольников с ОНР, создавать зоны-уголки активизирующие навыки коммуникативного общения и социального взаимодействия.
- Следовать принципу полифункциональности, комфортности, безопасности.
Особенности организации среды для детей с ОНР:
- Следуем принципу единой лексической темы при наполняемости уголков. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе перспективного планирования логопеда и воспитателя.
- Создаем развивающую среду группы комфортной и безопасной, так как дети с ОНР плохо координированы и моторно неловки.
- Стараемся не перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком. Меняем оборудование раз в неделю, согласно лексической теме.
- Организуем в групповых помещениях коррекционную зону, разделенную на уголки «Учимся говорить», «Мое настроение», « Отдыхай-ка».
Педагогами ДОУ создана модель коррекционной предметно-пространственной среды групповой комнаты, которая представлена четырьмя зонами: активная, рабочая, спокойная, коррекционная. Необходимость создания коррекционной зоны возникла в результате работы с детьми нашего сада. Дети с ОНР, а также с вторичными нарушениями нуждаются в психо-эмоциональной разгрузке.
Для успешного решения задач по корррекционно-педагогической работе и обучению детей нашими педагогами соблюдаются следующие условия:
∙ Взаимодействие команды единомышленников: учителя-логопеда, воспитателей, воспитателя по изобразительной деятельности, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, медицинских работников, родителей и детей;
∙ Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
∙ Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.
Одной из форм работы с нашими дошкольниками, своеобразной активной терапией является Логоритмика, проводимая учителем - логопедом. Логоритмические занятия, опирающиеся на связь слова, музыки и движения, способствуют преодолению речевого нарушения путем развития, восприятия и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптации к условиям внешней среды. Элементы логоритмики применяют в работе с детьми учителя-логопеды, воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог.
В ДОУ применяется инновационный логотерапевтический метод БОС (автор Сметанкин А.А.), – уникальный метод для формирования речевого дыхания.
Уникальность данного метода – возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Метод БОС – это комплекс процедур, при проведении которых ребенку с помощью технических устройств передается информация о состоянии систем его организма. Цель занятий методом БОС: выработка правильной речи с наименьшими энергетическими затратами. Включив логотерапевтический метод БОС в работу ДОУ , как часть логопедического занятия, сократились сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуты успехи на пути
Формирования нового, устойчивого стереотипа речи.
Конечная цель реабилитации ребенка с речевыми нарушениями - это полноценная подготовка к обучению в массовой школе, поэтому неотъемлемой частью работы детского сада является организация не только образовательного процесса, но и коррекционной предметно-пространственной среды в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Организация предметной пространственной среды по ФГОС ДО
По требованиям ФГОС ДО модель образовательного пространства должна сообразовываться с характером образовательного процесса, адекватным дошкольному возрасту.(т.е. отход от традиционной учебной мод...
Консультация для воспитателей Организация предметной пространственной среды по ФГОС ДО
По требованиям ФГОС ДО модель образовательного пространства должна сообразовываться с характером образовательного процесса, адекватным дошкольному возрасту.(т.е. отход от традиционной учебной мод...
Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"
Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"...
Консультация для воспитателей "Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности"
Консультация для воспитателей Создание предметно-пространственной среды – неотъемлемая часть работы коллектива в условиях экспериментальной деятельности...
Консультация для воспитателей: "Развивающая предметно-пространственная среда"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "«Музыкальная предметно - пространственная среда в ДОУ"
Данный материал можно использовать музыкальному руководителю в работе с педагогами...
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда с учётом ФГОС ДОО»
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда с учётом ФГОС ДОО»...