консультация для педагогов "Организация проектной деятельности в доу"
консультация (старшая группа)

Марфутенко Александра Олеговна

Организация проектной деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_proektnaya_deyatelnost.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Консультация для педагогов на тему:

«Организация проектной деятельности в ДО»

Подготовила: Марфутенко А.О.

Когалым 2024

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА

На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

Составление плана-схемы проекта.

Сбор, накопление материала.

Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

Презентация проекта, открытое занятие.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта — практическая часть.

4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

а)по составу участников;

б)по целевой установке;

в)по тематике;

г)по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»)*

Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие — монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, — между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» — на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте — это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте — это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу (нежестко).

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Дополнение задач проекта.

II этап

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность.

Объединение детей в рабочие группы.

Распределение амплуа.

III этап

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду»...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении  в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для педагогов "Проектная деятельность детей дошкольного возраста"

Представлена консультация для педагогов об организации проектной деятельности в различных возрастных группах....

консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»

Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...