«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе через познавательное развитие».
материал (подготовительная группа)

Татьяна Сергеевна Донская

ДОКЛАД

на тему: «Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе через

познавательное развитие».

2022г

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе через познавательное развитие».

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
                                                                            Д. С. Лихачёв

Великая культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план.                                                                                                                     

В связи с этим в настоящее время перед детьми встала проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.  Наследование нравственных, патриотических ценностей семьи, родного края в самом нежном возрасте – есть самый естественный, а поэтому и верный способ нравственно-патриотического воспитания, формирования чувства любви к своему краю, к Родине. Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна.

Цель нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста - воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к Родине; формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания: Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким. Расширение представлений о России, как о родной стране, о родном городе. Воспитание патриотизма, уважение к культурной прошлой России.

          Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников реализуется в следующей программе:

«От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным):

  • Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом.
  • Формировать умение договариваться, радовать старших хорошими поступками.
  • Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим. Объяснять

детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; важно слушать собеседника и без

надобности не перебивать.

  • Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; желание помогать им.
  • Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм.
  • Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
  • Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, подняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
  • Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости приветствие, прощание, просьбы, извинения).

 

Образовательная область «Социально-коммуникативная» Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

           Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа.

            Компоненты патриотического воспитания: ребенок, семья, детский сад, родной город (поселок), Россия.

           Формы работы по патриотическому воспитанию: занятия (НОДы), проведение патриотических праздников, досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, проект; участие в конкурсах.

          Для успешной работы реализации нравственно - патриотического воспитания необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей.

          Это создание уголков:

  • патриотический уголок (государственной символики) (Символы России - герб, флаг, гимн).
  • наглядный материал (портрет В. В. Путина, картинки народов мира).
  • русской культуры (Художественная литература; народные игрушки - матрешки, дымка; народные музыкальные инструменты, куклы в народных костюмах);                                 «Русская изба», где организуем посещения , экскурсии, беседы, и знакомим детей с бытом  русского народа: посуда, утварь, убранство, одежда, народными промыслами, традициями.

          Приоритетным направлением в работе считаем все виды фольклора: сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. т. к формирует любовь к Родине, своему народу, к своей природе, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли.
При отборе произведений и материалов мы руководствуемся общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.  

          Любовь ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к своей семье. Закрепляем понятия семья, воспитываем любовь к семье, уважение, заботу о близких как на занятиях, так и вне занятий: в беседах, рассказах из личного опыта, дид. играх, сюжетно-ролевых играх, и т.д.      

           Первоначально идет знакомство с улицей, где живет ребенок, куда ходит в детский сад. Это способствует формированию у него представлений о родном селе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Проводим целевые экскурсии прогулки в библиотеку.

 Стараюсь привить любовь и бережное отношение к природе родного края. Она не только среда обитания, но и родная сторона, малая Родина. На прогулке часто напоминаю детям, что всё живое хочет жить, что всё существует во взаимосвязи и ничего не создано «просто так». Этому способствуют занятия по экологическому воспитанию, наблюдения за погодой, деревьями, птицами, экологические игры, эксперименты.

   Формирую первоначальные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Дети знакомятся с историей России, гербом, флагом, мелодией гимна; столицей, достопримечательностями, городами России, природой нашей страны.

   В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду: Народные праздники и традиции: «Праздник урожая», «Масленица». В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

    Государственно-гражданские праздники: «День народного единства», «День защитника отечества», «День Победы 9 мая».

Дети получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. Воспитываю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей, уважения. Также провожу «День знаний», «Новый год», «День космонавтики», «Международный женский день 8 марта».

    Одним из полюбившихся детям мероприятий военной тематики, является развлечения посвященное ко Дню защитника отечества, День Победы, которые проводятся между детьми подготовительной группы с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирование детских представлений о военной службе, обязанности каждого мужчины – защищать свою Родину. Длительная и тщательная подготовка к игре сплачивает детей. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни, учатся маршировать.

   Одной из форм нравственно-патриотического воспитания является участие детей в конкурсах. Также дети совместно с родителями участвуют в творческих конкурсах-выставках. Создаются условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности.          

   Одной из форм нравственно-патриотического воспитания являются проекты. В подготовительной к школе группе прошёл проект «Путешествие по книге народных праздников».  В дальнейшем планирую проект «Герои посёлка Боханского района».

           Цель: воспитание патриотизма у детей подготовительной группы, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой отечественной войне.

           Задачи проекта:

1. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;

2. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет; проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;

3. Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;

4. Воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

С детьми были проведены беседы ««Почему война называется Великой отечественной?», «Родина –мать зовёт!», «Города-герои», «Музыка войны». Рассматривали плакаты военных лет, фотографии, иллюстрации. Слушали музыкальные произведения, разучивали песни военных лет «Катюша», «День Победы». Читали художественную литературу: рассказы о ВОВ, стихотворения.

                    Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие».

Консультация для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

«Патриотическое воспитание в ДОУ». Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ через познавательное развитие"

Доклад из опыта работы "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ через познавательное развитие....

Семинар : " Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию через познавательное развитие дошкольников"

В семинаре кратко расписаны подходы ,которые надо использовать в методике по патриотическому воспитанию....

Статья для педагогов "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возраста через познавательное развитие"

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сфо...