Родительская встреча "Развитие словотворчества через художественную литературу"
методическая разработка (младшая группа)

Хохлова Людмила Михайловна

Родительская встреча "Развитие словотворчества через художественную литературу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_vecher_uvazhaemye_roditeli.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

               Добрый вечер уважаемые родители , мы рады приветствовать вас на нашей родительской встрече посвященной «Развитию речи детей через словотворчество»

           И в начале нашей встречи мы хотим вам представить виды театров какие есть в нашей группе и которыми играют наши дети .       Они разнообразные и каждый по своему интересен и полезен .

Но вот такого вида театра у нас нет и мы предлагаем вам сегодня его изготовить и поиграть несколько сказок из нашего возраста .

Вам необходимо будет немного потрудиться , вырезать шаблоны и их прикрепть двусторонний скоч на киндер баночки различной высоты .

После изготовления сказок  теремок, гуси –лебеди, репка предлагаю обыграть сказки.

Молодцы !

Теперь давайте после этого всего обсудим зачем же нужно играть в сказку , читать сказки .

Как вы думаете что развивается в детях в процессе игры в сказку ?????

Да правильно , но больше всего через сказку у детей расширяется словарный запас и развивается словотворчество , ведь когда они играют самостоятельно оно сами придумывают и сказку и роли и слова.

Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5—3 лет до школьного возраста.

Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении с взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих.

Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении.                    Например: «брос» — брошено, «умность» — качество ума,

«долгее» — дольше и многие другие.

Как проявляется словотворчество в речи ребенка?

  1. Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово.            

            (прыг – прыжок)

  1. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляется окончание другого .  

            (правдун – человек, говорящий правду)

  1. Синтетические слова: одно слово составляется из двух.

           (банана – банан и ананас).

   

Словесное творчество – важный этап знакомства ребенка с миром. Вслушивайтесь в речь малыша, наслаждайтесь ею, ведь период этот прекрасен и быстротечен.

«Почему следует поощрять детское словотворчество»

        Каждого ребенка можно назвать величайшим умственным тружеником, и чтобы доказать это, достаточно приглядеться к тому, в какое короткое время ему удается овладеть своим родным языком, всеми оттенками его суффиксов, приставок и окончаний.

        Детский язык представляет собой лишь упрощенный вариант нормативн нормы и использовать их в своей речи называют обычно языковым чутьем.

        У детей отмечается такое сильное чутье языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся грубыми недостатками речи, а, напротив, очень метки, естественны: «сердитки», «всехный», «красавлюсь». Переиначивая слова, ребенок чаще всего не замечает своего словотворчества и остается в уверенности, что правильно повторяет услышанное. Например, услышав слово «тормоз» и, думая, что повторяет его, ребенок приделывает к нему — ило: «тормозило». Это говорит о том, что ребенок тонко чувствует, что здесь необходим суффикс «л», показывающий орудийность, инструментальность предмета (то, чем шьют, - шило, то, чем моют, - мыло, то, чем тормозят, - тормозило).

        Это свидетельствует о том, что в уме ребенка произведена четкая классификация суффиксов по разрядам и рубрикам. Хотя ребенок и не мог бы ответить, почему он называет почтальона «почтаником», эта реконструкция слова показывает, что для ребенка практически вполне ощутима роль суффикса «ник», который характеризует человека главным образом по его профессиональной работе - «пожарник», «сапожник», «печник». Называя почтальона «почтаником», ребенок включил его в разряд этих слов и поступил вполне правильно. Ребенок не виноват, что в грамматике не соблюдается строгая логика. Если бы наши слова были созданы по какому-нибудь одному прямолинейному принципу, детские высказывания не казались бы нам такими забавными, они нередко «вернее» грамматики и «поправляют» ее.

        Конечно, чтобы воспринять наш язык, ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых. Он направляет все свои усилия на то, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, что нельзя не удивиться силе его сообразительности, внимания и памяти. Малейший оттенок каждой формы угадывается ребенком с легкостью, и когда ему понадобится создать то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа. Например, увидев червяка, ребенок называет его «ползуком». И этим -ой, правильн подражание таким словам, как «жук» и «паук».

        Начиная с двух лет, всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом. Ребенок сознает законы образования слов лучше взрослых, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети.

Ребенок,   который живет        среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах, то и дело слышит такие слова, смысл которых ему непонятен. Часто он пытается осмыслить их сам, не обращаясь за объяснением к старшим, вполне уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей. Он решает ее «по вдохновению», внезапно, не обладая для этого никакими другими ресурсами, кроме языкового чутья, и не мудрено, что пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений, он вынужден прибегать к самым фантастическим выдумкам. Например, ребенок спрашивает у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешъ?»

        Конечно, когда мы говорим о творческой силе ребенка, о его чуткости, о его речевой гениальности, все же не должны забывать, что общей основой всех названных качеств является подражание, так как всякое новое слово, создаваемое ребенком, творится им в соответствии с нормами, которые даны ему взрослыми.

        Тот, кто в раннем детстве на пути к усвоению родной речи не создавал таких слов, как «ползук», «притонуть», «тормозило» и т. д., никогда не станет полным хозяином своего языка, речь будет анемична, бескровна, мертвенна. Иное созданное ребенком высказывание, кажущееся нам таким самобытным, возникло, в сущности, лишь потому, что ребенок слишком прямолинейно применяет к словам эти нормы, не догадываясь ни о каких исключениях. И, тем не менее, несомненна огромная речевая одаренность ребенка.

        Таким образом, детское словотворчество является закономерным процессом, без которого ребенок не смог бы «почувствовать» свой родной язык, а, значит, и овладеть им в полной мере. Детское словотворчество свидетельствует о том, что ребенок не просто перенимает и копирует речь взрослых людей, он еще и анализирует их слова, критически оценивает, контролирует. ой речи. Способность ребенка запоминать

обрый  день,  уважаемые родители!  Мы  рады  встрече  с  вами.  Спасибо,

что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в

их  жизни  должна  занимать  игра.  В  детском  возрасте  у  ребёнка  есть

потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время,

потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие  дети  –  очаровательные,  азартные  и  счастливые  искатели

приключений,  стремящиеся  познать  мир.  И,  конечно,  своими  открытиями

очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к

сожалению, папа  очень занят  на  работе, а  у  мамы  столько  хлопот  по  дому,

что  совсем  не  остается  времени  на  свое  чадо.  И  все  же  мы  уверены,  что

необходимо  находить  время  и  возможность  для  того,  чтобы  пообщаться  с

ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться

своим опытом работы с детьми и поговорить об играх, в которые мы играем

в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу

встречу  не  совсем  обычно,  в  форме  игры- путешествия  по

стране «Развитие речи».

Но сначала немного науки.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум

взаимосвязанным направлениям:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М А Т Е Р И А Л Ы к проекту: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ. ПОЭЗИЯ.

М А Т Е Р И А Л Ы к проекту: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.ПОЭЗИЯ....

Развитие у детей 5-7 лет нравственно-эмоциональных качеств через художественную литературу.

Игровые приемы направленные на понимание, что чувствует ребенок , на что направлены его переживания после прочтения какого либо произведения; помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства....

Приобщение детей к труду взрослых через художественную литературу

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью  усиливается эмоциональное воздействия на детей. ...

«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу»

«Развитие у детей связанной речи в старшей группе через художественную литературу» Введение Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных...

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе "Развитие словотворчества у детей через художественную литературу"

Данный материал предназначен для воспитателей детских садов.Встреча с родителями в игровой форме: "путешествие по островам"...