Пластичный песок в коррекционной работе с дошкольниками на занятиях с педагогом-психологом
статья (старшая группа)
В статье описаны несколько случаев применения педагогом-психологом пластичного песка на коррекционных занятиях дошкольников с диагнозом РАС, со стахами, тревожностью, агрессивным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastichnyy_pesok_v_rabote_s_doshkolnikami.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пластичный песок. Опыт применения в коррекционных занятиях.
Преимущества и особенности пластичного песка
- Имеет свойства и мокрого и сухого песка (лепится и рассыпается)
- Воздушный и мягкий, приятный на ощупь
- Не липнет к рукам
- В состав входит экологически чистый кварцевый песок и безопасный полимер
- Пластичный песок сертифицирован и рекомендован педиатрами
Область применения пластичного песка в работе педагога-психолога с дошкольниками
- Развитие мелкой моторики
- Массаж кистей рук
- Развитие воображения и творческого потенциала
- Развитие познавательной активности
- Коррекция стрессовых состояний, уменьшение напряжения
- Коррекция гиперактивности
- Релаксация
Нами успешно был использован пластичный песок у детей:
- с РАС, ЗРР, ТНР
- при коррекции страхов и высокой тревожности
- при коррекции агрессивного поведения
Рассмотрим более подробно эти три направления
У ребенка с РАС (Алексей Н., 5 лет) мы наблюдали очень длительный период привыкания к свойствам пластичного песка. Казалось, что все усилия безуспешны. Несколько месяцев ушло на то, чтобы ребенок сначала привык к внешнему виду песка, начал подходить и интересоваться, потом кратковременно пробовал его на ощупь. Вначале была выражена реакция отторжения, страха, неприязни. Каждый раз контакт был более длительным, интерес к работе с песком возрастал. Сначала воспитанник наблюдал за действиями психолога, затем постепенно сам начал насыпать песок в формочку и делать слепки животных. На каком-то этапе работа была совместной, требовалась помощь взрослого. Первое время, даже при насыпании песка возникали трудности. Песка было или слишком мало, или слишком много, или он был плохо уплотнен. Постепенно и несколько позже, Алексей научился вырезать фигурки животных из утрамбованного песка (здесь уже другой вид формочек, как для печенья). Игра с песком стала приносить радость, положительные эмоции. Ребенок сам стал просить (жестами), что бы достали песок и формочки. Обычно манипуляции с песком следующие: Алексей берет форму («божья коровка» особенно любимая), насыпает песок, переворачивает, радуется результату и осторожно ломает сделанное, сминает и высыпает песок в песочницу. Затем берет точно такую же формочку и проделывает тоже самое. И так со всеми формами по парам: две черепахи, две звёздочки и т.п. Если предлагать ему другую форму, то Алексей не соглашается и берет то, что ему надо.
Данный ребенок с РАС практически ничего не говорит. Редко отдельные слова, в основном повторяет за взрослым. Во время игры с песком и формами животных стал повторять за психологом слова: кот, черепаха, лошадь, утка.
Таким образом, игры с пластичным песком у ребенка с РАС стимулировали развитие речи и совместную деятельность со взрослым, когда он сам не мог справиться и обращался за помощью психологу.
Второй случай – это использование пластичного песка в коррекции страхов и тревожности. Света М., 6 лет страдала множеством страхов. В основном различных чудищ и монстров из интернет роликов. Здесь песок был не единственным средством коррекции, однако лепка чудищ с последующим их преображением или уничтожением оказывала положительный эффект наряду с рисованием и другими артметодами. Также применялся прием: «Поговори от имени этого монстра», «что бы он мог сказать, сделать?», «что бы ты ему сказала, сделала?» и т.п. Таким образом, вылепленное из песка чудище как бы оживало и становилось уже не таким страшным.
Ребенок с социальными страхами, высокой тревожностью и ЗРР, Саша О., 5 лет. С этим ребенком мы использовали прием «закапывания» рук в пластичный песок и «нахождения» их. Основным результатом стал положительный эмоциональный настрой.
Ребенок с агрессивным поведением, Ваня Д., 5 лет. В этом случае песок используется для снятия агрессивных импульсов. Ваня часто строит и тут же ломает постройки, бьет песок кулаком, сжимает с силой. Однако ему приходится соблюдать правила работы: не рассыпать на пол, убирать за собой, то есть нужно контролировать себя, что пока даётся трудно.
Для целей релаксации дети могут под спокойную музыку пересыпать песок из одной формы в другую или из рук – на стол, медленно мять его, как тесто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы на 2010/2011 учебный год педагога-психолога ФК ДОУ №3 «Солнышко»г.Чехов-2 Степановой Ольги Николаевны
Планирование деятельности педагога-психолога осуществляется на основе ведущего профессионального ориентира, который направлен на поддержание благоприятных условий для оптимального психического развити...
Мультфильмы в работе психолога с детьми (в помощь педагогу-психологу)
Рекомендации по работе с мультфильмами....
Индивидуальный план работы на межаттестационный период 2016 – 2020гг педагога-психолога высшей категории Ахмедовой Гузяль Аглямовны
Повышение профессионального уровня....
Игровой парашют и его использование в работе психолога ( представление опыта работы с пособием на методическом объединении педагогов-психологов)
Это нетрадиционное оборудование является отличным средством для сохранения физического и психоэмоционального здоровья ребенка, а также эффективным средством в организации психологического сопров...
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...
Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет
Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями,...
Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 2 педагога-психолога с детьми 5-6 лет
Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с р...