Пластичный песок в коррекционной работе с дошкольниками на занятиях с педагогом-психологом
статья (старшая группа)

Александрова Марина Владимировна

В статье описаны несколько случаев применения педагогом-психологом пластичного песка на коррекционных занятиях дошкольников с диагнозом РАС, со стахами, тревожностью, агрессивным поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plastichnyy_pesok_v_rabote_s_doshkolnikami.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пластичный песок. Опыт применения в коррекционных занятиях.

Преимущества и особенности пластичного песка

  1. Имеет свойства и мокрого и сухого песка (лепится и рассыпается)
  2. Воздушный и мягкий, приятный на ощупь
  3. Не липнет к рукам
  4. В состав входит экологически чистый кварцевый песок и безопасный полимер
  5. Пластичный песок сертифицирован и рекомендован педиатрами

Область применения пластичного песка в работе педагога-психолога с дошкольниками

  1. Развитие мелкой моторики
  2. Массаж кистей рук
  3. Развитие воображения и творческого потенциала
  4. Развитие познавательной активности
  5. Коррекция стрессовых состояний, уменьшение напряжения
  6. Коррекция гиперактивности
  7. Релаксация

Нами успешно был использован пластичный песок у детей:

  1. с РАС, ЗРР, ТНР
  2. при коррекции страхов и высокой тревожности
  3. при коррекции агрессивного поведения

Рассмотрим более подробно эти три направления

У ребенка с РАС (Алексей Н., 5 лет) мы наблюдали очень длительный период привыкания к свойствам пластичного песка. Казалось, что все усилия безуспешны. Несколько месяцев ушло на то, чтобы ребенок сначала привык к внешнему виду песка, начал подходить и интересоваться, потом кратковременно пробовал его на ощупь. Вначале была выражена реакция отторжения, страха, неприязни. Каждый раз контакт был более длительным, интерес к работе с песком возрастал. Сначала  воспитанник наблюдал за действиями психолога, затем постепенно сам начал насыпать песок в формочку и делать слепки животных. На каком-то этапе работа была совместной, требовалась помощь взрослого.  Первое время, даже при насыпании песка возникали трудности. Песка было или слишком мало, или слишком много, или он был плохо уплотнен. Постепенно и несколько позже, Алексей научился вырезать фигурки животных из утрамбованного песка (здесь уже другой вид формочек, как для печенья). Игра с песком стала приносить радость, положительные эмоции. Ребенок сам стал просить (жестами), что бы достали песок и формочки. Обычно манипуляции с песком следующие: Алексей берет форму («божья коровка» особенно любимая), насыпает песок, переворачивает, радуется результату и осторожно ломает сделанное, сминает и высыпает песок в песочницу. Затем берет точно такую же формочку и проделывает тоже самое. И так со всеми формами по парам: две черепахи, две звёздочки и т.п. Если предлагать ему другую форму, то Алексей не соглашается и берет то, что ему надо.

Данный ребенок с РАС практически ничего не говорит. Редко отдельные слова, в основном повторяет за взрослым. Во время игры с песком и формами животных стал повторять за психологом слова: кот, черепаха, лошадь, утка.  

Таким образом, игры с пластичным песком у ребенка с РАС стимулировали развитие речи и совместную деятельность со взрослым, когда он сам не мог справиться и обращался за помощью психологу.

Второй случай – это использование пластичного песка в коррекции страхов и тревожности. Света М., 6 лет страдала множеством страхов. В основном различных чудищ и монстров из интернет роликов. Здесь песок был не единственным средством коррекции, однако лепка чудищ с последующим их преображением или уничтожением оказывала положительный эффект наряду с рисованием и другими артметодами. Также применялся прием: «Поговори от имени этого монстра», «что бы он мог сказать, сделать?», «что бы ты ему сказала, сделала?» и т.п. Таким образом, вылепленное из песка чудище как бы оживало и становилось уже не таким страшным.

  Ребенок с социальными страхами, высокой тревожностью и ЗРР, Саша О., 5 лет. С этим ребенком мы использовали прием «закапывания» рук в пластичный песок и «нахождения» их. Основным результатом стал положительный эмоциональный настрой.

Ребенок с агрессивным поведением, Ваня Д., 5 лет. В этом случае  песок используется для снятия агрессивных импульсов. Ваня часто строит и тут же ломает постройки, бьет песок кулаком, сжимает с силой. Однако ему приходится соблюдать правила работы: не рассыпать на пол, убирать за собой, то есть нужно контролировать себя, что пока даётся трудно.

Для целей релаксации дети могут под спокойную музыку пересыпать песок из одной формы в другую или из рук – на стол, медленно мять его, как тесто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы на 2010/2011 учебный год педагога-психолога ФК ДОУ №3 «Солнышко»г.Чехов-2 Степановой Ольги Николаевны

Планирование деятельности педагога-психолога осуществляется на основе ведущего профессионального ориентира, который направлен на поддержание благоприятных условий для оптимального психического развити...

Игровой парашют и его использование в работе психолога ( представление опыта работы с пособием на методическом объединении педагогов-психологов)

Это нетрадиционное оборудование является отличным средством для сохранения физического и психоэмоционального здоровья ребенка, а  также эффективным средством в организации психологического сопров...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями,...

Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 2 педагога-психолога с детьми 5-6 лет

Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с р...