Парциальные программы
рабочая программа (старшая группа)
1) Парциальная программа "Малыши играют в шахматы" (автор Гришин В. Г.)
2)Региональная программа экологического образования дошкольников "Экология для малышей" (авторы: Гончарова Е. В., Гаврилова О. Н., Моисеева Л. В.)
3) Парциальная программа "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности" (авторы: Шатова А. Д., Аксенова Ю. А., Кириллов И. П.).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Парциальная программа «Малыши играют в шахматы»
(автор: В.Г. Гришин)
Отличительные особенности программы заключаются в построении процесса обучения через использование методических приемов, которые побуждают дошкольника самостоятельно мыслить: проблемный, частично-поисковый, исследовательский. Данные приемы способствуют интеллектуальному развитию детей и создают ребенку зону ближайшего развития.
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании «дошкольных» видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира.
И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.
Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятии возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.
Особое внимание следует уделить шахматным играми и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.
Особую трудность представляет усвоение понятия «мата» и «пата», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения дети получают лишь общее представление об этих понятиях. На втором году обучения этому моменту программы уделяется гораздо большее внимание. Для разъяснения этих понятий педагог подбирает как можно больше матовых и патовых позиций и применяет разнообразные формы. Одной из эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный.
Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления:
анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Методы и приемы
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
В первый год обучения дети знакомятся с шахматной доской, шахматами, шахматными фигурами. Прорабатывается элементарный шахматный материал, основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей. Стержневым моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Особый акцент на практической части, игровая деятельность и разыгрывание заданий помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки.
На втором году обучения дети углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. Внимание уделяется простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важная роль отводится развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. К практической части подключаются сеансы одновременной игры, тематические матчи, консультационные партии. На занятиях анализируются сыгранные партии, педагог помогает найти и искоренить допущенные ошибки. Затем дети начинают принимать участие в турнирах, одерживать победу.
Основной и ведущей формой обучения является игра-занятие, которое проводится в игровой, увлекательной форме 1 раз в неделю, начиная со старшей группы, в вечерний отрезок времени по 25-30 минут.
Занятия строятся на свойственных детям потребностях и интересах, на использовании «дошкольных» видов деятельности, таких, как дидактическая игра, сказка, стихи, загадки, рисование, конструирование, драматизация и прочее.
Вариативные формы, методы и средства реализации программы
Основные формы и средства обучения | 1.Теоретические занятия 2. Практическая игра. 3.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 4.Дидактические игры и задания, игровые упражнения. |
Методы | На начальном этапе преобладают: игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются: 1. При знакомстве с шахматными фигурами. 2. При изучении шахматной доски. 3. При обучении правилам игры. |
Предварительный просмотр:
Региональная программа экологического образования дошкольников
«Экология для малышей»
(авторы: Гончарова Е.В., Гаврилова О.Н., Моисеева Л.В.)
Программа экологического образования дошкольников «Экология для малышей», (авторы: Гончарова Е.В, Гаврилова О.Н., Моисеева Л.В.) включает образовательное содержание познавательно-речевой направленности (формирование экологической культуры на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования с учетом этнических культур Ханты-Мансийского автономного округа- Югры).
Часть содержания программы «Экология для малышей» интегрируется в обязательную часть раздела «Ознакомление с миром природы», часть содержания вынесена в совместную деятельность воспитателя с детьми. Форму организации образовательного процесса воспитатели выбирают самостоятельно в соответствии с поставленными задачами и имеющимися условиями.
Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания (живая природа - растения, животные, человек и неживая природа) об экологическом пространстве, здоровье, жизни, движении - основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.
Программа представляет собой целостную систему экологических знаний, включает пять разделов.
I раздел. «Где мы живем?». Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение города (села, поселка), климат округа, наш город, район, округ на карте мира, почва, полезные ископаемые.
Реализация раздела также способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.
II раздел. «Многообразие растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа - Югра». Дается характеристика основных групп животных и растений округа, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений леса, болота, водоема, луга.
III раздел. «Сезонные изменения в природе Ханты-Мансийского автономного округа - Югра». Детям даются представления о листопаде, о сезонных перелетах птиц, спячке и линьке животных, и других сезонных явлениях в природе.
IV раздел. «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры». Информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера. Дети знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заказниках, заповедниках округа, района, о целях их создания. Детям также дается представление об опасностях, возникающих в природе естественным образом и опасностях, связанных с деятельностью человека.
Раздел V. «Человек и его здоровье». В условиях сурового климата и экологического неблагополучия одной из важнейших задач является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.
Основной принцип построения непосредственной образовательной деятельности базируется на использовании новых педагогических технологий: игровой; музейной педагогики; метода проектов; домашнего кинотеатра.
Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является понимание всеми педагогами МАДОУ значимости проблемы и необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей.
В системе формирования эколого-краеведческих представлений используются разные виды детской деятельности: игра; наблюдения; моделирование; художественно-творческая деятельность; работа с книгой и разнообразными изобразительными материалами; детский досуг.
Особое место занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают приобщить детей к традиции музейной культуры, расширить кругозор, обогатить художественный опыт ребенка, адаптировать к окружающему миру.
Поскольку мы проживаем вХанты-Мансийском автономном округе - Югре, у нас имеются большие возможности познакомить детей с бытом и традициями народов, проживающих рядом: ханты и манси.
С этой целью в группах создаются мини-музеи. Ознакомление дошкольников с городом осуществляется в разных видах детской деятельности и интегрируется с другими образовательными областями.
Программа содержит тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми.
Содержание психолого-педагогической работы по реализации
региональной программы экологического образования дошкольников
«Экология для малышей»
Старшая группа
Интеграция с познавательным развитием (мир природы и мир человека)
1 раз в месяц (4 неделя)
Цель, задачи | Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми содержания регионального компонента | Перечень программ и технологий |
формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через: формирование любви к своему городу, краю, чувство гордости за него;общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире региона);о своеобразии природы региона; воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе региона. | Для реализации поставленных целей осуществляется ознакомление детей с:
|
|
Блоки | Задачи |
1. Где мы живем? Местоположение города. Климат округа. |
|
2. Многообразие животных и растений региона. |
|
3.Сезонные изменения в природе региона. |
|
4. Природа и человек в условиях автономного округа. |
|
Человек и его здоровье в условиях региона. |
|
Предварительный просмотр:
Парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников:
формирование предпосылок финансовой грамотности»
(Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кириллов И.Н.)
Программа направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических представлений, основ финансовой грамотности, развитие интереса к экономическому явлению как к явлениям окружающей действительности.
Программа предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность.
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. В программе предусматривается комплексный подход к развитию личности дошкольника – связь этического, трудового и экономического воспитания.
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт» (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Содержание психолого-педагогической работы
Возрастная группа | Разделы программы (блоки) | Задачи программы | Основные понятия |
1 – й год обучения | «Труд, продукт труда (товар)» |
детского сада.
| Труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги. |
| |||
«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности» |
Формировать умение правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется). | Реклама, рекламировать, воздействие рекламы. | |
2 – й год обучения | «Деньги и цена (стоимость)» |
связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения).
труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей. | Деньги, валюта, монеты, купюры, цена, дороже, дешевле, покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет, выгодно, не выгодно, обмен. |
Раздел «Полезные экономические навыки и привычки в быту» Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей. |
старание, любовь.
удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.
| Бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др. |
Формы образовательной деятельности
Свободная самостоятельная деятельность детей | Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми |
|
презентаций; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Рабочая программа на основе парциальной программы «Национальный календарь» для детей 4-5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №53 «Елочка» Согласованазаместитель заведующего (старший воспитатель)____________ Принята на заседании Педагогичес...
Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет
СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные особенности воспитанников1.5. Планируем...
Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"
Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы ...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Комплексная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «Физическое воспитание в детском саду» под редакцией Э.Я.Степаненковой Парциальная программа : «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой
Пояснительная записка Рабочая программа по физическому развитию детей МБДОУ «Детский сад №15» разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...