МЕХАНИЗМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОУ
статья

Короленко Елена Вячеславовна

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Считаю, что работа по самообразованию строится прежде всего с учетом интересов и склонностей каждого конкретного педагога. Данный процесс самостоятельного приобретения знаний тесно связан с другим процессом, процессом самовоспитанием и является его составной частью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korolenko_mehanizmy.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

МЕХАНИЗМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОУ

Подготовила: Короленко Е.В.,

воспитатель

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Считаю, что работа по самообразованию строится прежде всего с учетом интересов и склонностей каждого конкретного педагога. Данный процесс самостоятельного приобретения знаний тесно связан с другим процессом, процессом самовоспитанием и является его составной частью.

Работа по самообразованию начинается с выбора темы, которая должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае будет эффективный результат. Кроме этого, при выборе темы самообразования необходимо ориентироваться на задачи годового плана, решаемые в ДОУ и приоритетные направления его деятельности. Это позволяет решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, работа педагогов по теме самообразования будет способствовать решению  задач ДОУ. Во-вторых, педагоги смогут сосредоточить свои усилия на одной проблеме, и тогда результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги, вместо того, чтобы распылять свои усилия на решения отдельных задач ДОУ.

При определении ведущего направления своего профессионального развития педагог ориентируется также на свой опыт и педагогический стаж. Имеется в виду дифференциация тем, т.е. это темы для молодых специалистов, для воспитателей, работающих свыше 5 лет, для опытных, творчески-работающих воспитателей и для педагогов без специального образования.

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы.  В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них, предполагаемый результат и формы его представления.  Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога.

Следует отметить, что работа по теме самообразования просто необходима для повышения  профессионального статуса педагога в различных формах. Речь идет о повышении или подтверждении категории и степени успешности педагога  по признанию администрации, родителей, коллег, имеется в виду, что современные требования к  аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.  

Рассмотрим механизм самообразования педагога на конкретном примере. В настоящее время мною продолжается работа по теме «Развитие дошкольников посредством сюжетно-дидактической игры».  Выбор темы самообразования обусловлен педагогическим стажем и опытом работы (свыше 5 лет) и направлен на решение основной проблемы, а именно, овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования.

Среди разнообразия игр, используемых в дошкольном образовании, особо выделяю сюжетно-дидактические игры. Наличие сюжетной линии и ролей сближает их с сюжетно-ролевыми играми; наличие наряду с игровыми задачами задач дидактических – с играми дидактическими. Сюжет — основной элемент сюжетно-дидактической игры. Сюжетно-дидактическая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

Целью моей работы по теме самообразования является создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством сюжетно-дидактических игр.

Для достижения поставленной цели определены этапы работы.

Первый организационный этап - детальное изучение научно-методической литературы, составление плана работы, подготовка практического материала (консультации, картотека сюжетно-дидактических игр и др.), пополнение центра познания играми.  При оснащении центра играми учитывалось соблюдение одного из принципов построения развивающей предметно – пространственной среды, заявленный в ФГОС дошкольного образования – это принцип «вариативности», который касается «… сменяемости игрового материала…», таким образом можно говорить и о вариативности сюжетно-дидактической игры.

На втором основном этапе происходит внедрение в работу подготовленного материала, проведение мероприятий по теме самообразования по трем основным направлениям: педагоги, дети, родители. 

Для педагогов, к примеру, была запланирована консультация по теме «Многофункциональность и вариативность как одна их важнейших характеристик сюжетно-дидактической игры», содержание которой поможет педагогам преодолеть трудности в придумывании вариантов использования фабричных дидактических игр, которые применяются, как правило в первоначальном и единственном варианте.

К примеру, по теме «Времена года» можно продумать несколько вариантов к каждой сюжетно-дидактической игре. Есть несколько типов игр, которые можно использовать, это игры типа «Лото»«Пазлы»«Парочки»«Разрезные картинки» и «Домино». Фабричные игры «Лото» обычно предлагаются в одном варианте: расположение карточек в ячейках табличного типа.

Другой вариант расположения карточек в игре лото: в виде соединения вагончиков. По данной тематике можно предложить лото «Времена года – приметы». В одном варианте игры используются карточки по приметам каждого времени года, а в другом - используются карточки по приметам каждого времени года, но по месяцам. 

На этом активная работа с родителями воспитанников не ограничилась. В начале учебного года в родительском уголке была представлена консультация на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста», даны рекомендации по формированию пространственных представлений, как научить детей определять свойства предметов и др.

Итоговой формой представления работы по теме самообразования является выпуск методического пособия.

Таким образом, вышеперечисленные механизмы работы  по самообразованию, во-первых ставят каждого педагога    перед необходимостью  повышения своих теоретических  и практических знаний, умений  и навыков, а во-вторых, позволяют учитывать коллективный опыт  наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно  быть в  определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать  атмосферу профессионализма и творчества.  

Литература:

  1. Белошистая А. В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения: монография/ А. В. Белошистая. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 234 с
  2. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя. 2018. № 11. С. 20-28.
  3. https://sheba.spb.ru/za/mat-igry-1987.htm
  4. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news6435.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Эффективные механизмы компентентностей педагогов в условиях введения ФОП ДОО

Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотного человека. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к шк...