МЕХАНИЗМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОУ
статья
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Считаю, что работа по самообразованию строится прежде всего с учетом интересов и склонностей каждого конкретного педагога. Данный процесс самостоятельного приобретения знаний тесно связан с другим процессом, процессом самовоспитанием и является его составной частью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korolenko_mehanizmy.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕХАНИЗМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ДОУ
Подготовила: Короленко Е.В.,
воспитатель
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Считаю, что работа по самообразованию строится прежде всего с учетом интересов и склонностей каждого конкретного педагога. Данный процесс самостоятельного приобретения знаний тесно связан с другим процессом, процессом самовоспитанием и является его составной частью.
Работа по самообразованию начинается с выбора темы, которая должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае будет эффективный результат. Кроме этого, при выборе темы самообразования необходимо ориентироваться на задачи годового плана, решаемые в ДОУ и приоритетные направления его деятельности. Это позволяет решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, работа педагогов по теме самообразования будет способствовать решению задач ДОУ. Во-вторых, педагоги смогут сосредоточить свои усилия на одной проблеме, и тогда результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги, вместо того, чтобы распылять свои усилия на решения отдельных задач ДОУ.
При определении ведущего направления своего профессионального развития педагог ориентируется также на свой опыт и педагогический стаж. Имеется в виду дифференциация тем, т.е. это темы для молодых специалистов, для воспитателей, работающих свыше 5 лет, для опытных, творчески-работающих воспитателей и для педагогов без специального образования.
После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы. В нем указывается проблема, тема, определяются этапы, содержание работы на каждом из них, предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов можно варьировать в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания, опыта самого педагога.
Следует отметить, что работа по теме самообразования просто необходима для повышения профессионального статуса педагога в различных формах. Речь идет о повышении или подтверждении категории и степени успешности педагога по признанию администрации, родителей, коллег, имеется в виду, что современные требования к аттестации и оформлению портфолио педагога требуют подтверждения его участия в различных методических мероприятиях по теме самообразования.
Рассмотрим механизм самообразования педагога на конкретном примере. В настоящее время мною продолжается работа по теме «Развитие дошкольников посредством сюжетно-дидактической игры». Выбор темы самообразования обусловлен педагогическим стажем и опытом работы (свыше 5 лет) и направлен на решение основной проблемы, а именно, овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования.
Среди разнообразия игр, используемых в дошкольном образовании, особо выделяю сюжетно-дидактические игры. Наличие сюжетной линии и ролей сближает их с сюжетно-ролевыми играми; наличие наряду с игровыми задачами задач дидактических – с играми дидактическими. Сюжет — основной элемент сюжетно-дидактической игры. Сюжетно-дидактическая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
Целью моей работы по теме самообразования является создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством сюжетно-дидактических игр.
Для достижения поставленной цели определены этапы работы.
Первый организационный этап - детальное изучение научно-методической литературы, составление плана работы, подготовка практического материала (консультации, картотека сюжетно-дидактических игр и др.), пополнение центра познания играми. При оснащении центра играми учитывалось соблюдение одного из принципов построения развивающей предметно – пространственной среды, заявленный в ФГОС дошкольного образования – это принцип «вариативности», который касается «… сменяемости игрового материала…», таким образом можно говорить и о вариативности сюжетно-дидактической игры.
На втором основном этапе происходит внедрение в работу подготовленного материала, проведение мероприятий по теме самообразования по трем основным направлениям: педагоги, дети, родители.
Для педагогов, к примеру, была запланирована консультация по теме «Многофункциональность и вариативность как одна их важнейших характеристик сюжетно-дидактической игры», содержание которой поможет педагогам преодолеть трудности в придумывании вариантов использования фабричных дидактических игр, которые применяются, как правило в первоначальном и единственном варианте.
К примеру, по теме «Времена года» можно продумать несколько вариантов к каждой сюжетно-дидактической игре. Есть несколько типов игр, которые можно использовать, это игры типа «Лото», «Пазлы», «Парочки», «Разрезные картинки» и «Домино». Фабричные игры «Лото» обычно предлагаются в одном варианте: расположение карточек в ячейках табличного типа.
Другой вариант расположения карточек в игре лото: в виде соединения вагончиков. По данной тематике можно предложить лото «Времена года – приметы». В одном варианте игры используются карточки по приметам каждого времени года, а в другом - используются карточки по приметам каждого времени года, но по месяцам.
На этом активная работа с родителями воспитанников не ограничилась. В начале учебного года в родительском уголке была представлена консультация на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста», даны рекомендации по формированию пространственных представлений, как научить детей определять свойства предметов и др.
Итоговой формой представления работы по теме самообразования является выпуск методического пособия.
Таким образом, вышеперечисленные механизмы работы по самообразованию, во-первых ставят каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяют учитывать коллективный опыт наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества.
Литература:
- Белошистая А. В. Развитие математического мышления ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения: монография/ А. В. Белошистая. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 234 с
- Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя. 2018. № 11. С. 20-28.
- https://sheba.spb.ru/za/mat-igry-1987.htm
- http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news6435.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».
Консультация: « Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ»...
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент
В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....
Самообразование. Контрольные вопросы. Отчёт музыкального руководителя по вопросам к консультации "Самообразование педагога".
Самообразование педагога....
Эффективные механизмы компентентностей педагогов в условиях введения ФОП ДОО
Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотного человека. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к шк...