«Создание предпосылок для ранней профориентации дошкольников средствами РППС»
статья
«Создание предпосылок для ранней профориентации дошкольников средствами РППС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_predposylok_dlya_ranney_proforientatsii_d.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание предпосылок для ранней профориентации дошкольников средствами РППС»
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
Ранняя профориентация – это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Перед педагогами нашего дошкольного учреждения серьёзно встал вопрос: Как можно познакомить дошкольника разного возраста с миром профессий. Рассмотрение возможностей использования РППС ДОУ для создания предпосылок ранней профориентации дошкольников.
Так в рамках муниципального проекта «Создание рекреационных зон в образовательных учреждениях города», (приказ управления образования администрации г. Белгорода от от 15.07.2020 г. № 699). Рабочей группой педагогов МБДОУ был создан и реализован проект «Город профессий» по формирования первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально -трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
На начальном этапе для себя мы определили что рекреационная зона «Город профессий» должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), чтобы ребенок получал конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий. Не мало важно было включать в совместную работу по направлению ранней проф .орентации и родителей наших воспитанников. В каждой группе по распределению за педагогами была закреплена определённая профессия, которую они должны были представить.
Поэтому одним из решений было создание Виртуальной экскурсии «Город профессий» в рекреационной зоне МБДОУ. На стенах в коридоре были представлены профессии из разных областей например профессия «Строитель» «Стилист», «Парикмахер», «Доктор», «Повар», «Спасатель», и т.д. Те профессии которые доступны с младшего дошкольного возраста, которые ребенок может индефицировать назвать и самое главное заинтересоваться. Но изображение той или иной профессии раскрыто более детально, с помощью дополнительных инструментов и изображений подсказок, чтобы дети более старших возрастов могли назвать профессию более точно например дети называли не просто профессия «Доктор» - а узкую специальность «терапевт», «Ветеринар», «Повар-кондитер, пекарь», «Стилист-модельер», «Малляр-штукатур» и т.д.
Почему мы назвали виртуальной экскурсией «Город профессий». Каждое изображение той или иной специальности было зашифровано QR-кодом, с информацией виде видео роликов, мультфильмов, стихов, сказок и игр, и виртуальных экскурсий, подготовленных родителями воспитанников. Система QR-кодов, позволяет ежемесячно менять информацию, которую педагоги заранее подготавливают по определённой тематике. Особый отклик такой работы мы получили от родителей, с помощью телефонов и планшетов родители самостоятельно вечером могли получить задания, упражнения или просмотреть видео, когда ребенок возвращается в машине с родителями домой, что помогало нам вовлечь непосредственно родителей потому что изучение информации проходит в совместной деятельности. Родители могли познакомиться какая деятельность проводится в ДОУ, а нередко признавались что сами узнали много нового. Так же положительным моментов является сюрпризный момент, дошкольники всегда в ожидании в какой форме появится информация на экране мультик или игра.
Наш виртуальный «Город профессий», оборудован не только рисунками, но и стеллажами на которых находятся игры или атрибуты, куклы в спецодежде той или иной профессии, которые изготовлены по собственному дизайну педагогов, подбираются с целью создания предпосылок и условий для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов и их доступность вызывают у дошкольников желание играть. Так же подготовлены боксы-контейнеры которые в свободном доступе для дошкольников и родителей представлены на стеллажах. Внутри контейнеров игры и атрибуты и задания. По желанию рёбенка каждый может взять контейнер-бокс домой и более углублённо и непосредственно познакомиться с той или иной специальностью вместе с родителями. Эта форма тоже оказалась эффективной нашим воспитанникам нравится что они могут взять домой контейнер поиграть и вернуть обратно. Иногда в педагоги находят в контейнерах вещи или игрушки которые родители решили доложить и дополнить профессию. Особенно было приятно найти записку со словами благодарности от родителей ДОУ.
Тот факт что всё оборудование находится в свободном доступе, помогает нашим педагогам подготовиться к занятиям по ранней проф орентации, что так же положително влияет на проводимую нами работу по данному направлению.
В каждой группе нашего детского сада были созданы центры «Профессии» и проведён смотр-конкурс по ранней проф-орентации. В этих центрах расположены дидактические игры, развивающие и логические игры, картотеки, дидактический материал по знакомству детей с профессиями. Эти центры занимает немного пространства, достаточно мобильны. Все это позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой детей.
На заключительном этапе проекта, оснащение профориентационной предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ было сделанно:
Оснащены уголки по профориентации соответствуя возрасту;было сделано.
2.Подобрана художественную литературу , изготовление книжек –малышек по теме;
3.Создана картотека пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов, песен о профессиях и орудиях труда;
4.Подобраны репродукции картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
5.Подобраны и изготовлены дидактические игры по теме «Профессии»;
6.Подобраны мультфильмы и видеоролики связанных с темой «Профессии»;
7.Оформлены альбом с фотографиями «Профессии наших родителей».
8.Система студий (творческих мастерских): «Строители» (архитектор, плотник и т.д.); «Ателье» (швея, модельер и т.д.); «Изостудия» (художник, скульптор), «Музыкальная школа» (инструменталисты, певцы);
9.Создана рекреационная зона виртуальная экскурсия «Город профессий».
Очень важно в нашей работе по данному направлению было использовать разнообразные формы работы с родителями, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей. Учитывая ,что у родителей в современном обществе нет лишнего времени, педагоги организовали работу компактной, но эффективной. Знакомство с профессиями , через формат встреч «Гость группы» , такой формат являлся для нас одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители не зрители, а были активными участниками. Так же нами была придумана традиция родители должны были подарить ДОУ атрибут той или иной профессии когда они приходят в детский сад и рассказывают о ней.
Родители которые не смогли прийти лично снимали видео ролики рассказывающие о своей профессии. Немаловажным достоинством таких видео роликов можно отметить, что дети с одной стороны знакомятся с возможностями компьютера и Интернета, а также имеют возможность заглянуть в суть той или иной профессии. Однако видео имеет большой недостаток – это невозможность непосредственно потрогать или ощупать технологический процесс. Этот отрицательный момент может быть скомпенсирован. Некоторые моменты педагог может обсудить более детально, подобрав дополнительный материал, а в некоторых случаях даже обыграть ситуацию (например, работа пекаря: приготовить с детьми выпечку из солёного теста, или пригласить повара, что бы он с детьми приготовил). Эта форма позволила пополнить картотеку МБДОУ видео экскурсий. А так же расширение представлений детей о разнообразии профессий и особенностях труда взрослых что способствует у детей развитию интереса к миру профессий и дальнейшему выбору собственных предпочтений в профессиональной сфере.
Знакомство с миром профессий через РППС позволил нам ненавязчиво создать предпосылки к ранней проф орентации у детей дошкольного возраста и подвести детей к важному выводу, что труд является значимой сферой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создания условий для сюжетно-ролевой игры как средства ранней профориентации дошкольника»
Сообщение из опыта работы на тему:...
Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...
Консультация - практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
Мы живём в «век высоких технологий», где проблема развития новых биотехнологий, инженерного и технического дизайна становится всё более актуальной. Поэтому вопрос модернизации инженерного ...
Статья "Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания"
В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог, преподающий этот курс воспитанникам и их родителям. Педагог должен иметь системное мышление, знать смежные област...
Представление педагогического опыта «Ранняя профориентация дошкольников средствами макетирования»
Ребенку надо знать, кем работают его родители и близкие родственники. Необходимо знакомить с особенностями этих профессий, требованиями к человеку той или иной профессии. Тем самым ему будет легче сде...
2020-2024г. Презентация "Создание предпосылок функциональной грамотности у младших дошкольников через обогащение РППС авторскими дидактическими пособиями"
Сенсорное развитие детей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.Цель...
Обобщение опыта "Развитие предпосылок ранней профориентации средством включения в образовательный процесс интеллектуальных карт и лэпбуков"
Материал предназначен для обучения детей ранней профориентации...