Статья "Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания"
статья по основам финансовой грамотности

Шкляева Екатерина Олеговна

В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог, преподающий этот курс воспитанникам и их родителям. Педагог должен иметь системное мышление, знать смежные области. Понимать мало о многом, мыслить масштабно, критически и системно.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания.

В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог, преподающий этот курс воспитанникам и их родителям. Педагог должен иметь системное мышление, знать смежные области. Понимать мало о многом, мыслить масштабно, критически и системно.

«Финансовую грамотность» принято определять как совокупность знаний о финансовом секторе, особенностях его функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах и умения их применять с полным осознанием итогов своих действий и готовностью нести ответственность за осуществляемые решения. В целом суть финансовой грамотности можно определить, как способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека.

      В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

         Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»), трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

   

Актуальной остаётся задача знакомства детей с профессиями как с источником получения заработной платы. Ознакомление детей с трудом взрослых происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, наблюдения, общения со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания и привития детям ценностного отношения к труду у них формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Организуя образовательный процесс, надо стараться использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, стимулирующие познавательную активность детей.

Желательно, чтобы ознакомление детей с той или иной профессией на занятиях и в повседневной жизни происходило с такими ее характеристиками:

- название профессии;

- инструментарий;

- обязанности;

- место работы;

- социальная роль;

- спецодежда;

- профессиональная лексика.

Работа по формированию у детей финансовой грамотности в ДОУ составляется на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему принципу: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения - все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Для того, чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, проводятся беседы, презентации. Для лучшего усвоения программы используют чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Работу по формированию финансовой грамотности можно разделить на следующие разделы:

«Труд»  Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.); учить выделять последовательность трудовых действий; воспитывать уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.

-«Товар» Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону предмета - товар, как результат труда. Показать детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомить с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитывать бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

 «Деньги»  Уточнять и формировать представлений детей о деньгах, воспитывать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли- продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.

«Семейный бюджет»  Дать представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показать как много их в повседневной жизни. Знакомить с понятие « бюджет» и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.

    К системе мер по экономическому воспитанию стоит уже привлекать детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, используя при этом различные формы организации их жизнедеятельности. Так, в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста преобладают игровые методы, в частности дидактические игры экономического направления, а со старшими дошкольниками проводятся тематические занятия по экономике.

    Усвоение знаний из сферы финансов, в частности ознакомление с понятием «деньги», «цена», «стоимость», «обмен», «продажа» и тому подобное, эффективнее происходит во время проведения дидактических, настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр. Тогда как осознание того, чего следует уважать результаты труда людей, дети успешнее усваивают в процессе трудовой и различных видов художественно-продуктивной деятельности.

Формы организации работы экономического образования

  • тематические занятия разных видов, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-путешествия, экономические викторины;
  • экскурсии
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры;
  • игровые импровизации;
  • игры-стратегии;
  • презентации индивидуальных проектов;
  • драматизация сказок;
  • художественно-продуктивная деятельность.

   Известно, что через игру дошкольник осваивает и познает мир. Она является тем механизмом, который превращает требования социальной среды в собственные потребности ребенка. Во время игры дошкольник подражает формы общественных отношений людей, постепенно осваивает моральные нормы поведения и начинает руководствоваться ими в своих отношениях со взрослыми и другими детьми.

 Во время различных игр дети обмениваются игрушками или другими предметами, продают их, покупают, работают с ними, тем самым обогащая собственный экономический опыт.

Активное участие дошкольников в специально организованных играх экономического направления - прекрасная возможность закрепить полученные знания на практике и расширить собственный опыт методом проб и ошибок. Поэтому мы понимаем, что ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. Именно в процессе сюжетно-ролевой игры дети воспроизводят действия взрослых.

Формы сотрудничества с родителями

В выборе будущей профессии огромную роль играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Поэтому нужно проводить тесную работу с семьей, целью которой станет помощь родителям в осознании личностного и социального значения семьи, ответственности семьи за настоящее и будущее ребенка. Взаимодействие с родителями постоянно необходимо направлять на развитие семейных качеств, формирование умения познавать своего ребенка, его способности, темперамент, страхи; осознание необходимости поддерживать ребенка во время преодоления трудностей. Нужно проводить консультации для родителей на темы: «Экономические профессии - все, что вы не знали», «Как помочь ребенку выбрать профессию», «Кем вырастет ваш ребенок?». Работа над совместным проектом даст возможность родителям по-новому взглянуть на образовательный процесс в дошкольном заведении и больше узнать о его особенностях. 

Формы работы с родителями: консультации; индивидуальные беседы; обсуждение проблем за круглым столом; семейные развлечения и праздники; анкетирование; тематические встречи; банк родительских профессий.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансы, профориентация и

ребенок-дошкольник, лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от

друга. Как показывает жизненный опыт, дети с раннего возраста начинают

включаться в финансово-экономические отношения. Играя, дети не только

знакомятся с различными профессиональными действиями и постигают

смысл труда, но и моделируют реальные жизненные ситуации, учатся

выстраивать финансовые отношения. Грамотно организованная игра

скрывает в себе огромный воспитательный потенциал, наполненный таким

этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»

Цель:  развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников».

В  данной  статье  рассматривается актуальность экономического воспитания  детей  старшего дошкольного  возраста  средствами игры- сюжетно- ролевой  и дидактиче...

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников»

В программе обосновывается актуальность экономического  воспитания  детей  старшего дошкольного  возраста, разработан перспективный  план и картотеки по экономическому в...

Сказка как средство экономического воспитания дошкольников

В материале представлены задачи экономических сказок, их функции. Предложены примеры сказок для экономического воспитания дошкольников...

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников».

Необходимость привлечения дошкольников в экономику обусловлена тем, что жизнь в XXI веке обусловлена социально-экономическими отношениями. Дети вырастут и столкнутся в жизни с разными ситуациями, треб...