Представление педагогического опыта «Ранняя профориентация дошкольников средствами макетирования»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Митина Юлия Сергеевна

Ребенку надо знать, кем работают его родители и близкие родственники. Необходимо знакомить с особенностями этих профессий, требованиями к человеку той или иной профессии. Тем самым ему будет легче сделать в будущем свой выбор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта воспитателя

МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»

Митиной Юлии Сергеевны

Введение

Тема опыта: «Ранняя профориентация дошкольников средствами макетирования»

Автор: Митина Юлия Сергеевна – воспитатель МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»

Актуальность: Для многих регионов, в том числе и для нашего, актуальной является проблема, когда молодежь уезжает в крупные города в поисках работы. Возможно причина этого в том, что серьезная работа с детьми по профориентации начинается только в старших классах школы. Да и родители из-за своей занятости или в силу того, что не считают этот вопрос важным в детском возрасте,  уделяют этому не достаточно внимания. Часто дошкольник называет профессию папы или мамы, не понимает ее сути. Так же определяющим моментом в этом вопросе является непрестижность сельских профессий. Исходя из этого, я считаю, что, так как детский сад является первой ступенью в формировании основных знаний детей, то и знания по профессиональной ориентации надо начинать здесь же.

Ознакомление детей с профессиями обосновано в ФГОС дошкольного образования. В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется, как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.

Основная идея

Ребенку надо знать, кем работают его родители и близкие родственники. Необходимо знакомить с особенностями этих профессий, требованиями к человеку той или иной профессии. Тем самым ему будет легче сделать в будущем свой выбор.

Опыт моей работы формировался на базе МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида». В нашем детском саду часто проходят мероприятия связанные с профессиональной ориентацией детей. Имеется оборудование и костюмы для проведения праздников и развлечений. Проводя такие  мероприятия,  я заметила, что детям они всегда интересны. Поэтому,  я для себя решила познакомиться поближе с профориентацией дошкольников, и полученные знания применить в работе с детьми своей группы. Для этого был разработан план самообразования по этой теме и намечены пути его реализации.

Теоретическая база:

Направленность моей  работы по ранней профориентации дошкольников, помогли определить мне идеи таких ученых, как: В. И. Логинова, Л. А. Мишарина, А. Ш. Шахманова, М. В. Крулехт. Они говорили о необходимостиознакомления детей с трудом взрослых. Кроме того большим подспорьем в моей работе стали труды педагогов  Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, которые рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Новизна

Новизна опыта работы выражается в том, что разработана педагогическая система формирования представлений детей  о профессиональной дифференциации и взаимосвязи труда взрослых в игровой деятельности посредством  изготовления и применения в игре макетов, используя  при этом сочетание различных форм, методов, приемов, инновационных технологий. Моя работа по подготовке ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ему того, кем он должен стать, а в том чтобы познакомить его с различными видами труда, для того чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Технология опыта

Наш детский сад находится в сельской местности, поэтому мы уделяем особое внимание профессиям на селе. К тому же, стараюсь донести до детей, что многие профессии нужны, как в крупных городах, так и в сельской местности. Такие беседы надо начинать с раннего возраста. Тогда ребенок будет уважать сельского труженика, возможно, сам в дальнейшем выберет профессию, связанную с сельскохозяйственным производством. А в детском саду ребята видят, пусть в игровой форме, модель сельского быта, создают образ жизни человека в деревне.

Склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональных интересов» в развитии личности ребенка. А для того чтобы ранняя профориентация получила свое развитие, дошкольникам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством и центральным элементом стал для нас макет. Макетирование в современном дошкольном образовании признается одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника. Процесс макетирования способствует развитию игровой и познавательной активности дошкольников, воспитанию эмоционально-положительного отношения и интереса к созданию условий для игр на макетной основе. Макеты - это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого, познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества, как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста.

Использование метода макетирования помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Занятие с макетами позволяет мне не только обучить детей умению конструировать, мастерить, но и помогает решать основные задачи дошкольной образовательной программы, в том числе и профориентационные. В процессе игры с макетом дети создают что-то новое, раскрывают в себе первоначальный интерес к профессиям, новые способности и навыки. Таким образом, реализуется такая образовательная область как познание.

Данный подход позволяет мне решить задачи профориентации через познавательную, продуктивную и игровую деятельность, способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Ориентация на профессии, востребованные в сельской местности, требует планомерной, систематизированной и углубленной работы, Для этой цели я разработала план профориентационной работы  для детей 5-7 лет, куда включены занятия, игры, беседы, экскурсии, экспериментальная работа и конечно продуктивная деятельность.

Для реализации плана собран большой информационный и практический материал по организации экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста на различные предприятия. Выделены цели, задачи и мотивация для посещения различных организаций и предприятий, представлен перечень профессий, с которыми могут познакомиться дети в ходе экскурсии, намечены перспективы изготовления макета по итогам каждой экскурсии. Разработаны и собранны  картотеки бесед и сюжетно-ролевых игр, для того чтобы придать игровым действиям более глубокий практический смысл, подсказать детям, как правильно подобрать атрибуты для воплощения той или иной роли, какие профессиональные качества присущи представителям выбранной для игры профессии. Для более углубленного познания мира профессий в подготовительной группе  разработана программа кружка «По тропинкам в мир профессий»,  срок реализации  один год.

Основными целями нашей работы являются:

  • создание адаптированной системы работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на сельские профессии посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей с социумом;
  • создание предметно-развивающей среды для реализации плана по профориентационной работе;
  • обогащение знаниями и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности на селе;
  • формирование практических навыков безопасного поведения детей вблизи сельскохозяйственных предприятий и производств через проведение цикла обучающих занятий;
  • активизация пропагандистской деятельности среди родителей посредством включения их в воспитательно-образовательный процесс;
  • создание информационного банка ресурсного материала по вопросам ранней профориентации дошкольников на сельские профессии.

Воспитательные и образовательные задачи работы с детьми:

  • расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
  • формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
  • систематизировать знания о труде людей в разное время года;
  • расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
  • расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
  • расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
  • расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах-помощниках человека;
  • формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Реализуя план, работу строю по следующим направлениям:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

  • организационное, предусматривающее создание в детском саду предметно-развивающей среды, отражающей специфику проводимой профориентационной работы; определение уровня знаний и сформированности представлений по данному направлению методами педагогической диагностики; изучение передового опыта работы других дошкольных образовательных учреждений, работающих в этом направлении; отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
  • профилактическое направление - это пополнение знаний об окружающей среде и профессиях в сельской местности, а также закрепление основ правильного безопасного поведения в природе вблизи предприятий и производств;
  • образовательное направление способствует накоплению образно-символического и демонстрационного материала для проведения мероприятий познавательного цикла и решения образовательных задач посредством использования  банка данных методических разработок в рамках профориентационной работы в ДОУ.
  • продуктивное, предусматривающее создание макета, как  итог знакомства с профессией.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Использование в ходе работы максимально разнообразных форм образовательной деятельности с детьми, варьирование приёмов и средств воспитательно-образовательной работы способствовали не только развитию у дошкольников познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, но и постоянному поддержанию интереса к данной теме.

В своей работе по данной проблеме я использую следующие формы и методы:

  • Экскурсия - это важное средство развития представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия.
  • Виртуальные экскурсии: позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения.
  • Сюжетно-ролевые игры: Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.
  • Беседы, в ходе которых дети знакомятся с названиями и сущностью различных профессий.
  • Дидактические игры, наглядные пособия.
  • Театрализация, в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.
  • Продуктивная деятельность. Кроме традиционных лепки, рисования и аппликации, активно внедряем метод конструирования макета, а так же изготовление атрибутов к играм.
  • ИКТ технологии дают возможность более подробно углубиться в мир профессий и детально разобрать значимость того или иного вида деятельности. Неотъемлемой частью занятия по ознакомлению с профессией является наглядная презентация. Большой популярностью у наших детей пользуются электронные дидактические игры.
  • Спортивные и музыкальные мероприятия, посвященные миру профессий.
  • Встречи и беседы с социальными партнерами - представителями различных профессий (библиотекарь, фельдшер, инспектор ГИБДД, учитель, работник культуры и т.д.)
  • Работа с родителями. Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Моя задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом - это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты его родители на производстве, проникается к ним особым уважением. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении  будет, достигнут  только при условии использования системно-деятельностного подхода. Важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Результативность опыта.

Регулярное приобщение детей к миру профессий, даёт положительные результаты в образовании. Дети подробно познакомились со многими профессиями, связанными с оказанием услуг, воспитанием и образованием детей, с производством, научились выражать предпочтение определенной группе профессий, стали осознанно называть профессии своих родителей, давать оценку результатам труда взрослых.

Объединив процессы создания макета и раннюю профориентацию, мы смогли добиться того, что дети способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. Происходят значительные сдвиги в формировании коммуникативных функций, а также речевых возможностях детей, раскрывается творческий потенциал ребёнка и многие другие качества. Ну и конечно, результатом  каждой пройденной нами темы, стал обширный набор макетов, которые пополнили предметно-развивающую среду группы.

Работая в этом направлении, на протяжении нескольких лет я наработала достаточно большой материал. Неоднократно представляла свой педагогический опыт на педсоветах, конференциях, на муниципальных и республиканских конкурсах, стала победителем республиканского конкурса «Воспитатель года Республики Мордовия-2020» в номинации «Эффективное использование современных средств обучения,  в 2020 году так же победитель республиканского этапа конкурса  «Воспитатели России», в 2021 году стала обладателем премии Главы Республики Мордовия за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. Кроме того регулярно делюсь своим опытом в педагогических сообществах на различных сайтах.

Систематически  провожу мероприятия и реализую проекты по профориенации, так например, совместно с  Ичалковской районной детской библиотекой  им. И.П. Кривошеева было проведено мероприятие «О профессиях из книжек», совместно с родителями реализован проект «Профессии в нашей семье» и т.п.

Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, мои воспитанники вспомнят наши игры.

Работу по данному направлению считаю продуктивной и перспективной. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы многие ребята в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми и востребованными и вопрос кем быть их не застанет врасплох.

Я уверенна, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире  профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Список литературы

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина - М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
  2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой - М.: Просвещение,1974. 192с.
  3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
  4. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
  5. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. – 2000.
  6. Клевцова М.Н. Макетирование в детском саду/М.Н. Клевцова, С.Ф. Ходеева. – текст: непосредственный//Молодой ученый. – 2017. - № 36 с. 86-89

Приложение1 фото макетов

Приложение 2 конспект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[

педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[...

АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»

АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Организационно-педагогические условия ранней профориентации дошкольников в условиях детского сада

Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их в мотивы и отношения к собственному труду, труду ...

Статья "Ранняя профориентация дошкольника средствами экономического воспитания"

В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог, преподающий этот курс воспитанникам и их родителям. Педагог должен иметь системное мышление, знать смежные област...

Сценарий педагогического совета "Ранняя профориентация дошкольников на основе ознакомления с профессиями родного села"

Материалы для проведения педагогического совета на тему "Ранняяя пррофориентация дошкольников на основе ознакомления с профессиями родного села"  в детском саду...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников"

Педагогический совет в форме деловой игры...