Картотека игр с использованием игрового набора Дары Фрёбеля
картотека
Материалы Фридриха Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами.
Цель педагога при работе с этими материалами: познакомить детей, с каким-либо конкретным материалом Фридриха Фребеля. Изложить принципы совместной работы с материалами в группе. Научиться слушать друг друга и учиться друг у друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_darami_frebelya.docx | 52.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 22 станицы Кавказская муниципального образования Кавказский район
Картотека игр
с использованием игрового пособия
«Дары Фрёбеля».
Опыт работы
педагога-психолога
МАДОУ ЦРР – д/с № 22
Жуковой А.А
Дидактическая игра «Волшебный мяч»
Возраст от 3 лет.
Цель: Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности; становление саморегуляции в двигательной сфере, мелкой моторики.
Используемые материалы: набор № J1
Ход игры: Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает от воспитателя шар из набора. Команды встают в две шеренги. По сигналу воспитателя дети каждой команды передают друг другу шар, перекатывая его из ладошек, сложенных чашечкой, в ладошки следующему игроку. Перекидывать друг другу и ронять шар нельзя. Ребенок, кинувший шар или уронивший его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.
Модификация – вместе с мячом передавать улыбку, для более старших - «передавать» хорошие пожелания.
Дидактическая игра «Ловец жемчуга»
Возраст от 5 лет.
Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Используемые материалы: наборы № 10, J1
Предварительная работа: Рекомендуется кратко рассказать детям о том, что это за профессия – ловец жемчуга.
Ход игры: С помощью считалочки из детей выбирают «ловца жемчуга». Все остальные дети становятся «раковинами». «Жемчужина живет в раковине. Раковина – это ваш кулачок. Но не во всех раковинах есть жемчужины.» С этими словами воспитатель кладет детям в согнутую ладошку кому «жемчужину» (шары из на бора №J1), а кому «песок» (точки из набора №10). «Ловец жемчуга» не видит, что делает воспитатель, так как в этот момент стоит спиной к «раковинам». По команде воспитателя «Ныряем!» «Ловец» поворачивается и пытается угадать, в какой из раковин есть жемчужина. «Раковины» держат кулачки за спиной. Если ловец ошибся и указал на раковину с песком, то ему выдается задание со словами: «В следующий раз повезет, иди тренируйся…» (дальше следует задание, что тренировать, например, прыгнуть или покружиться). Когда «ловец» находит «раковину с жемчужиной», он сам становится «жемчужиной», а «жемчужина» становится «ловцом» Модификация – в игре могут участвовать несколько «ловцов жемчуга».
Дидактическая игра «Охрана зрения»
Возраст от 3 лет.
Цель: Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Используемые материалы: набор №10
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что такое зрение, для чего оно нам, и что нужно делать, чтобы его сохранить. Предлагает детям выложить круг из точек и несколько раз обвести его глазами (сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки).
Модификация – Воспитатель предлагает детям выложить «восьмерку» (знак «бесконечность») и несколько раз обвести ее глазами; воспитатель предлагает детям выложить квадрат и обвести его глазами: перевести взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, затем в левый верхний и в правый нижний.
Повторить действия.
Дидактическая игра «Боулинг»
Возраст от 4 лет.
Цель: Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, правильное, не наносящее ущерб организму, выполнение основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
Используемые материалы: набор №2, 3, 4, 5, 5р, J1
Ход игры: Ведущий расставляет фигуры, которые необходимо сбить шаром. Дети по очереди кидают шар, стараясь сбить фигуру. Побеждает ребенок, сбивший наибольшее количество фигур.
Модификация – дети делятся на две команды. Одна команда расставляет фигуры, вторая команда с одного удара разбить их. Если после броска фигура не выбита, то ход переходит к команде – строителю.
Дидактическая игра «Веревочка»
Возраст от 4 лет
Цель: Развитие координации движений, овладение основными движениями, развитие двигательной активности; становление саморегуляции в двигательной сфере; развитие игровой деятельности.
Используемые материалы: наборы № 1, J2
Ход игры: два участника садятся на стулья спиной друг к другу. Под стульями лежит веревка. По сигналу воспитателя каждый играющий обегает стул другого, садится на свой стул и старается быстрее схватить конец веревки и вытянуть ее. Играть могут до 6 пар одновременно.
Модификация – разбить группу на две команды и устроить эстафету.
Дидактическая игра «Лови – лови»
Возраст от 3 лет
Цель: Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, правильное, не наносящее ущерб организму, выполнение основных движений, становление саморегуляции в двигательной сфере, развитие игровой деятельности.
Используемые материалы: наборы №1, 2
Ход игры: к палочке из набора №2 привязывается мячик из набора №1. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку, опуская и поднимая ее, при этом кому-то из детей предлагается поймать предмет на шнурке. Заинтересовав таким образом детей самой задачей- ловить мячик, воспитатель собирает вокруг себя всю группу и предлагает встать в кружок. Затем воспитатель становится в центре и говоили по очереди пробегая мимо палки с подвешенным мячиком.рит: «ЛОВИ – ЛОВИ!», приближая подвешенный на палочке мячик к рукам то одного, то другого ребенка. Когда ребенок пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ловящий подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в игру всех. Допустимо, чтобы предмет ловили одновременно несколько детей. Поймавший мячик становится позади воспитателя, обхватив его обеими руками. Так постепенно вырастает целая цепочка из детей, поймавших мячик. Сделав несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «Беги на место!» рассыпается. Дети садятся на свои места.
Модификация – дети ловят мячик, двигаясь друг за другом или по очереди пробегая мимо палки с подвешенным мячиком.
Дидактическая игра «Настольные спортивные игры»
Возраст от 3 лет
Цель: Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение спортивными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.
Используемые материалы: наборы №3, 4, 5, 5р, 8, 9, 10, J1
Ход игры: Мини-футбол. На столе из деталей наборов № 8, № J1 строятся ворота. Дети получают «мяч» из набора J1 и стараются задуть его в ворота противника 9руки у детей находятся за спиной).
Модификация: Мини-хоккей. Строятся ворота, дети получают шайбу из набора №10 и клюшки из набора №8. Необходимо забить шайбу в ворота противника.
Дидактическая игра «Сборщики»
Возраст от 4 лет
Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Используемые материалы: наборы № 3, 4, 8, 9, J1, J2
Ход игры: Мелкие детали наборов разбросаны по полу. Участники игры разбиваются на пары и берутся за руки (один-левой, другой-правой). По сигналу ведущего каждая пара должна собрать как можно больше предметов, действуя только свободными руками.
Модификация игры: дети собирают детали по заданному признаку (например, по форме или цвету)
Дидактическая игра «Тише, мыши»
Возраст от 3 лет
Цель: Овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.
Используемые материалы: набор № 1
Ход игры: Дети получают шарики на веревочках из набора №1 и прикрепляют их в виде хвоста к брюкам и юбкам. По сигналу ведущего – «кота» дети начинают перемещаться по игровой комнате или игровой площадке на заранее определенной территории. Задача «кота» не только поймать мышь, но и стащить у нее хвост. Мышь, лишившаяся хвоста, становится котом.
Модификация: Кот ловит мышей с завязанными глазами; мыши перемещаются под музыку, а кот имеет право ловить их только тогда, когда музыка останавливается.
Дидактическая игра «Эстафета»
Возраст от 3 лет
Цель: Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, правильное не наносящее ущерб организму, выполнение опорных движений.
Используемые материалы: наборы №1, J1
Ход игры: В одном конце комнаты стоят два стула, на одном – кубики из набора №1, на другом – от набора №J1. Дети должны положить один кубик на крышку от коробки, перенести его и положить в коробку. Выигрывает тот, кто быстрее перенесет таким образом все фигуры и сложит их в коробку так, чтобы она закрылась.
Модификация: усложнить задачу с помощью нескольких фигур (например, шаров и цилиндров), разбить детей на две команды и утроить соревнование между ними.
Дидактическая игра «Тайные агенты»
Возраст от 4 лет
Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Используемые материалы: наборы № J1, J2
Ход игры: Участники и ведущий договариваются об условном значении каждой фигуры. Например, шар-руки вверх, куб – ходьба на месте, цилиндр – приседание и т.п. Дети делятся на несколько команд, и ведущий дает им зашифрованные послания (нанизанные на веревочку шары, цилиндры и кубы). Команды должны в соответствии с кодовыми обозначениями «прочитать» послание, то есть сделать те движения, которые обозначает каждая фигура, столько раз, сколько таких фигур нанизано на веревочке.
Модификация: команды сами шифруют задания, вводятся дополнительные цифры цветом 9например, красный – движение надо повторить один раз, зеленый – два и т.д.)
Дидактическая игра «Спрятанная игрушка»
Возраст от 4 лет
Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Используемые материалы: наборы №1, 2, 10, J1
Ход игры: Дети считалочкой выбирают кота, он прячет на себе мячик-мышку из набора №1. Остальные голодные коты пытаются рассмешить кота с мышкой, чтобы он не смог его на себе удержать. Для этого они становятся в круг и делают по очереди различные физические упражнения, например прыгают, бегают на месте, машут руками и т.п. Если мышка вываливается у кота, то ребенок, который поймал укатившийся мячик, становится новым сытым котом.
Модификация: использовать фигурки из набора № J1, или №10. Все дети становятся на мостик в одну шеренгу, ребенок, который стоит первый, запускает шар из набора №2 под мост, а сам бежит в конец шеренги, чтобы и под ним прокатился шар. Тот, под кем не прокатывается шар, выбывает из игры.
Дидактическая игра «Карусели»
Возраст от 3 лет
Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Используемые материалы: набор №1
Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие аттракционы есть в парках и на площадках. Рассказывает о правилах поведения в парке и мерах безопасности во время посещения аттракционов. Затем детям предлагается «покататься на каруселях». Дети становятся в круг, одной рукой берутся за мячики из набора, связанные друг с другом концами. Воспитатель рассказывает стихотворение, а дети выполняют основные движения.
Модификация: дети могут двигаться в разные стороны, дети могут аккомпанировать себе во время игры, используя бубны и ложки.
Дидактическая игра «Умею – не умею»
Возраст от 3 лет
Цель: Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, развитие грамматически правильной речи.
Используемые материалы: Набор №1
Ход игры: Воспитатель бросает мяч и произносит: «Я умею…» или «Я не умею…» Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он что-то умеет или не умеет. Например: «Я умею смотреть, так как у меня есть глаза». Или «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».
Модификация: заранее оговаривается какой-либо признак (например, это съедобно или несъедобно), затем ведущий называет предмет, а ребенок определяет, походит названный предмет под условие игры или не подходит. Если подходит – лови мяч, если нет – отбрасывает.
Дидактическая игра «Ручеек»
Возраст от 3 лет
Цель: Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, правильное не наносящее ущерб организму, выполнение опорных движений, развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкальными образами в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей.
Используемые материалы: наборы № 1, 9
Ход игры: Дети становятся в круг и выкладывают рядом с собой большое кольцо из набора №9 (синее, фиолетовое) – это лужица. Воспитатель запевает песню про ручеек, а дети в это время передают друг другу синий мячик из набора №1 – ручеек. Ребенок, в руках которого оказался ручеек при произнесении «Лежал, лежал, лежал…», старается опустить его точно в лужу. Затем передает его дальше. На словах «И сразу утонул!» ребенок кидает мячик тому, кому захочет.
Модификация: лужицы располагаются за спиной у детей; каждый ребенок получает ручеек для индивидуальной инсценировки песни; изменение ритма и громкости песни.
- Дидактическая игра «Точки»
Возраст: от 4 лет
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для укрепления и развития руки ребёнка, координации мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из точек, для формирования сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине), развития у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Используемые материалы: набор №10, раскраска – пальчиковая дорожка.
Ход игры: Для этого упражнения понадобится заготовленная дорожка для пальчиков с раскраской. Ребенок проходит путь пальчиками по дорожке, затем выкладывает дорожку и картинку раскраски точками из набора. Например, гусеница не может добраться до дерева с листиками, помоги гусенице, покажи дорогу. Теперь гусеница может добраться до дерева, мы показали ей дорогу. Но наша картинка скучная, на ней нет красок, давай раскрасим ее.
Модификация: Со временем ребёнок научится сам придумывать и выкладывать узор из точек.
Дидактическая игра «Маленькие пекари»
Возраст: с 4 лет
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития мелкой моторики, координации движений; развития памяти, внимания, развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, умение быстро и чисто говорить.
Используемые материалы: набор №8, 9, 10
Ход игры: Выразительное чтение стихотворения с одновременным выполнением указанных действий. Чтобы увеличить силу пальчиковых движений и закрепить полученные знания, предложите ребенку выложить несколько сушек, баранок, пирожков.
Ими можно угостить кукол.
Посмотрите, из муки
Испекли мы пирожки.
(изображаем лепку пирожков)
Валюшке - две сушки,
Анке - три баранки,
(баранки)
Ну а мамочке любимой
Вот такой пирог с малиной!
(руки в стороны)
Дидактическая игра «Яркие краски»
Возраст от 3 лет
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития умений различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), закреплять и называть величину фигуры; учить сравнивать геометрические фигуры по цвету и размеру, находя признаки сходства и различия и отражать в речи; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, правильное не наносящее ущерб организму, выполнение опорных движений.
Используемые материалы: набор № J1
Ход игры: Дети к нам сегодня в гости пришла кукла «Катя». Она хочет с вами поиграть. Катя пришла к нам с волшебной коробочкой. Давайте посмотрим, что же находится в коробочке.
- Какие фигуры?
- Какие по цвету?
Дети рассматривают фигуры и называют цвет. Разделить детей на команды разных цветов (синий, красный, желтый). Задание: каждая команда должна перенести шарики своего цвета в тазик на другом конце комнаты, соответствующий цвету команды.
Модификация:
- «все фигуры красного цвета»
- «только треугольники, только шарики, только кубики»
-Посмотрите, а кукла Катя принесла нам ещё красивые веревочки. Давайте сделаем кукле Кате бусы. Задание, отсортировать фигуры своего цвета и нанизать их на веревочки.
Дидактическая игра «Вязаные мячики»
Возраст от 3 лет
Цель: Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития ориентации в пространстве, развития сенсорных способностей, закрепления пространственных представлений: «право», «лево», «верх», «низ», «сзади»,» спереди».
Используемые материалы: набор № 1
Ход игры: участникам раздаются мячики из набора №1. Держа мячик в вытянутой вперед руке на уровне глаз, участники должны воспринимать команды воспитателя на слух. Например: опустить мячик вниз, поднять вверх, при этом необходимо следить за мячиком глазами. Повторить, держа мячик в левой руке.
Модификация: Взять мячики в обе руки и делать противоположные действия руками, в данном случае следить глазами не надо.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Возраст от 3 лет
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности навыков, ЭМП, кругозора; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности.
Используемые материалы: наборы № 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, J1
Ход игры: В мешок кладется набор предметов. Ребенок на ощупь пытается определить, какой предмет ему достался. Каждому предмету присваивается то или иное действие. Например, ребенок вытаскивает мяч из набора один – ребенок должен подбросить его и поймать.
Модификация: разделиться на команды - необходимо одному человеку от вашей команды нащупать один предмет, описать какой он, например, «длинный», а потом назвать предмет, после чего выполнить действие и передать мешочек другой команде; поиск в мешке осуществляется по названному действию (например: подкинуть мяч – ребенок должен найти в мешочке мяч); поиск предмета осуществляется по описанию, затем выполняется действие.
Дидактическая игра «Автобус»
Возраст от 5 лет
Цель: Создание условий, игровых и проблемных ситуаций для развития сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности навыков, ЭМП, кругозора; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности.
Используемые материалы: наборы № 7, 8, 9
Ход игры:
- Мы отправляемся в путешествие на автобусе.
Улыбается водитель:
- Проходите! Проходите!
У окошка место есть,
Не желаете присесть?
На нашем автобусе
Полоски, как на глобусе!
Мы объедем целый свет!
Вы садитесь или нет?
Стоят стулья по количеству участников в два ряда – это автобус. У каждого участника в руках цветная фигурка, на каждом стуле их изображение. Детям необходимо найти и занять свое место.
Модификация: Дети рассаживаются под команды воспитателя. В автобусе будет 2 ряда.
- Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в правом ряду на 2 месте… (дать время).
Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в левом ряду на 3 месте……
Пассажир «зелёное кольцо» сидит в правом ряду на 1 месте……
Пассажир «синий квадрат» сидит в левом ряду на 1 месте……
Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в правом ряду на 3 месте……
Пассажир «белый круг» сидит в левом ряду на 2 месте……
Дидактическая игра «Музей»
Возраст от 4 лет
Цель: Развивает вне ситуативно-познавательную формы общения и расширяет систему вербальных средств общения; правильное не наносящее ущерб организму, выполнение опорных движений, развитие крупной и мелкой моторики рук, развитие и обогащение умений импровизировать в процессе совместной деятельности педагога и детей; воспитывает уважение к другому человеку, продуктам его труда, формирует самооценку и развивает воображение на основе имеющегося опыта; стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса.
Используемые материалы: наборы № 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2
Ход игры: Воспитатель рассказывает, что такое музей (для чего он нужен, что в нем хранится и т.д.), и предлагает детям организовать свой музей и провести по нем экскурсию. Необходимо предложить детям материалы всех наборов и предоставить им возможность самим выбирать материал для экспоната, регламентируя время работы, например, звуком колокольчика. Предварительно рекомендуется проговорить с детьми замысел экспоната, а уже затем отправляться за материалом.
Модификация: Для расширения возможностей игры можно в будущем предложить детям также использовать и другой дополнительный материал.
Важно, чтобы создалась тихая и спокойная музейная атмосфера, а в организации пространства приняли участие сами дети.
Разделить детей на несколько команд. Предложить детям создать из наборов экспонаты (картины, скульптуры) и дать им названия. Затем организовать музей и по очереди проводить экскурсии в нём, стараясь придумывать историю каждого экспоната.
Дидактическая игра «Угадай, для чего?»
Возраст от 4 лет
Цель: Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; правильное не наносящее ущерб организму, выполнение опорных движений; развитие и обогащение умений импровизировать в процессе совместной деятельности педагога и детей; развивает ситуативно-деловые формы общения и обогащает систему вербальных средств общения; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой и крупной моторики, развитие игровой деятельности.
Используемые материалы: наборы № 2, 3, 4, 5, 5в, 5р, 6, 7, 8, 9, 10, J1, J2
Ход игры:
Когда у нас свободный час,
Мы зря не бьём баклуши –
Ведь в детской комнате у нас
Есть множество игрушек:
Петрушка, «Лего», грузовик,
Железная дорога…
К тому же в детской детских книг
На полке очень много!
Ребята, посмотрите, сколько предметов нас окружает. Я предлагаю поиграть в игру «Угадай, для чего?». Мы разделимся на две команды и будем отгадывать, для чего можно использовать предметы, которые сделала другая команда. Выигрывает команда, которая угадает больше предметов.
Модификация: дети не рассказывают, а показывают, как используется данный предмет; одна команда разыгрывает небольшой сюжет с использованием наборов, другая команда отгадывает.
Дидактическая игра «Отражение».
Возраст от 4 лет
Цель: Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; восприятия, мышления, внимания, памяти, игровой деятельности.
Используемые материалы: наборы № 1, 2, 9
Ход: Я предлагаю вам поиграть в очень интересную и веселую игру «Отражение». Для этого вам нужно разбиться на пары, встать друг напротив друга. Одному участнику необходимо изобразить какое-либо действие с предметами из набора, в это время второй участник внимательно наблюдает за своим партнером, затем повторяет с максимальной точностью.
Модификация: можно усложнить большим количеством предметов или движений; можно добавить рассказ или сюжет.
Дидактическая игра «Декораторы»
Возраст от 4 лет
Цель: Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Используемые материалы: наборы № 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, J1
Ход игры:
Воспитатель читает детям сказку «Колобок» (или любую другую сказку). Предлагает проиграть сказку, но для этого необходимо сделать декорации. Создание декораций «Дом бабушки», «Лес» (с применением игровых наборов №№ 2,3,4,5,6,7,8,9, J1).
Модификация: Детям предлагается изменить сюжет сказки и проиграть ее на новый лад, построить новые декорации.
Дидактическая игра «Волшебные палочки»
Возраст от 3 лет
Цель: развивать сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение, фантазию, формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, воспитывать усидчивость, самостоятельность в создании творческого продукта.
Используемые материалы: набор № 8
Ход игры: В пособии предлагаются образцы различной тематики, выполнить которые можно с помощью модуля №8 «Палочки». После уверенного освоения предложенных сюжетов, ребёнок может составлять самостоятельные композиции, подбирая необходимый размер и цвет.
Дидактическая игра «Золушка»
Цель. Приобщение воспитанников к художественной литературе. Развитие интереса к совместным играм. Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме).
Предварительная работа.
Восприятие художественной литературы: Ш. Перро «Золушка». Беседа по содержанию сказки Ш. Перро «Золушка». Чтение стихотворения Е. Благина «Про хрустальный башмачок.
Конструирование современных бытовых приборов, облегчающих труд «Золушек» из игровых наборов №№ 2,7,8,9,10.
Ход.
Ребята, что это? (Туфелька) Как Вы думаете из какой сказки? А что случилось с героиней этой сказки? Как вы думаете почему Золушку называли Золушкой?
Воспитатель предлагает детям побыть в роли Золушки, а сама в роли –злой мачехи. Высыпает из наборов №9 круги и полукруги и просит рассортировать предметы по одному или нескольким признакам.
Ребята, а как можно облегчить труд Золушки? Детям предлагается сконструировать современные бытовые приборы, облегчающие труд Золушки.
Рефлексия.
Вам понравилась игра? А что именно вам понравилось в этой игре? Как мы облегчили труд Золушки.
Игра «Для чего еще»
Цель. Развивает ситуативно-деловые формы общения и обогащает систему вербальных (в модификации – невербальных) средств общения; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности.
Предварительная работа. Прежде чем предложить детям игру подобного типа, следует поиграть в игры типа «Что перепутал художник?». Рекомендуется подобрать и рассказать нелепицы, небылицы, лимерики. Чтобы сам процесс строительства не получился слишком длительным и не вызвал у детей затруднений, рекомендуется предварительно сконструировать несколько предметов, которые легко узнаваемы детьми.
Подготовка материалов к игре. Рекомендуется предложить детям выложить все материалы на стол и перемешать их. В случае, если детям хорошо известны материалы из наборов, можно не извлекать их из коробок.
Организация игрового пространства. Организовать игру можно на поверхности стола или на полу. Дальнейшее развитие игры. Для демонстрации способов использования построенного предмета можно использовать другие детали набора.
Ход.
Ребята, посмотрите, сколько предметов нас окружает.
Я предлагаю вам сделать из наборов эти предметы.
Когда у нас свободный час,
Мы зря не бьём баклуши –
Ведь в детской комнате у нас
Есть множество игрушек:
Петрушка, «Лего», грузовик,
Железная дорога…
К тому же в детской детских книг
На полке очень много!
А теперь, я предлагаю поиграть в игру «Для чего ещё». Мы разделимся на две команды и будем придумывать, для чего ещё можно использовать предметы, которые сделаны. Выигрывает команда, которая придумает больше ответов.
Рефлексия.
Вам понравилась игра? А что именно вам понравилось в этой игре?
Игра «Зеркало»
C использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
Оборудование: Наборы «Дары Фрёбеля» № 7,8,9,10, мешочек с разными зеркалами.
Ход.
Воспитатель. – Ребята, посмотрите какой у меня красивый мешочек. Хотите узнать что там?
Не смотря в окошко,
Был один Антошка.
Посмотрел в окошко –
Там второй Антошка!
Что это за окошко?
Куда смотрел Антошка?
Игра «Волшебный мешочек»
Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько у нас зеркал.
- Свет, мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всем милее,
Всех румяней и белее».
(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Я предлагаю вам поиграть в очень интересную и веселую игру «Зеркало». Для этого вам нужно разбиться на пары, встать друг напротив друга и внимательно посмотреть на своего партнера. Постарайтесь запомнить все особенности своего друга.
А теперь я предлагаю выложить «отражение» своего партнера из деталей наборов, лежащих на столе. (Включается веселая музыка)
- Кто все закончил, может рассказать нам о своем партнере: какой он и чем отличается от других?
Рассказы детей.
Воспитатель. Как вы думаете, что можно придумать с этими портретами?
Ответы детей.
Рефлексия.
-Ребята, во что мы сегодня играли? Понравилась вам такая игра? А что именно вам понравилось в этой игре.
Игра «Подарок»
Цель. Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, отечественных традициях, реализация самостоятельной деятельности детей.
Предварительная работа. Выкладывание картинок из элементов на плоскости по образцу.
Подарок
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая, смешная.
Мне скучно без игрушки -
Любимая была, -
А всё-таки подружке
Лягушку отдала. (Е. Благинина, «Подарок»)
Ход игры: «У меня в руках вот какие красивые коробочки для всех вас». Идет по комнате, приговаривает: «пойду к Саше, Танечке, Наташе». Специально называются имена тех детей, которые в этот момент чем-то отвлечены. Раздает коробочки до тех пор, пока все дети не получат их. Я предлагаю подарки сделать из игровых наборов «Дары Фрёбеля».
Дети выполняют. Далее обсуждается: что сделали? Кому? Почему?
Рефлексия. «Эмоции»
-Ребята, во что мы сегодня играли? Понравилась вам такая игра? А что именно вам понравилось в этой игре.
Игра «Красная шапочка».
Цель. Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности.
Предварительная работа. Восприятие художественной литературы: Ш. Перро «Красная Шапочка». Беседа с детьми о важности помощи близким людям, пожилым, заболевшим. Беседа о правилах поведения с незнакомыми людьми.
Обыгрывание ситуации «Встреча Волка с Красной Шапочкой». Оригами «Красная Шапочка».
Ход.
Иду через лес по тропинке,
Не ведая вовсе печали.
Несу я гостинцы в корзинке.
Кому? Вам уже рассказали?
У речки в соседней деревне
Стоит моей бабушки домик.
Мне птицы поют на деревьях
И все мне их песни знакомы.
Здесь прыгают с ветки на ветку
Бельчата и прячут под ёлкой
Свои непростые секреты.
Ох, только не встретить бы волка!
Ребята, о ком это? Ребята, а зачем Красная Шапочка пошла к бабушке? А почему важно помогать близким людям, пожилым, заболевшим? Как вы думаете правильно ли вела себя Красная Шапочка с волком? Интересно, а как выглядел дом бабушки и лес, в котором произошла эта ситуация? Я предлагаю вам построить из наборов декорации к этой сказке. Создание декораций «Дом бабушки», «Лес» (с применением игровых наборов № 2,3,4,5,6,7,8,9, J1).
Ребята, как вы думаете, что было бы если Красная Шапочка была послушной девочкой и не стала разговаривать с волком. Каким был бы её путь? Кого она могла бы встретить в лесу? Как прошла бы встреча с бабушкой?
Рефлексия.
Вам понравилась игра? А что именно вам понравилось в этой игре?
Игра «Ее величество точка»
Цель: развитие игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора.
Предварительная работа.
Презентация «Сказка про точку». Презентация «Картинная галерея».
Ход.
Пуст сегодня дворик наш, за окошком хмуро.
Я взял фломастер, карандаш, решил чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист, до чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка. И на листе получается точка.
Ребята посмотрите какой красивый у меня шар. Какой он? (Воспитатель отходит дальше) А теперь какой он? Правильно, наш шар превращается в точку.
Вы когда –нибудь были в картинной галерее? Как вы думаете, что находится в ней? Я предлагаю создать свои картины из точек и организовать картинную галерею. Для каждой картины необходимо придумать название.
Ребята, как вы думаете, кого можно пригласит в нашу галерею? Кто хочет начать экскурсию первым?
Модификации игры: Дети выкладывают для своих картин рамки, используя детали из различных наборов.
Рефлексия.
После посещения «картинной галереи» дети могут нарисовать понравившуюся картину.
Игра «Пир на весь мир»
Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.
Ход деятельности:
- Дорогие ребята! У каждого из вас есть семья. Я хочу знать, хорошо вы знаете членов семьи. Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
Ну конечно это….(мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?-
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш….(папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша…. (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, любимый …. (дед)
Кто веселый карапуз-
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка-
Это младший мой….(братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?-
Очень модная девчонка-
Моя старшая….(сестренка)
Воспитатель: - В каждой семье есть свои традиции. Традиции – это обычаи, действия связанные с определенными событиями. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили мамы, бабушки, дедушки. Например, если у вас какой - нибудь праздник, то вы тоже в нем участвуете, помогая сервировать стол. Покажите, как вы помогаете своим мамам.
- Мы салат для мам готовим.
- Мы порежем и посолим (стучат ребром одной ладони о другую)
- Помидоры, огурцы (сжимают и разжимают кулаки)
- Скажут мамы: «Молодцы!» (Хлопают в ладоши)
- Есть и зелень и салат (разводят руки в стороны)
- То-то папа будет рад! (круговыми движениями потирают живот).
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Пир на весь мир».
- Я обед готовить буду.
Достою свою посуду,
Вот кастрюля – суп сварился.
В этой миске винегрет.
Чай зелёный заварился.
Приходите на обед! (Р. Горенбургова).
Дети садятся за стол. Делают из наборов (№2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, J1, мебель (стулья и столы) и сервируют столы, а затем «ходят» друг к другу в гости на придуманные праздники.
Детям предлагается придумать и «приготовить» различные блюда.
Рефлексия. «Солнышко»
9. Игра «Волшебники»
Цель. Обогащение активного словаря, развитие познавательного интереса, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности.
Предварительная работа. Прослушивание песни Ю. Энтина «Где водятся волшебники?»
Ход игры.
Где водятся Волшебники,
Где водятся Волшебники,
Где водятся Волшебники,
В фантазиях твоих.
С кем водятся Волшебники,
С кем водятся Волшебники,
С кем водятся Волшебники,
А с тем, кто верит в них.
Воспитатель: Я сегодня волшебница. Посмотрите какая у меня «волшебная палочка». Хотите узнать, что я умею? (Из набора №2) Уменьшать и увеличивать фигуры. Был домик маленький –стал большой дом, зайчик маленький стал большой заяц. Ребята, а кто сам умеет работать «волшебной палочкой»? Дети самостоятельно «превращают» фигуры.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем в прошлом был этот предмет? (Хлеб-зерном; цыплёнок-яйцом) Может быть попробовать сложить предметы из деталей наборов? Интересно какие они получатся?
Рефлексия. «Эмоции»
-Ребята, во что мы сегодня играли? Понравилась вам такая игра? А что именно вам понравилось в этой игре
10. Игра «Морские обитатели».
Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы; расширение кругозора; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.
Предварительная работа: Рассматривание серии сюжетных картинок «Морские обитатели».
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Я водяной, я водяной».
Восприятие художественной литературы: А. Порошин «Подводный мир».
Ход.
Про подводные глубины
Посмотрела я кино:
В батискафе опустились
Ихтиологи на дно.
Впереди большого ската,
Наблюдает командир:
В небольшой иллюминатор,
Виден весь подводный мир.
Словно жизнь на миг заснула
В океанской глубине.
Вот зубастая акула
С батискафом наравне.
Всюду — красные кораллы,
Очень тихо и темно.
Много нового узнала
Я из этого кино!
«Подводный мир (А. Парошин)» «Морские обитатели»
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о морях? Кто живет в море?
А кто хочет придумать нового нереального морского обитателя? Мы с вами превратим наш пол в огромный океан. Предлагаю сконструировать нового морского обитателя и придумать ему название.
Рефлексия.
-Ребята, во что мы сегодня играли? Понравилась вам такая игра? А что именно вам понравилось в этой игре.
11. «Путешествие»
Цель. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности.
Предварительная работа: чтение стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей». Музыкальная игра «Автобус». Беседа с детьми о том, как можно путешествовать и какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать в поездках.
Ход игры.
Мы едем, едем, едем
В далёкие края.
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живется,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живем:
ПРИПЕВ. Тра-та-та, тра-та-та,
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая.
Вот компания какая!
Вот компания какая
Мы ехали, мы пели,
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.
Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал,
В пути не скучно было,
И каждый напевал.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как можно путешествовать? Какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать?
Я предлагаю отправиться в путешествие на Северный полюс. (с применением игровых наборов №№ 1,2,3,4,5, 5в,5р,6,7,8,9,10, J1, но не просто так. Мы для поездки соберём самые необходимые вещи. Только вещей не должно быть больше 6. Какие вы умницы, собрали столько вещей. Кто может мне рассказать, что взял с собой и зачем?
Рефлексия. «Солнышко»
12. «Стихийные бедствия»
Цель. Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации.
Предварительная работа: беседа «Что такое стихийные бедствия?
Презентация «Стихийные бедствия»; конструирование из модулей зданий; ознакомление с художественной литературой (сказка «Три поросёнка»)
Ход игры.
Слышен шум ветра.
Воспитатель: Ребята, что это за шум? Может это ураган или буран? Чем могут быть опасны эти явления природы для человека? Какие вы ещё знаете стихийные бедствия? Друзья мои, а хотите испытать на себе опасность стихийного бедствия?
Для этого нам необходимо построить разные дома, каждый сам себе.
Когда строительство закончено воспитатель показывает, как можно изобразить землетрясение (стучать ладошками по столу) и ураган (дуть со всех сторон с большой силой).
Наконец – то прекратились стихийные бедствия, теперь необходимо провести «восстановительные работы». Ребята, как вы думаете почему ваши дома разрушились? Может мы теперь попробуем построить более устойчивые дома? (Ситуация проигрывается ещё раз).
Рефлексия деятельности. Дошкольники отвечают на вопросы, предложенные педагогом:
Что у тебя получилось лучше всего?
Что у тебя не получилось и почему?
Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»...
Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Развивать социальные и коммуникативные умения, мелкую моторику, познавательно-исследовательскую деятельность и логические способности....
Картотека игр на развитие познавательных процессов у детей раннего возраста с использованием игровых технологий Фрёбеля, Дьенеша, Кюизенера, Монтессори
Опыт работы по созданию системы игр для сенсорного развития детей 2-3 лет с использованием игровых технологий Ф.Фрёбеля, Дьенеша, Кюизенера, Монтессори...
Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля».
Картотека дидактических игр с использованием игрового пособия "Дары Фребеля", направленных на здоровьесбережение детей дошкольного возраста.Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее ...
Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Развивать творческую активность детей...
Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля».
Картотека игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля». 1.Дидактическая игра «Волшебный мяч»Возраст от 3 лет.Цель: Развитие координации движений, овладение основны...
Картотека игр с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля"
Картотека игр с использованием игрового пособия "Дары Фрёбеля"...