Давайте музицировать! Музыкально-инструментальное искусство как средство развития личности дошкольника
статья
Давайте музицировать!
Ю.А. Перминова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №119
Я пришла профессию уже зрелым человеком, имея собственных детей. И меня всегда интересовал вопрос: то, чему я учу детей, пригодится им в жизни? Помню, как несколько лет назад, прочла статью Л.В. Петрановской о том, что родители и педагоги воспитывают детей в сегодняшнем дне, но к тому времени, как наши дети вырастут, сегодняшний день будет для них позавчерашним. И накопленные знания и навыки могут им и не пригодиться.
Какие качества личности необходимо развить у ребенка, чтобы дать ему шанс преуспеть в жизни? Специалисты выделяют четыре компетенции, которые будут наиболее нужны детям в том мире, который наступает и уже наступил частично. Их называют четыре «К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление.
Задумываясь о пользе музыкального занятия в этом ключе, естественным образом приходишь к мысли, что важно не только ЧТО педагог дает детям, но и КАК дети взаимодействуют музыкой. Жесткая структура занятия, заучивание детьми выбранного музыкальным руководителям репертуара не дает детям свободы творчества, познания и проявления себя. При этом весь современный мир требует прямо противоположного — вовлеченности, увлеченности, живости. И я предлагаю порассуждать каким должно быть музыкально занятие, чтобы принести максимальную пользу детям.
Дети обожают что-то делать сами и смотреть, что из этого получится. Существует много исследований, посвященных влиянию музыки на мозг человека. И доказано, что во время исполнения музыки активна вся кора головного мозга! То есть именно активное участие ребенка в музыкальном занятии дает ту почву, на которой можно вырастить творческого ребенка, который уверен в себе и умеет работать в команде.
Задача педагога создать и поддерживать такую атмосферу на занятии, когда ребенок не боится проявлять инициативу, импровизировать. Участие всех детей, соответственно их возможностям. Для меня использование музыкальных инструментов на каждом занятии стало тем ключиком, который открыл дверь в мир детской фантазии и творчества. Мы озвучиваем стихи, украшаем песни и, конечно, дети обожают играть в оркестре. Совместное музицирование - это огромное удовольствие для детей.
С помощью музыки ребенок видит этот мир красивым и гармоничным. Приобщается к накопленному человечеством опыту эстетического восприятия мира. Тем самым мы даем ему представление о фундаментальных жизненных ценностях общества.
Музыка вызывает активизацию тех же центров удовольствия, которые активизируются также в состоянии эмоционального и духовного подъема, в переживании чувства любви, радостного энтузиазма. Следовательно, дети в игровой форме и, с удовольствием музицируя, укрепляют свою психику. Когда же на занятии царит атмосфера, располагающая для творчества ребенка, не критикуется его инициатива, то растет уверенность ребенка в себе и доверие к самому себе. Какое счастье и гордость испытывает ребенок, когда придуманное им движение, выбирается детьми и включается в общий танец. Какое удовольствие испытывают дети, когда танцуют «свой» танец! И о какой уверенности в себе может идти речь, когда для участия в конкурсе или выступления на утреннике выбираются «лучшие»?
Вернемся к концепции 4 К на музыкальных занятиях.
Коммуникация. Музыка дает человеку возможность общения на художественно-эстетическом уровне, дарит чувство поддержки, принятия и единения с окружающими. Как мы знаем, что для коммуникации с другими людьми прежде всего надо уметь понимать собственные чувства. Музыка через удовольствие развивает эмоциональный интеллект, ребенок учится понимать себя. Радость общения – одна из важных целей музицирования. Коммуникативные танцы, музицирование с обменом инструментами, заимствование вариантов звуковых жестов, умение договариваться, чтобы желаемый инструмент достался именно тебе, уметь уступить и подождать — все это обычные моменты на музыкальных занятиях.
Кооперация. Прежде всего это совместное музицирование. Сотрудничество детей со взрослым и детей между собой, когда придумывается история для исполнения музыкальной пьесы, подбираются музыкальные инструменты, атрибуты для танца. Дети в сообществе друг друга создают и исполняют музыкального номера. Дети любят исполнять музыку на ДМИ, когда другие танцуют под эту музыку с атрибутами, а потом меняться ролями. Конечно же важно участие всех желающих детей, а не только у кого лучше получается.
Креативность и творческий подход Обучение через творчество способствует проявлению креативности ребенка. Прекрасно, когда у детей есть возможность самим выбрать инструмент, придумать, как озвучить явление или персонаж, сыграть по-своему.
Для критического мышления необходимы наблюдательность, внимательность и любознательность, гибкость ума. Все это можно развивать на занятии при условии грамотного направления деятельности детей.
Как мы видим, подход в образовании «повторяй за мной», который мы очень часто применяем, гоняясь за наиболее зрелищными номерами для утренников и отбирая детей для конкурсных номеров, никак не соответствует идее воспитания гармоничного и успешного человека. И воспитание искусством действительно возможно лишь в творческой среде, где ребенок активно может проявить себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_davayte_muzitsirovat.docx | 25.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДАВАЙТЕ МУЗИЦИРОВАТЬ!
Ю.А. Перминова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №119
Я пришла профессию уже зрелым человеком, имея собственных детей. И меня всегда интересовал вопрос: то, чему я учу детей, пригодится им в жизни? Помню, как несколько лет назад, прочла статью Л.В. Петрановской о том, что родители и педагоги воспитывают детей в сегодняшнем дне, но к тому времени, как наши дети вырастут, сегодняшний день будет для них позавчерашним. И накопленные знания и навыки могут им и не пригодиться.
Какие качества личности необходимо развить у ребенка, чтобы дать ему шанс преуспеть в жизни? Специалисты выделяют четыре компетенции, которые будут наиболее нужны детям в том мире, который наступает и уже наступил частично. Их называют четыре «К»: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление.
Задумываясь о пользе музыкального занятия в этом ключе, естественным образом приходишь к мысли, что важно не только ЧТО педагог дает детям, но и КАК дети взаимодействуют музыкой. Жесткая структура занятия, заучивание детьми выбранного музыкальным руководителям репертуара не дает детям свободы творчества, познания и проявления себя. При этом весь современный мир требует прямо противоположного — вовлеченности, увлеченности, живости. И я предлагаю порассуждать каким должно быть музыкально занятие, чтобы принести максимальную пользу детям.
Дети обожают что-то делать сами и смотреть, что из этого получится. Существует много исследований, посвященных влиянию музыки на мозг человека. И доказано, что во время исполнения музыки активна вся кора головного мозга! То есть именно активное участие ребенка в музыкальном занятии дает ту почву, на которой можно вырастить творческого ребенка, который уверен в себе и умеет работать в команде.
Задача педагога создать и поддерживать такую атмосферу на занятии, когда ребенок не боится проявлять инициативу, импровизировать. Участие всех детей, соответственно их возможностям. Для меня использование музыкальных инструментов на каждом занятии стало тем ключиком, который открыл дверь в мир детской фантазии и творчества. Мы озвучиваем стихи, украшаем песни и, конечно, дети обожают играть в оркестре. Совместное музицирование - это огромное удовольствие для детей.
С помощью музыки ребенок видит этот мир красивым и гармоничным. Приобщается к накопленному человечеством опыту эстетического восприятия мира. Тем самым мы даем ему представление о фундаментальных жизненных ценностях общества.
Музыка вызывает активизацию тех же центров удовольствия, которые активизируются также в состоянии эмоционального и духовного подъема, в переживании чувства любви, радостного энтузиазма. Следовательно, дети в игровой форме и, с удовольствием музицируя, укрепляют свою психику. Когда же на занятии царит атмосфера, располагающая для творчества ребенка, не критикуется его инициатива, то растет уверенность ребенка в себе и доверие к самому себе. Какое счастье и гордость испытывает ребенок, когда придуманное им движение, выбирается детьми и включается в общий танец. Какое удовольствие испытывают дети, когда танцуют «свой» танец! И о какой уверенности в себе может идти речь, когда для участия в конкурсе или выступления на утреннике выбираются «лучшие»?
Вернемся к концепции 4 К на музыкальных занятиях.
Коммуникация. Музыка дает человеку возможность общения на художественно-эстетическом уровне, дарит чувство поддержки, принятия и единения с окружающими. Как мы знаем, что для коммуникации с другими людьми прежде всего надо уметь понимать собственные чувства. Музыка через удовольствие развивает эмоциональный интеллект, ребенок учится понимать себя. Радость общения – одна из важных целей музицирования. Коммуникативные танцы, музицирование с обменом инструментами, заимствование вариантов звуковых жестов, умение договариваться, чтобы желаемый инструмент достался именно тебе, уметь уступить и подождать — все это обычные моменты на музыкальных занятиях.
Кооперация. Прежде всего это совместное музицирование. Сотрудничество детей со взрослым и детей между собой, когда придумывается история для исполнения музыкальной пьесы, подбираются музыкальные инструменты, атрибуты для танца. Дети в сообществе друг друга создают и исполняют музыкального номера. Дети любят исполнять музыку на ДМИ, когда другие танцуют под эту музыку с атрибутами, а потом меняться ролями. Конечно же важно участие всех желающих детей, а не только у кого лучше получается.
Креативность и творческий подход Обучение через творчество способствует проявлению креативности ребенка. Прекрасно, когда у детей есть возможность самим выбрать инструмент, придумать, как озвучить явление или персонаж, сыграть по-своему.
Для критического мышления необходимы наблюдательность, внимательность и любознательность, гибкость ума. Все это можно развивать на занятии при условии грамотного направления деятельности детей.
Как мы видим, подход в образовании «повторяй за мной», который мы очень часто применяем, гоняясь за наиболее зрелищными номерами для утренников и отбирая детей для конкурсных номеров, никак не соответствует идее воспитания гармоничного и успешного человека. И воспитание искусством действительно возможно лишь в творческой среде, где ребенок активно может проявить себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающая среда как активное средство развития личности дошкольника»
В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как...
Игрушка как средство развития личности дошкольника
Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и ...
Проект "Специфика организации развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста как средства развития личности дошкольников"
Представленны материалы по организации предметно-развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста. Определены основные функции каждого из представленных развивающих центров. Определены цели, з...
Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника.
Социальное партнерство в образовании – «это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками да...
Консультация для педагогических работников "Кукольный театр как средство развития личности дошкольников"
В статье описаны цели, задачи и содержание театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста...
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...