« Развивающая среда как активное средство развитие личности дошкольника».
статья (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
« Развивающая среда как активное средство развитие личности дошкольника».
.Актуальность моей темы заключается в том, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал у предметной среды.
При этом учитываю, что развивающая среда должна быть :
-безопасной, информативной, многофункциональной, мобильной, комфортной, эстетичной.
Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: Организующая - предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности.В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтением, потребностям или формировать интересы.
Воспитательная функция-наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества положительных взаимоотношений, организованного поведения бережного отношения.
Развивающая функция - предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развитие» в «зоне ближайшего развитие»
Для того чтобы предметно - развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования придерживаемся следующих принципов:
- дистанции, позиции при взаимодействии - установления оптимального контакта с детьми;
- активности, самостоятельности, творчества.
-стабильности, динамичности;
- комплексирования и гибкого зонирования;
-эмоциогенности среды;
- эстетической организации среды;
- открытости-закрытости;
- половых и возрастных различий.
С учетом ФГТ образовательный процесс реализует через организацию различных видов детской деятельности, организацию партнерской деятельности взрослого с детьми:
-включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
-добровольное присоединение дошкольников к деятельность;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
-открытый временной конец деятельности.
Формы организации предметной среды по детской деятельности:
-двигательная(игры с правилами, дидактические игры, игровые ситуации, досуг, спортивные игры ,упражнения и т.д.
-игровая (сюжетно-ролевая, пальчиковая, театральные игры)
-продуктивная(мастерская детского творчества, реализация проектов, опытно- экспериментальная деятельность, выставка ,мини музей)
-чтение художественной литературы (чтение, обсуждение, беседа, и театральная деятельность, презентации, выставки в книжном уголке).
-коммуникативная (беседы, речевые ситуации, составление и отгадывание загадок, игры, постановки)
-познавательно-исследовательская (наблюдение, экспериментирование, решение проблемных ситуаций ,моделирование ,реализация проектов, интеллектуальные игры, увлечение)
-трудовая (дежурство ,поручения, задания, самообслуживания, совместные действия, экскурсии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающая среда как активное средство развития личности дошкольника»
В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как...
Проект "Специфика организации развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста как средства развития личности дошкольников"
Представленны материалы по организации предметно-развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста. Определены основные функции каждого из представленных развивающих центров. Определены цели, з...
"Развивающая среда, как активное средство развития личности ребенка шести лет»
При создании развивающей среды в группе всегда надо помнить об одном из значимых и в то же время сложно выполнимых условий - это соответствие возрасту.Хочу подел...
Организация предметно-развивающей среды группы, как средство развития и коррекции речи дошкольников
моспос...
Предметно-развивающая среда как эффективное средство развития математических представлений дошкольников
Данный материал может быть полезен для организации Центра Математики в средней группе....
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Выступление из опыта работы «Труд в природе как средство развития личности дошкольника» в рамках практико-ориентированного семинара «Личностное развитие дошкольников в процессе трудо...