«Секреты гласных звуков и букв» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей 6-7лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Знакомство детей с йотированной функцией буквы «Ю»; закрепление правила написания гласных букв «А», «Я», «О», «Ё» после согласных звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_gramote.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №370»
«Секреты гласных звуков и букв»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по обучению грамоте детей 6-7лет
Разработала и провела
учитель-логопед:
Шачинова Галина Витальевна
Пермь, 2023
Образовательные задачи:
-познакомить детей с йотированной функцией буквы «Ю»,
-закрепить правила написания гласных букв «А», «Я», «О», «Ё» после согласных звуков
Развивающие задачи:
- развивать :
-зрительное, слуховое внимание,
-подвижность артикуляционного аппарата, длительный продолжительный выдох,
-мелкую моторику пальцев рук,
-умение выполнять звуковой анализ слова с использованием смешанной модели,
- способствовать развитию умений подбирать слова к 3звуковой модели слова
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к звуковой стороне речи.
Демонстрационный материал и оборудование:игрушкаюла, предметная картинка (дом буквы «Ю»), доска, указка, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов; карточки с буквами «А», «Я», «О», «Ё», «Ю», две коробочки для фишек.
Раздаточный материал:фишки красного, синего,зеленого, черного цветов на каждого ребенка, полоски-слова,карточки с буквами «А», «Я», «О», «Ё»
две заглавные, четыре строчные,карандаши, фишки-звездочки.
Ход НОД:
1часть. Организационно- мотивационная
Педагог: Добрый день,ребята! Вам нравится путешествовать?(ответы детей)
Педагог:
Вы знаете, что на дороге нужно быть осторожными и наблюдательными.
Давайте проверим, какие вы внимательные?
Проводится игра«Кто самый внимательный?»
На доске-синяя фишка и гласные буквы, которые пишутся после твердого согласного звука - «А,О,У»; зеленая фишка и буквы, которые пишутся после мягкого согласного звука - «Я,Е,Ю». Дети закрывают глаза, педагог меняет местами буквы или фишки, дети открывают глаза и объясняют, что изменилось.
Педагог: Молодцы, справились с заданием!
А на велосипедах кататься умеете?(ответы детей)
Предлагаю отправиться на велосипедах к букве «Ю».
Возьмите в руки карандаш. Готовы? Едем вместе.
(проводится массаж кистей рук с помощью катания
карандаша между ладонями)
Массаж кистей рук
На двух колесах я качу, Двумя педалями верчу, За руль держусь, смотрю вперед Я знаю, скоро поворот Мне подсказал дорожный знак Шоссе спускается в овраг. | Вертикальные вращательные движения карандаша по ладоням и пальцам рук Горизонтальные вращательные движения карандаша по ладоням и пальцам рук. |
2часть. Основная
Педагог: - Мы приехали. Положите карандаши.
(обращая внимание на картинку домика) выполнение пальчиковой игры «Дом»
На поляне дом стоит, показ пальчиками крыши дома
Ну а к дому путь закрыт.показ пальчиками ворот дома
Мы к воротам подбегаем, 2 и 3пальчики бегут по руке
Быстро двери открываемповорот кистей рук
В дверь стучимся «тук, тук, тук»стучим кулачками
Кто-то к нам идет на стукходьба на месте
Артикуляционное упражнение
Педагог: - буква «Ю» рада гостям, улыбается и шлет воздушный поцелуй всем. Ответим дружно (дети выполняют артикуляционное упражнение «улыбка», «трубочка» по показу)
Педагог: У буквы «Ю» есть игрушка, отгадайте какая? (загадка о юле)
-для того, чтобы услышать песенку юлы, позовите все звуки этого слова
Упражнения для развития фонематического восприятия
*Составление детьми из фишек и звуковой анализслова «юла»
Задания детям:
-Позовите все звуки этого слова.
Первый звук зовет Степа- «Й»,второй звук –Лиза «У»,следующий звук – Максим -«Л»,последний звук-Света «А»
(Работа детей с фишками за столами, один ребенок у доски.
Ребенок проводит анализ составленного из фишек слова: первый звук в слове юла-мягкий согласный звук «Й», второй звук-гласный звук « У», третий твердый согласный звук «Л», четвертый-гласный звук « А».
Ударение ставим на второй гласный звук)
-Определите, сколько всего звуков в слове?
-Определите сколько гласных?
-Определите сколько согласных?(Ответы детей)
Педагог:(поясняет)Гласные звуки на письме обозначаются гласными буквами.
Буква «Ю» хочет поделиться с вами секретом: если в начале слова слышатся звуки «ЙУ» то пишется гласная буква «Ю».
Задание детям:
-Замените в слове «юла» фишки гласными буквами «Ю», «А»
(дети заменяют фишки на буквы)
Физминутка на развитие речевого выдоха
Педагог:Гласные звукибудут рады услышать свои «песенки», спойте для них.
(педагог проговаривает текст, дети интонируют и пропевают гласные звуки)
Открываем мы глаза
Вдох - и тянем долго:
А-А-А-А
Утром солнышко взошло
Снизу вверх мы тянем:
О-О-О-О
Днем по горкам ездим мы:
Ы-Ы-Ы-Ы
Ночью смотрим на звезду
Сверху вниз слетает :
У-У-У
Завывает пурга и не видно ни зги:
И-И-И-И
Физминутка
Мы руками хлопаем Хлоп, хлоп, хлоп. Мы ногами топаем Топ, топ, топ. Руки поднимаем, руки опускаем. Раз, два, раз, два Поиграть нам всем пора. | Дети выполняют ритмичные хлопки руками, выполняют ритмичные притопы. поднимают вверх руки и опускают, шаг вправо, шаг влево, руки с раскрытыми ладонями направляют вперед |
Педагог (показывая домик– схему из 3-х звуков)
На улице построили новый дом
Задание детям:
Придумайте слова, которые могут в нем поселиться при условии, что 1звук твердый согласный, 2- гласный, третий- мягкий согласный.
(дети называют слова и получают фишки за каждый правильный ответ)
3 часть. Заключительная
Педагог(задает вопросы детям)
-К какой букве мы приезжали в гости?
-Какое слово составляли?
-Чем еще занимались?(ответы детей)
Педагог:
У меня есть две коробочки (показывает), если вы успешно справились со всеми заданиями, положите красную фишку, если что-то не получилось- положите синюю фишку.
Самооценка детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"
Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;совершенст...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и различать звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе картинок к схе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»
Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...
Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки Н-Нь. Буква Н"
Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на закрепление навыков звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с исп...
Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Волшебная поляна. Звуки Л-ЛЬ. Буква Л»
Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль (автоматизация звука).Познакомить с буквой Л на письме....