«Секреты гласных звуков и букв» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей 6-7лет
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Знакомство детей с йотированной функцией буквы «Ю»; закрепление правила написания гласных букв «А», «Я», «О», «Ё» после согласных звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_gramote.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №370»

«Секреты гласных звуков и букв»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте детей 6-7лет

Разработала и провела

учитель-логопед:

Шачинова Галина Витальевна

Пермь, 2023

Образовательные задачи:

-познакомить детей с йотированной функцией буквы «Ю»,

-закрепить правила написания гласных букв «А», «Я», «О», «Ё» после согласных звуков

Развивающие задачи:

  • развивать :

-зрительное, слуховое внимание,

-подвижность артикуляционного аппарата, длительный продолжительный выдох,

-мелкую моторику пальцев рук,

-умение выполнять звуковой анализ слова с использованием смешанной модели,

  • способствовать развитию умений подбирать слова к 3звуковой модели слова

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к звуковой стороне речи.

Демонстрационный материал и оборудование:игрушкаюла, предметная картинка (дом буквы «Ю»), доска, указка, фишки красного, синего, зеленого, черного цветов; карточки с буквами «А», «Я», «О», «Ё», «Ю», две коробочки для фишек.

Раздаточный материал:фишки красного, синего,зеленого, черного цветов на каждого ребенка, полоски-слова,карточки с буквами «А», «Я», «О», «Ё»

две заглавные, четыре строчные,карандаши, фишки-звездочки.

Ход НОД:

1часть. Организационно- мотивационная

Педагог: Добрый день,ребята! Вам нравится путешествовать?(ответы детей)

Педагог:

Вы знаете, что на дороге нужно быть осторожными и наблюдательными.

Давайте проверим, какие вы внимательные?

Проводится игра«Кто самый внимательный?»

На доске-синяя фишка и гласные буквы, которые пишутся после твердого согласного звука - «А,О,У»; зеленая фишка и буквы, которые пишутся после мягкого согласного звука - «Я,Е,Ю». Дети закрывают глаза, педагог меняет местами буквы или фишки, дети открывают глаза и объясняют, что изменилось.

Педагог: Молодцы, справились с заданием!

А на велосипедах кататься умеете?(ответы детей)

Предлагаю отправиться на велосипедах к букве «Ю».

Возьмите в руки карандаш. Готовы? Едем вместе.

(проводится массаж кистей рук с помощью катания

карандаша между ладонями)

Массаж кистей рук

На двух колесах я качу,

Двумя педалями верчу,

За руль держусь, смотрю вперед

Я знаю, скоро поворот

Мне подсказал дорожный знак

Шоссе спускается в овраг.

Вертикальные вращательные движения карандаша по ладоням и пальцам рук

Горизонтальные вращательные движения карандаша по ладоням и пальцам рук.

2часть. Основная

Педагог: - Мы приехали. Положите карандаши.

(обращая внимание на картинку домика) выполнение пальчиковой игры «Дом»

На поляне дом стоит, показ пальчиками крыши дома

Ну а к дому путь закрыт.показ пальчиками ворот дома

Мы к воротам подбегаем, 2 и 3пальчики бегут по руке

Быстро двери открываемповорот кистей рук

В дверь стучимся «тук, тук, тук»стучим кулачками

Кто-то к нам идет на стукходьба на месте

Артикуляционное упражнение

Педагог: - буква «Ю» рада гостям, улыбается и шлет воздушный поцелуй всем. Ответим дружно (дети выполняют артикуляционное упражнение «улыбка», «трубочка» по показу)

Педагог: У буквы «Ю» есть игрушка, отгадайте какая? (загадка о юле)

-для того, чтобы услышать песенку юлы, позовите все звуки этого слова

Упражнения для развития фонематического восприятия

*Составление детьми из фишек и звуковой анализслова «юла»

Задания детям:

-Позовите все звуки этого слова.

Первый звук зовет Степа- «Й»,второй звук –Лиза «У»,следующий звук – Максим -«Л»,последний звук-Света «А»

(Работа детей с фишками за столами, один ребенок у доски.

Ребенок проводит анализ составленного из фишек слова: первый звук в слове юла-мягкий согласный звук «Й», второй звук-гласный звук « У», третий твердый согласный звук «Л», четвертый-гласный звук « А».

Ударение ставим на второй гласный звук)

-Определите, сколько всего звуков в слове?

-Определите сколько гласных?

-Определите сколько согласных?(Ответы детей)

Педагог:(поясняет)Гласные звуки на письме обозначаются гласными буквами.

Буква «Ю» хочет поделиться с вами секретом: если в начале слова слышатся звуки «ЙУ» то пишется гласная буква «Ю».

Задание детям:

-Замените в слове «юла» фишки гласными буквами «Ю», «А»

(дети заменяют фишки на буквы)

Физминутка на развитие речевого выдоха

Педагог:Гласные звукибудут рады услышать свои «песенки», спойте для них.

(педагог проговаривает текст, дети интонируют и пропевают гласные звуки)

Открываем мы глаза

Вдох - и тянем долго:

А-А-А-А

Утром солнышко взошло

Снизу вверх мы тянем:

О-О-О-О

Днем по горкам ездим мы:

Ы-Ы-Ы-Ы

Ночью смотрим на звезду

Сверху вниз слетает :

У-У-У

Завывает пурга и не видно ни зги:

И-И-И-И

Физминутка

Мы руками хлопаем

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ногами топаем

Топ, топ, топ.

Руки поднимаем, руки опускаем.

Раз, два, раз, два

Поиграть нам всем пора.

Дети выполняют ритмичные хлопки руками,

выполняют ритмичные притопы.

поднимают вверх руки и опускают,

шаг вправо, шаг влево,

руки с раскрытыми ладонями направляют вперед

Педагог (показывая домик– схему из 3-х звуков)

На улице построили новый дом

Задание детям:

Придумайте слова, которые могут в нем поселиться при условии, что 1звук твердый согласный, 2- гласный, третий- мягкий согласный.

(дети называют слова и получают фишки за каждый правильный ответ)

3 часть. Заключительная

Педагог(задает вопросы детям)

-К какой букве мы приезжали в гости?

-Какое слово составляли?

-Чем еще занимались?(ответы детей)

Педагог:

У меня есть две коробочки (показывает), если вы успешно справились со всеми заданиями, положите красную фишку, если что-то не получилось- положите синюю фишку.

Самооценка детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"

Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;совершенст...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звук и буква Б»...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и   различать  звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе  картинок к схе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...

Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки Н-Нь. Буква Н"

Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на закрепление навыков звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с исп...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Волшебная поляна. Звуки Л-ЛЬ. Буква Л»

Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль (автоматизация звука).Познакомить с буквой Л на письме....