Патриотический проект "Наш город Бийск"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 4 им. В.В. Бианки»
г. Бийск, Алтайский край
Проект
по гражданско-патриотическому воспитанию
для детей дошкольного возраста
по теме:
«Наш город Бийск»
Разработали: Муллова О.А.
Леденёва О.Е.
г. Бийск,
2023
Паспорт проекта
Тема проекта | «Наш город Бийск». |
Вид проекта | - по направленности – информационно-практико-ориентированный; - по составу участников – групповой; - по продолжительности – долгосрочный |
Актуальность проекта | Очень важно, привить детям чувство любви к культурным и природным ценностям родного города, так как именно на этой основе воспитывается гражданский патриотизм. |
Цель проекта | Расширение представлений о достопримечательностях родного города, воспитание чувства гордости и патриотизма через оформление фотовыставки «Достопримечательности нашего города Бийск» |
Задачи проекта |
|
Участники проекта: | дети средней группы; воспитатели; родители. |
База проектной деятельности: | МБОУ «СОШ №4 им. В. В. Бианки» средняя группа № |
Продукт проекта | Фотовыставка «Достопримечательности родного города Бийск» |
Сроки реализации | 1месяц |
Методы проекта: | Наблюдение, совместные игры, анкетирование, познавательные игровые занятия, беседы. |
Формы работы по проекту. | - работа с детьми: 1. Диагностика определения уровня патриотического воспитания дошкольников (авторы: О. Алексеева, Л. Петропавловская) 2. Беседы, чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий, фотоальбомов. 3. Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми. 4. Проведение ООД и продуктивная деятельность. 5. Пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки 6. Трудовые поручения в группе и на участке детского сада. - работа с родителями: 1. Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами. 2. Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ. 3. Проведение индивидуальных бесед. 4. Проведение анкетирования родителей по разделу «Патриотическое воспитание». |
Интеграция образовательных областей: | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие». |
Предполагаемые результаты: | - Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. - Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы. - Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. - Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе. - Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по всем разделам предложенных тем. - Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Бийска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу. - Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение. |
Этапы работы над проектом:
Дата | Мероприятия, инициированные воспитателями |
Подготовительный этап: | |
01.11.2023 | Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, книги и т.п.); подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин. |
02.11.2023 | Привлечение родителей к проектной деятельности через информационный уголок. Беседы «Давайте работать по проекту». Подборка консультаций для родителей по теме проекта. |
03.11.2023 | Диагностика уровня развития гражданско-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей по разделу «Патриотическое воспитание». |
Основной этап: | |
07.11.2023 | Просмотр виртуальной экскурсии «Прогулка по городу Бийск» |
08.11.2023 | Дидактическая игра «Узнай по описанию» (Достопримечательности г. Бийска) |
09.11.2023 | ООД Рисование «Дома на нашей улице» |
10.11.2023 | Пальчиковая гимнастика «Наша Бия» |
13.11.2023 | Чтение стихотворения «Славица Бийску» |
14.11.2023 | Беседа «Знаменитые люди нашего города» |
15.11.2023 | Физкультурная минутка «Город мой» |
16.11.2023 | Дидактическая игра «Сложи картинку» |
17.11.2023 | Сюжетно-ролевая игра «Мы экскурсоводы» |
20.11.2023 | Беседа «Заводы и фабрики города» |
21.11.2023 | Чтение стихотворения «Мой Бийск» |
22.11.2023 | Дидактическая игра «Было-стало» |
23.11.2023 | Физкультурная минутка «Небольшой городишко» |
24.11.2023 | «Герб города Бийск» - аппликация (продуктивная деятельность) |
27.11.2023 | Ознакомление с окружающим «Наш город и его транспортные средства» |
28.11.2023 | Дидактическая игра «Загадайте, я отгадаю». |
29.11.2023 | Конструирование с использованием крупного конструктора: «Строим мост» |
30.11.2023 | Знакомство с пословицами: «Человек без Родины, — что соловей без песни», «Одна у человека мать, — одна у него и Родина», «За морем теплее, — а на Родине светлее», «На чужой сторонушке — рад своей воронушке», «На чужой стороне — и весна не красна», «Всякому мила — своя сторона», «Везде хорошо, — а дома лучше», «Своя земля — и в горе мила». |
Заключительный этап: | |
01.12.2023 | Демонстрация продукта: Фотовыставка «Достопримечательности города Бийск» |
Повторная диагностика детей. |
Работа с родителями:
Дата | Мероприятия, инициированные воспитателями |
30.10.2023 | Размещение объявления «Уважаемые родители, идет подготовка к проекту «Наш родной город Бийск», просьба принести фотографию ребенка в памятных местах города Бийска» |
31.10.2023 | Анкетирование родителей по разделу «Патриотическое воспитание» |
07.11.2023 | Консультация «Формирование начал патриотических чувств». |
17.11.2023 | Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?». |
27.11.2023 | Показать родителям результаты работы по проекту |
Аналитическая справка
Диагностическое обследование происходило на базе МБОУ «СОШ №4 имени В.В.Бианки», г. Бийска в средней группе №3 по методике определения уровня патриотического воспитания у дошкольников (авторы: О. Алексеева, Л. Петропавловская).
Диагностическая методика определения уровня патриотического воспитания у дошкольников (авторы: О. Алексеева, Л. Петропавловская)
Цель: определить осознанность и полноту представлений и понятий ребенка о названии страны, своем адресе; о достопримечательностях, зеленых зонах родного города, улиц; о флаге, гербе, гимне России; природных богатствах России, ее природно-климатических зонах, ландшафтах.
Оборудование: фотографии с достопримечательностями и природными зонами города; иллюстрации флага и герба России; аудиозапись гимна России; иллюстрации с разными природно-климатическими зонами и ландшафтами России.
Процедура проведения. Детям в индивидуальной форме предлагается ответить на 9 вопросов:
- Как называется страна, в которой ты живешь?
- В каком городе ты живешь?
- На какой улице, в каком доме ты живешь?
- Какие еще улицы города ты знаешь?
- Какие достопримечательности и природные зоны нашего города ты знаешь? Рассмотри фотографии и назови их.
- Рассмотри иллюстрации и скажи, что на них изображено (иллюстрации флага и герба России).
- Послушай этот музыкальный фрагмент. Что это за произведение? (Звучит гимн России).
- Какие природные богатства России ты знаешь?
- Рассмотри эти иллюстрации и расскажи, что ты знаешь о климате нашей страны, о том, в каких природных условиях живут люди, чем они занимаются?
Критерии оценки:
высокий уровень – 3 балла: имеет осознанные и полные представления и понятия о своем поселке, России, государственной символике, ее природе;
средний уровень – 2 балла: представления и понятия ребенка не вполне осознанные и фрагментарные;
низкий уровень – 1 балл: не имеет осознанных и полных представлений и понятий о своем поселке, России, государственной символике, ее природе.
Входная диагностика
В проведении входной диагностики был задействован 21 ребенок. Результаты заносились в таблицу «Уровень патриотического воспитания»
№1 (входная диагностика)
Результаты диагностирования:
Уровни знаний | количество детей | % |
высокий | 1 человек | 0% |
средний | 16 человек | 45,45% |
ниже среднего | 4 человека | 31,82% |
По результатам входной диагностики была построена дальнейшая работа по формированию у детей и родителей знаний по разделу «Патриотическое воспитание», которая отражена в проекте.
Формирующая работа проходила в период 01.11.2023 – 27.11.2023г.
Таблица «Уровень патриотического воспитания»
№2 (итоговая диагностика)
Результаты диагностирования:
Уровни знаний | количество детей | % |
высокий | 5 человек | 37,5% |
средний | 16 человек | 62,5% |
ниже среднего | 0 человек | 0% |
Сравнительная диаграмма диагностики анкетирования родителей по разделу «Патриотическое воспитание» по проекту «Наш город Бийск»».
Проведя диагностику с детьми средней группы МБОУ «СОШ №4 имени В.В. Бианки» можно подвести итоги уровня развития патриотического воспитания:
Низкий уровень-70%
Средний уровень-20%
Высокий уровень – 10%
Достигнутые результаты:
- рост познавательной активности детей повысился на 60 % (высокий уровень), средний – 30%, низкий – 10%.
- высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками в различных конкурсах, выставках, театрализации.
- повысился рост активности родителей в делах группы.
Таким образом, после проведенной работы по формированию у дошкольников представлений о патриотическом воспитании, родном городе, его достопримечательностях. Дети показали положительную динамику по результатам итоговой диагностики, где показатель ниже среднего 0%. Они не только могли рассказать, о родном городе, но и о том где побывали, как они любят и гордятся, что живут в России на Алтайском крае в городе Бийске.
Оценка эффективности реализации проекта:
Родители: проявили интерес к образовательному процессу, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Педагоги: удовлетворение от работы и результатов проекта.
Возможность использования проекта другими педагогами ДОО
Дети: приобрели новые знания о родном городе.
Итог: В проекте дети участвовали с удовольствием. Очень понравилась детям продуктивная и исследовательская деятельность, а также рассматривать фотографии родного города, рисунки, играть дидактические игры связанные с патриотическим воспитанием. Дети продолжат знакомство с традициями праздников Новый года, Днем защитника отечества и военно-морского - флота, международного дня женщин, Масленица, День победы.
Расширили представления о городе Бийске. Родителям понравилось участвовать в фотовыставке. Родители стали активней принимать участие в жизни детей и детского сада. Укрепились отношения между детьми и их родителями.
Приложение 1
Анкета для родителей по разделу «Патриотическое воспитание»
1.Что Вы понимаете под понятием "патриотическое воспитание"?
- любовь к Родине
- любовь к природе
- любовь к родному краю, городу
- чувство гордости за русский народ, его достижения, традиции
- все вместе взятое
- другое
2. Какие из указанных качеств Вы хотели бы видеть в Вашем ребенке?
- уважение к старшим
- любовь к близким людям
- интерес к историческому прошлому России
- уважение русских традиций
- любовь к своему городу
3. Какие из указанных качеств Вы стараетесь первоначально воспитать в Вашем ребенке?
- уважение к старшим
- любовь к близким людям
- интерес к историческому прошлому России
- уважение русских традиций
- любовь к своему городу
4. Знаете ли вы историю своего города? Хотите ли узнать?
5. С какой из тем можете познакомить ребенка Вы?
- с историей города, края
- с жизнью и бытом наших предков
- русскими обычаями, традициями
- русской народной культурой
- с выдающимися людьми России
6. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
7. Как вы считаете, нужна ли работа в этом направлении?
8. С какими из перечисленных разделов, по Вашему мнению, должен ребенок познакомиться в детском саду?
- моя семья
- мой город
- мой край
- моя страна
9. В каких формах работы по патриотическому воспитанию Вы могли бы оказать помощь детскому саду?
- доступ к архивам
- экскурсии на предприятия
- целевые прогулки в библиотеки и т.п.
- изготовление фотогазет
- встречи с интересными людьми
10. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
11.Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Спасибо за сотрудничество!
Результаты анкетирования родителей и сравнительная диаграмма
На первый поставленный вопрос все вместе взятое ответило 80% родителей; любовь к природе, любовь к родному краю, городу, чувство гордости за русский народ, его достижения, традиции 20 %.
Второй вопрос все пункты 87%; 3. 4. 5 - 13%.
На третий вопрос 1и 2 пункты 79%; все пункты 21%.
Четвертый вопрос историю города знают 100%.
Пятый вопрос 1 и 2 пункты 98 %, все 2%.
На шестой вопрос родители считают что ответственность должны нести воспитатели 97% и только 3% совместно.
Седьмой вопрос да ответило 100%.
Восьмой все пункты 67%; 3и 4 33%. Н
а девятый 0%.
Десятый нет ответили - 17% ; не знают - 83%.
На одиннадцатый вопрос положительный вопрос ответили 100%.
Таким образом родители знают об истории края, города и т.д. но в рамках своей занятости или отсутствие желания нести ответственность за патриотическое воспитание подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Наш город Бийск – Наукоград, расти и жить в нём каждый рад»
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечест...
НОД "Город Бийск- моя малая Родина"
В работе содержится познавательно- иллюстративный материал из истории города Бийска Алтайского края....
Тематический план к 305 - летие города Бийска.
.......Есть в Сибири уникальный регион - Алтай, в центре которого расположен удивительный город,построенный по Именному Указу Великого императора Петра I. Место на котором был сооружен тот город, с др...
Творческо-исследовательский проект «Секреты художников города Бийска»
Творческо-исследовательский проект «Секреты художников города Бийска»...
Проект "Юнармия города Бийска"
исследовательская работа к конкурсу "Растим патриотов родного города"...
Конспект организованной образовательной деятельности «Их именами названы улицы города Бийска»
Праздники бывают разными: государственные и семейные, религиозные и городские. Например, 8 Марта – праздник государственный, мы празднуем его всей страной. Пасха – праздник религиозный, по...
Мой любимый город Бийск
Презентация для детей старшего дошкольноговозраста позволяющая не только познакомить детей с историей родного города, но и закрепить некоторые лексико-грамматические категории языка: образование относ...