Использование малых фольклорных форм в адаптационный период к условиям детского сада для развития детей раннего возраста. Проект
проект (младшая группа)
Процесс адаптации у детей первого младшего возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании в работе малых форм фольклора.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №165»
Использование малых фольклорных форм в адаптационный период к условиям детского сада для развития детей раннего возраста
Проект
«Фольклор в адаптационный период».
Составила и провила: Воспитатель
Неменко Екатерина Александровна
Нижний Новгород, 2021г
Проект «Фольклор в адаптационный период».
Актуальность проекта:
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют разные стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных средств является фольклор. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Наладить эмоциональный контакт в адаптационный период помогают потешки, прибаутки, колыбельные, пестушки, сказки, которые создавались русским народом в течение веков и несут в себе мудрость, доброту, любовь.. Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать, себя раскрепощено. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду. Становление речевого общения ребенка с взрослым начинается с эмоционального общения. Эмоциональное общение переходит в речевое общение, когда ребёнок понимает обращенную к нему речь и начинает сам обращаться к взрослому. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе развитию речи. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Воспитатель включает пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально – стимулирующей гимнастики. Постепенное вовлечение ребенка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Цель проекта: успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к ДОУ, путем использования малых форм фольклора.
Задачи проекта:
- Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
- Наладить эмоциональный контакт с воспитателем.
- Способствовать психоэмоциональному развитию каждого ребёнка.
- Вызвать у детей интерес к малым формам фольклора.
- Формировать и обогащать словарный запас детей.
- Вызвать у родителей желание принимать активное участие в педагогическом процессе.
Гипотеза. Процесс адаптации у детей первого младшего возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном использовании в работе малых форм фольклора.
Участники: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Сроки: сентябрь, октябрь.
Формы, методы, приемы: пальчиковые игры, хороводные игры, чтение песенок, потешек, прибауток в режимных моментах, кукольный театр (настольный, пальчиковый, би-ба-бо), слушание аудиозаписей детских фольклорных произведений.
Предполагаемые результаты проекта:
- Благоприятное течение периода адаптации у детей.
- Создание комфортной обстановки для детей в группе.
- Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом.
- Обогащение и активизация словаря ребенка.
Этапы:
#1055;одготовительный.
- Знакомство с семьей ребенка для установления контакта.
- Определение уровня подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения.
- Подбор необходимой литературы по вопросам адаптации.
- Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, прогулках.
- Анкетирование родителей.
- Оформление информационного стенда на темы: «Адаптация», «Первый раз в детский сад», «Песенки – пестушки в жизни детей»;
- Папка – передвижка «Наши пальчики играли…», с фольклорными произведениями, сопровождающими игры с пальчиками;
- Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, уголок ряженья, кукольного театра, игровые зоны, и пр.)
2. Основной
- Создание благоприятной среды для оптимизации течения процесса адаптации.
- Игровая деятельность (русские народные подвижные игры, пальчиковые игры);
- Занятия (речевые игры);
- Прослушивание аудиозаписей русских народных песен;
- Чтение с заучиванием фольклорных потешек , песенок, закличик: « Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, Петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», « Ай лады, лады, лады!», « Дождик», « Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», «Бычок смоляной бочок» « Жаворонушки, прилетите к нам».
- Сюжетно-ролевые игры: « Укладывание Маши спать», « Купание куклы Кати».
- Утренняя гимнастика: «Петушок, петушок…», « Ладушки».
- Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», « Пальчики», « Дождик», « Белочка», « Семья», « Оладушки».
- Театрализованные игры: « Репка», « Теремок», « Курочка Ряба», «В гости к матрешке».
3. Заключительный
- Подведение результатов проекта.
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
- Создание электронной презентации по итогам работы над проектом
- Участие детей в фольклорных развлечениях.
Песенки, потешки, приговорки, используемые в режимных моментах.
Для встречи:
Доброе утро, зайка мой.
Доброе утро, Алёшенька дорогой.
Я Алёшеньку люблю,
Ему песенку спою.
При умывании детей :
Водичка, водичка,
Умой Насте (Кате) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Когда дети моют руки, они сопровождают свои действия потешками:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Или:
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На себя мы любовались.
Во время кормления:
Каша из гречки, где варилась?
В печке!Всем по-немножку:
гусям на дорожке,синицам в окошке,
досталось по ложке собачке и кошке,
Варилась и прела,чтобы Катя ела, кашку хвалила.
Или:
Умница, Катенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Или:
Варись, варись кашка
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись кашка сладка,
Из густого молока,
Из густого молока
Да из мелкой крупки
У того, кто кашу съест
Вырастут все зубки!
При одевании детей на прогулку:
Мы наденем Мишке,
Теплые штанишки,
Мы наденем Мишке
Валенки малышки.
Или:
Вот они, сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Процесс пробуждения детей тоже сопровождается потешками, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся наш дружок,
Встань, наш Мишенька дружок.
Или:
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь.
При пробуждении всей группы детей используется игровой приём с куклой.
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку заправляем.
Вот так, вот так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим.
Вот так, вот так.
Таким образом, фольклор способствует ещё и приучению детей к порядку.
На занятии по изобразительной деятельности «Дождик, дождик….»
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Брызни в поле пуще-
Станет травка гуще!
Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. С помощью потешки можно вызывать у ребенка желание двигаться, включиться в совместное игровое упражнение:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша Оленька (Настенька) пойдет,
Через киску упадет!
Или:
Скачет зайка маленький,
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай- ка.
Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например:
Пальчики, пальчики,
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Этот пальчик Машенька,
Этот пальчик Сашенька,
Посередочке Сергей,
А за ними Алексей,
Ну а этот Гришка,
Гришка – шалунишка.
Или:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Игровое занятие в младшей группе с элементами фольклора
"Во дворе у бабушки"
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке в деревню. Но для начала приведем себя в порядок: почистим зубки, «расчешем» язычки, прополощем рот (артикуляционная гимнастика), со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):
-С добрым утром, глазки!
-Вы проснулись»?
-С добрым утром, ушки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, ручки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, ножки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, солнце!
-Мы проснулись!
Вот мы и готовы отправиться в путь.
Сегодня мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у ва с- детеныш лошади (дети- жеребята ).Садимся и скачем по дорожке( цокая язычком):
По дорожке ровной, гладкой
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок-
Скачет резвый табунок.
Вот мы и прискакали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:
Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошко!
Солнышко - нарядись!
Красное – покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки
(Появилось солнышко). Что мы с вами делали? Закликали солнышко.
Вот и домик бабушки, постучимся к ней. ( Дети стучат в домик, Я ухожу за домик и одеваю платок и юбку)
Бабушка:
-Здравствуйте, детушки- малолетушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. Я люблю с гостями играть. А вы играть любите? А загадки отгадывать? Слушайте мои загадки, о ком они:
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый.(свинья)
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком
Мяу! Как мне часто снится
Блюдечко с молоком. (кошка )
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком.. (собака).
Я копытом стучу, а когда скачу, скачу
Грива вьется на ветру. (конь).
Хорошо вы умеете отгадывать загадки. А теперь вставайте в круг и скажите , что умеет делать : кошка, корова, собака, свинья? Молодцы. Пока мы с вами играли мои, домашние животные спрятались. Помогите мне их найти.
Игра « Путаница» – найди, какие животные здесь спрятались.
У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? ( Дети рассказывают мирилку: Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись ….
Теперь они будут жить дружно.
Ой, ребята, а вот бычок и жеребенок очень хотят играть в прятки , а кто будет водить – решить не могут. Чтобы не обидно было надо их посчитать. Кто может посчитать друзей?
Считалка: Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три, Начинаешь ты!
Вот и хорошо, мы нашли ведущего. А теперь давайте и мы поиграем. Я знаю веселую потешку, давайте ее покажем:
Шел старик дорогою, нашел козу безрогую.
Давай коза попрыгаем, ножками подрыгаем,
Глазками похлопаем, ножками потопаем.
А коза бодается, а старик ругается.
Ребята, а вы знаете, что такое небылицы? (Это то, чего не бывает). Послушайте, бывает такое или нет:
У меня есть утенок, у него синие лапы, зеленый клюв, красивый хвост.
Моя корова Ночка очень громко хрюкает.
А вчера кошка Мурка начала бодаться.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу, быстро дайте мне ответ это правда или нет.
Мой кот Васька устал играть с Шариком и чтобы ему быстрее уснуть споем ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как ее надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:
Котя, котинька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать
Мою детоньку качать,
Уж как я тебе коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога, да кувшин молока.
Вот котик и уснул. Давайте и мы отдохнем. ( Дети садятся на пол в свободную позу, закрывают глаза и слушают музыку)- релаксация.
. А теперь давайте поиграем в «добавлялки»:
Ок-ок-ок- стоит в поле….(теремок)
Су-су-су- петушок поймал ….(лису)
Цо- цо- цо – снесла курочка ….(яйцо)
Ек- ек- ек- не садись на ….(пенек).
А теперь пришла пора прощаться: скажем « До свидания» бабушке. (Ухожу переодеваться за домик). Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке: цок, цок, цок.
Мы вернулись в детский сад. Встанем в круг и скажите, вам понравилось занятие? Где мы были, что делали?
А теперь скажите тихо: «Мы молодцы», громче, еще громче.
На этом мы заканчиваем наше занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация адаптационного периода к условиям детского сада
Материал может быть использован воспитателями в процессе прохождения детьми адаптационного периода....
Консультация для родителей «Адаптационный период к условиям детского сада у детей раннего возраста»
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из ...
Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»
Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....
Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период.
Адаптационный период-серьезное испытание для малышей. Ребята вступают в важный период жизни-они идут в детский сад,и как пройдет период адаптации,во многом зависит от родителей,но и от нас,воспитателе...
Консультация «Использование фольклора в адаптационный период к условиям детского сада»
Адаптация ребёнка в детском саду является важным периодом в его жизни. Дети впервые дни посещения детского сада скучают по дому, плохо кушают, много плачут. Чтобы успокоить малышей, поддержать и созда...
Буклеты для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду", "Сенсорное развитие детей раннего возраста".
Данные буклеты созданы для родителей дошкольников. Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОО и значение сенсорного развития детей раннего возраста....
Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада, особенности развития детей 1,5–3 лет»
Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада, особенности развития детей 1,5–3 лет»...