Игры с песком и песочным планшетом как эффективное средство образования и развития детей дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИГРЫ С ПЕСКОМ И ПЕСОЧНЫМ ПЛАНШЕТОМ
КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.Г. Москвина, Е.А. Никитенко, И.В. Панина
АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 157 «Светлячок» г.о. Тольятти
В современной педагогике достаточно высок интерес специалистов дошкольного образования к организации образовательной деятельности детей с использованием разнообразных средств познавательного и творческого развития. Одним из таких средств является песок.
Песок – это и универсальный сенсорный материал, и предметно-игровая среда, а также материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания.
В работе с дошкольниками педагоги нашего детского сада используют универсальные развивающие системы, которые стимулируют творческие и интеллектуальные способности детей: песочные столы с подсветкой и индивидуальные песочные планшеты.
Игра в песок, особенно для малышей является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Понимая это, наши педагоги активно используют световые песочные столы в период адаптации детей к детскому саду.
Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и ему на помощь приходят игры с песком. Педагог естественным путем, через игру на песочном столе, может сообщить детям правила поведения в группе, нормы общения со сверстниками и взрослыми. Световые эффекты песочного стола создают у детей ощущение волшебства и сказки, поднимают настроение, снижают психическое и физическое напряжение.
Используя данную форму деятельности, мы решаем следующие задачи:
– снижение у детей психического и физического напряжения;
– развитие у детей тактильной чувствительности и мелкой моторики рук;
– создание естественной среды, в которой дети чувствуют себя комфортно и непринужденно;
– совершенствование у детей умений и навыков общения со сверстниками;
– сенсорное развитие детей.
Исходя из вышеперечисленных задач, на ранних этапах знакомства детей с песком педагоги могут предложить детям раннего и младшего дошкольного возраста упражнения, указывающие на возможность различных тактильных манипуляций с песком:
– просеять песок между пальцами, ладонями;
– погрузить пальцы, ладони, руки в песок;
– создать горы, холмы, пещеры, тоннели, ямы;
– выполнить отпечатки своих ладоней, кулачков и различных предметов на песке;
– нарисовать ребром ладоней различные линии;
– создать рисунки и узоры на влажном песке;
– заполнить песочные формочки сухим и влажным песком;
– спрятать или найти в песке предметы и др.
Песок не перестает быть интересным и для детей старшего дошкольного возраста. Они с увлечением конструируют из песка замки, лабиринты, крепости. Поэтому игры на песочных столах в детском саду организуются для детей старшего дошкольного возраста по-разному: начиная от самостоятельной деятельности в одиночку, заканчивая индивидуальной или групповой формой работы с педагогом.
Все эти формы деятельности на песочных столах имеют свои и преимущества, и недостатки, которые педагог синтезирует и анализирует в ходе своей работы с дошкольниками.
С детьми старшего дошкольного возраста эффективны в использовании также и индивидуальные песочные планшеты.
Методы и приёмы, которые можно использовать для проведения игры с песочным планшетом: дискуссии, беседы, экологические игры, игры- коммуникации, исторические игры, познавательные игры, проекты, рисование цветным песком или цветной морской солью и другие.
При организации игрового и образовательного процессов с песком условно можно выделить пять этапов.
1. Знакомство с песочным планшетом.
2. Демонстрация возможностей использования песочных планшетов.
3. Составление правил игры на песке.
4. Выполнение заданий на планшете.
5. Завершение выполнения заданий. Фиксация результатов в дневниках.
Использование песочных планшетов позволяет решить комплекс познавательных и развивающих задач. По мере взросления детей упражнения усложняются. Например, педагог, решая задачи формирования элементарных математических представлений дошкольников, может использовать следующие темы:
– «Что справа, слева, сверху, снизу?» (дети определяют и называют местонахождение предмета в песочнице);
– «Волшебные превращения» (педагог рисует круг каждому ребёнку, а дети воображают, что может получиться из этого круга: яблоко, часы, помидор, человечек, солнце, мяч);
– «Лабиринты» (дети находят путь от пункта А к пункту Б);
– «Какая цифра потерялась?» (дети распознают не полностью зарытые цифры по фрагментам);
– «Геометрические рисунки» (дети по образцу, а потом по собственному замыслу, рисуют узор из геометрических фигур);
– «Счетные палочки» (дети составляют заборчик из определенного количества палочек одного цвета).
Решая задачи формирования у детей навыков чтения с помощью песочных планшетов, педагог детям предлагает такие задания:
– «Найди букву» (дети ищут спрятанные буквы в песке);
– «Что за буква спряталась?» (дети распознают не полностью зарытые в песке буквы по фрагментам);
– «Напиши букву на песке» (дети копируют букву с образца или по памяти);
– «Какая буква потерялась?» (дети дописывают на песке недостающие буквы в слове).
В детском саду использование песочных планшетов широко применяется с целью развития речи детей. Ребята создают на песочном планшете «песочную картину», а затем придумывают по картине рассказ.
Свой рассказ дети сопровождают действием героев по песочному планшету, вносят коррективы и предлагают свои варианты развития сюжета. Так в руках детей картина оживает, превращаясь в интересный сюжет.
Песочные планшеты также эффективны и в развитии у дошкольников художественно-творческих способностей. Ребята создают удивительные картины с использованием различного изобразительного и бросового материала: стеклярусы, бусины, камни, шишки, палочки и др. Рисование по песку снижает у детей тревогу сделать «не так», ведь на нем легко все исправить и изменить.
С целью фиксации результатов деятельности с песком детей старшего дошкольного возраста ведется дневник «Путешествие в мир песочных фантазий». Ребята в ходе каждого занятия заполняют страницы дневника-путешествия, где отмечают выполнение заданий: количество найденных сокровищ, спрятанное слово и т.д.
В летний период игры с песком осуществляются и на территории детского сада: на групповых участках и в центре «Клуб юных археологов». В центре находится большая песочница, в которой располагаются различные задания для раскопок.
Также имеются стеллажи с необходимой литературой, дневниками «Юных археологов» и необходимым инвентарем для раскопок. Имеется мини-лаборатория, в которой находятся: лупа, микроскоп, магниты, другие материалы и оборудование для изучения детьми найденных предметов.
Так ребята, найдя какой-либо предмет, затем изучают его свойства, описывают внешний вид, способы действия с ним, назначение. Узнать свойства предмета дети могут в лаборатории, где они могут проверить: тонет предмет или нет, гладкий предмет или шершавый, твердый предмет или мягкий, магнитится предмет или нет и другие свойства. В дневнике ребята фиксируют все данные. Корреспондент делает фотографии с места раскопок, затем фотографии распечатываются и вклеиваются в дневник. Так в течение лета создается настоящая научная книга.
Обязательно на видном месте располагаются правила для участников клуба.
1. Распределите роли между всеми участниками клуба (археолог, ученый, корреспондент). Ребята могут брать несколько ролей по мере выполнения заданий, но необходимо чтобы все они были выполнены.
2. Находясь в песочнице, будь осторожен, рядом с тобой может находиться коллега. Ребята должны помнить, что с песком нужно обращаться аккуратно, не кидать песок, так как он может попасть в глаза. С инструментами для раскопок также нужно быть осторожными, чтобы не поранить других ребят.
3. Найдя сокровище, передай его в научную лабораторию для определения его свойств, назначения.
4. Помоги корреспонденту сфотографировать находку и расскажи о ней все, что знаешь. Ребята фотографируют найденный предмет, а также заполняют дневник, по заметкам в котором могут о нем рассказать.
Ребята не только участвуют в раскопках (находят закопанные сокровища), но и сами оставляют задания для ребят других групп. Данные задания позволяют эффективно решать задачи развития у дошкольников ориентировки в пространстве. Ребята размещают по всей площади песочницы секретики, клады. Далее на плане песочницы, условными обозначениями отмечают секретные места. Ребята с интересом и увлечением отправляются на поиски сокровищ.
Таким образом, организация образовательной (совместной и самостоятельной) деятельности с использованием таких средств как песочные столы и планшеты, побуждают детей дошкольного возраста к более быстрому выполнению поставленных целей и задач, креативному решению и нестандартному мышлению.
Деятельность, проводимая в песочнице и с использованием песочных планшетов, позволит сделать образовательный процесс в дошкольной образовательной организации непринужденным и естественным, приносящим удовольствие не только детям, но и взрослым.
Литература
1. Абраменкова В. Возвращение песочницы, или как создать игровое пространство // Учительская газета. № 20. 2000. С. 5.
2. Гаврик А. В., Ратникова Е. В. Игры на песке. СПб. : Речь, 2013. 144 с.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 50 с.
4. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. М. : ИНТ, 2010. 94 с.
5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 60 с.
6. Стебенева Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста // Школьный психолог. № 11. 2001.120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как эффективное средство в речевом развитии детей дошкольного возрастаВ настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, какие имеющиеся педагог...
Песочная анимация как средство обучения и развития детей дошкольного возраста
Песочная анимация — (рисование при помощи песка) появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, Ференца Цако и др. положил начало новому виду искусства – рисованию п...
Флипбук – эффективное средство обучения и развития детей дошкольного возраста
Флипбук – эффективное средство обучения и развития детей дошкольного возраста...
Деловая игра для педагогов "Семейные ценности и традиции как средство духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста".
Деловая игра проводится во время методических объединений, педагогических советов. Педагоги совместно ищут решение поставленных задач, выделяют основные семейные ценности и традиции....
Песочная Анимация как средство обучения и развития детей дошкольного возраста
Обучение дошкольников песочной анимации...
«Песочная анимация как средство обучения и развития детей дошкольного возраста»
laquo;Песочная анимация как средство обучения и развития детей дошкольного возраста» Песочная анимация — (рисование при помощи песка) появилась в 1970-х годах XX-го века. ...
Клуб «Позитивный малыш» как эффективное средство социально – эмоционального развития детей дошкольного возраста 5-7 лет в том числе с ОВЗ (тяжёлыми нарушениями ре
Современная эпоха стремительно меняет человека, его мировоззрение, предъявляет новые требования к его труду. Важно, чтобы наши дети чувствовали себя уверенно в изменяющемся мире и знали, что их навыки...