Сторителлинг в детском саду
методическая разработка

Бутова Елена Александровна

Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Круглосуточное использование гаджетов, отсутствие живого речевого общения. Отсутствие свободного времени у родителей приводит к дефициту речевого общения с детьми.

Как результат - негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность в себе, безволие, склонность к жестокости. 

Одна из основных  задач  педагога – выбрать  оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника.  Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storitelling.pptx2.12 МБ
Файл storitelling_otchet.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи и творческих способностей детей с помощью технологии «Сторителлинг» Отчёт по самообразованию Бутовой Е.А.

Слайд 2

Актуальность Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Круглосуточное использование гаджетов, отсутствие живого речевого общения. Отсутствие свободного времени у родителей приводит к дефициту речевого общения с детьми.

Слайд 3

Цель: повысить компетентность в области речевого развития, развить творческий потенциал педагога.

Слайд 4

Задачи: Познакомиться с технологией «Сторителлинг» Проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме Разработать методические и дидактические материалы для работы с новой технологией Разработать перспективный план по взаимодействию с родителями по технологии «Сторителлинг»

Слайд 7

Метод сторителлинга позволяет

Слайд 9

ИНФОГРАФИЯ

Слайд 10

Майнд-мэп

Слайд 11

СКРАЙБИНГ

Слайд 13

Структрура

Слайд 14

Наиболее важные моменты при создании историй Какой должна быть история? История должна быть убедительной, правдивой История должна быть трансформируемой Историю нужно сделать живучей Правила техники рассказа: Визуальный контент Учёт возраста детей и их настроения Рассказ историй от первого лица Доступность языка, яркие герои Открытые вопросы в адрес детей Смена сюжета повествования, его последовательности и окончания.

Слайд 15

Что используют при работе с данной технологией: Кубики историй Капсулы киндер сюрпризов ( Story basket ) Карта с историями - Story map (на обоях, на ковре и др.) Легоконструирование Сундучок историй Прогулка за историями Книги виммельбух Конверт-доска Карты Проппа Игры-бродилки Интеллект-карты Круги Луллия Кубики историй Капсулы киндер сюрпризов Сундучок историй Легоконструирование Книги виммельбух Конверт-доска Круги Луллия

Слайд 17

Используя технику сторителлинга, педагог: - создает комфортную обстановку во время занятия; -формирует эмоциональный настрой; - снижает уровень тревожности; - активизирует речемыслительную деятельность; - помогает усваивать новый или обобщать пройденный материал; - пользуется доверием и завоевывает авторитет воспитанника. - позволяет разнообразить образовательную деятельность с детьми; - заинтересовывает каждого ребёнка в происходящем действии; - учит воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию.

Слайд 18

Благодарю за внимание



Предварительный просмотр:

1слайд.  Отчёт по самообразованию Бутовой Е.А. на тему: «Развитие речи и творческих способностей детей с помощью технологии «Сторителлинг»

2 слайд. Актуальность Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми. Круглосуточное использование гаджетов, отсутствие живого речевого общения. Отсутствие свободного времени у родителей приводит к дефициту речевого общения с детьми.

Как результат - негативное влияние на эмоциональное состояние детей, неуверенность в себе, безволие, склонность к жестокости. 

Одна из основных  задач  педагога – выбрать  оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника.  Совсем недавно я обратила своё внимание на такой новый интерактивный метод, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что помогает не только развить речь ребёнка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников. 

3 слайд Цель – повысить компетентность в области речевого развития, развить творческий потенциал педагога.

4 слайд   Задачи:

  • Познакомиться  с технологией «Сторителлинг»
  • Проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме
  •  Разработать методические и дидактические материалы для работы с новой технологией
  • Разработать перспективный план по взаимодействию с родителями по технологии «Сторителлинг»

5слайд  Работа над данной темой состояла из 4 этапов.

  • Изучение методической литературы
  • Знакомство с разными техниками и способами составления историй
  • Создание РППС
  • Внедрение в деятельность с детьми

6 слайд Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы. Они быстро запоминаются, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей сильнее.

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа. Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних корпоративных коммуникаций. В настоящее время данная техника активно используется и в образовании.

Сторителлинг рассматривается, как – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

7 слайд Метод сторителлинга позволяет:

∙ разнообразить образовательную деятельность с детьми;

 ∙ заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

∙ научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

∙ обогатить устную речь дошкольников;

∙ облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

8 слайд  Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга:

1.В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и пр., которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории

          2.В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, задачи и цели. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только теоретического, но и практического знания,  которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается.  Оно особенным   способом выражается в практической продуктивной деятельности и предполагает   собой передачу  умений и навыков.

       3.Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется         визуальными компонентами (видео, скрайбинг, инфографика).

  • Инфографика (сл.9) — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого,  является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Основная цель инфографики – информирование.  В ДОУ педагоги часто используют мнемотехники для заучивания стихотворений и развитию связной речи по опорным картинкам и схемам. Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов.
  •  Майнд-мэп (сл.10) Википедия даёт нам следующее определение: диаграмма связей, известная также как интеллект-карта, карта мыслей (сопровождается показом ментальных карт из опыта работы). Майнд-мэп - это методика графического представления информации, изобретенная британским ученым Тони Бьюзеном.
  •  Скрайбинг (сл.11) - (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки. Скрайбинг — это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации,изобретенная британским художником Эндрю Парком. Речь выступающего иллюстрируется с помощью фломастера «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги). В детстве мы все скрайберы. Ведь дети раньше научились рисовать, чем писать. Изображают простые картинки и показывают родителям, объясняя, что это. Задействуя, одновременно слух, зрение и воображение ребёнок не только лучше понимает, но и запоминает. Самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование. А еще скрайбинг поможет детям приобрести качества, которые в будущем станут их опорой - это логическое, образное, креативное мышление, способность эффективно работать в команде, принимать быстрые, практические решения.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

  • Скрайбинг рисованныйКлассический вариант скрайбинга. Ребенок рисует параллельно с текстом. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.
  • Скрайбинг - аппликация. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются)  готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.
  • Скрайбинг магнитныйПохож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
  • Скрайбинг – фланелеграф. Крепится на фланелеграф.
  • Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

Видео  - составление, озвучка мультфильмов и другое.

12 слайд Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями. В качестве примера

применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно

просто учить правила поведения (может быть классическим и активным).

Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме. Информацию, которую

нужно донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на

занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом

повышается интерес ребёнка (классический сторителлинг).

Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире. 

Это подходит для закрепления материала, так как

позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия

могут строиться по типу квестов (активный сторителлинг).

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике. Поиск способа

решения проблемы с наилучшим результатом (активный сторителлинг).

13 слайд Структура

Вступление. Вступление, как правило, должно быть коротким. Оно представляет немаловажную значимость, ставя вопрос или обозначая проблему, которую необходимо решить. Совершить это необходимо так, чтобы вызвать у детей интерес и увлечь его. В случае если дети, слушая, витают в облаках, то вступление перед началом истории должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление к истории должно быть связано с главной темой. Оно сосредотачивает внимание детей на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые в завершении истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно обращаться к реальному опыту детей. Вступление в истории не должно включать в себя подсказки к решению проблемы рассказываемой истории.

Развитие событияЗдесь выявляется сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей. Эта часть дает возможность основательнее

проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Данная часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает определенное напряжение. Ситуация не становится разрешенной. По сути, она становится все напряженнее.

Кульминация. Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.

Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

14 слайд Правила

Какой должна быть история

История должна быть убедительной, правдивой

История должна быть трансформируемой

Историю нужно сделать живучей

Правила техники рассказа:

Визуальный контент

Учёт возраста детей и их настроения

Рассказ историй от первого лица

Доступность языка, яркие герои

Открытые вопросы в адрес детей

Смена сюжета повествования, его последовательности и окончания.

15 слайд. 

  • На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Кубики Историй – это уникальная настольная игра-пособие жанра storytelling, развивающая фантазию и речь.  
  • Story basket (капсулы киндер-сюрпризов).
  •  Story map (карта на обоях) С помощью этой карты можно сочинять истории о каком – нибудь выдуманном месте. Разложив ее на полу или столе, маленькие фигурки могли по ней передвигаться. Ребенок, передвигая фигурки  и сочиняет историю. Еще одно из важных    моментов эту карту дети рисуют сами.
  • Легоконструирование.
  • Сундучок историй Самая универсальная из сюжетных подсказок, так как в сундучке собраны разные картинки, рисунки и фото по разным темам.Используется по типу кубики историй
  • Прогулка за историями Одно из самых любим детьми занятий, Ведь если попросить детей  во время прогулки, надев волшебные очки подметить 5 предметов, а потом зарисовать их и использовать в своих историях,  то прогулка превращается в стоящее приключение. Можно сделать фотографию, узнать например, о насекомых в интернете, спросить Алису. Благодаря этому возникают целые проекты, такие как: Как живут муравьи? Как долго живут бабочки? Какую пользу приносит подорожник? Где живет шмель? И т.д.
  • Книги виммельбух Существует отдельное направление детских книг, именуемое виммельбухами. Появились они в Германии. По содержанию они представляют собой книгу большого формата с небольшим количеством разворотов. В них нет текста либо он минимален, а на страницах – множество мелких изображений. Такие книги хорошо тренируют память и внимание  в зависимости от того, для какого возраста они рассчитаны, можно некоторые из них использовать для развития сочинительства.   Чаще с маленькой подгруппой детей или для индивидуальной работы.
  • Конверт-доска Конверт-доска (от англ. сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.
  • Карты Проппа. Это игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказок. Так как В. Я. Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками
  •  Игры-бродилки
  • Интеллект-карта
  • Круги Луллия

16 слайд Для младшего возраста я решила использовать:

Кубики историй (они используются по объединяющим понятиям, по подвидам, для составления словосочетаний, для составления предложений)

Капсулы киндер-сюрпризов

Легоконструирование

Сундучок истории (в нём находятся сюжетные картинки, предметные)

Прогулка за историями (надевают очки и выбирают несколько предметов)

Книги виммельбух

Конверт – доска (на доске лист бумаги и

Круги Луллия

17 слайд Используя технику сторителлинга, педагог :

- создает комфортную обстановку во время занятия;

-формирует эмоциональный настрой;

- снижает уровень тревожности;

- активизирует речемыслительную деятельность;

- помогает усваивать новый или обобщать пройденный материал;

- пользуется доверием и завоевывает авторитет воспитанника.

- позволяет разнообразить образовательную деятельность с детьми;

- заинтересовывает каждого ребёнка в происходящем действии;

- учит воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Сторителлинг - новый метод в детском саду

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, она направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и о...

Консультация для воспитателей "Использование техники сторителлинг в работе с детьми детского сада"

Данный материал рекомендуется, как ознакомительный с техникой сторителлинг. Возможно использование в своей работе в группе, в коллективе...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...