Конспект мастер_класса "Рисуем музыку"
материал

Томашевская Елена Михайловна

Конспект мастер_класса "Рисуем музыку"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса для педагогов "Рисуем музыку"

Цель: ознакомить с методом выражения собственных чувств и эмоций, возникших в результате восприятия музыкального произведения, через цвет, форму, линию, образ.

Задачи:

• научить приемам передачи настроения музыкального произведения через художественные средства изображения;

• развивать творческие способности, фантазию, образное и ассоциативное мышление;

• воспитывать эстетический вкус, интерес к классической музыке;

• провести рефлексию участников мастер-класса по результатам творческой деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фонограмма, цветные карандаши, краски, альбомные листы.

Ход мастер-класса

Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вам, поприветствовать друг друга. Вы сейчас представляете симфонический оркестр, в котором большое разнообразие музыкальных инструментов. В оркестре есть определенные правила, он не играет без команды дирижера. Если они будут играть без команды, то у них не получится музыки. Поэтому, пожалуйста, ждите, когда я вам кивну, и только тогда вы начинаете хлопать (ритмический рисунок) Молодцы!

Я рисую музыку не в тетради нотной,

Я рисую музыку на живом холсте.

Я рисую музыку кистью рукотворной

Я рисую музыку у себя в душе.

Красивые строки, не правда ли?

Мы сегодня поговорим о том, как можно выразить собственные чувства, возникшие в результате восприятия музыкального произведения через цвет, форму, линию, образ, иначе через рисунок.

Можно ли нарисовать музыку?

Ожидаемые ответы слушателей: Рисовать музыку очень сложно, ведь мы её не видим!

Действительно, странно звучит – «рисовать музыку». Её можно исполнять, слушать, сочинять, читать о ней стихи, рассказывать… Но если можно о ней сочинять стихи или рассказывать, то почему нельзя рисовать? Но как? Сегодня мы разберем несколько вариантов, которые можно применять в работе с детьми.

Музыка во все времена занимала особое место в жизни человека. Но для того, чтобы её нарисовать, человек должен не только слушать музыку, но и уметь слышать её! Природа щедро наградила человека музыкальностью. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг него звуков. Если внимательно оглядеться по сторонам и прислушаться, вы поймёте, что музыка повсюду: в маленьком ручейке, который весело журчит, в дожде, который барабанит по крыше, в нежно поющей птице — разве это ли не музыка?

Давайте разберемся: живопись и музыка – что может быть общего между ними? Да то, что музыка, как и живопись может изображать, т. е. рисовать. И живопись, и музыка вызывают определенные чувства. Слушая музыку, мы можем представить какие-то образы, картины.

В чем разница?

1. Живопись мы видим, музыку мы не можем видеть – это абстрактное искусство, но можем ее слышать.

2. Музыка измеряется во времени, она звучит определенное время, а картину можно рассматривать бесконечно.

Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто её создал, а также мысли и чувства тех, кого она изображает. У музыки может быть свое настроение, свой характер. Во время прослушивания какого-нибудь музыкального произведения необходимо сосредоточиться и попробовать «увидеть», что изображается музыкой. Это может быть пейзаж, летящая тройка, просыпающаяся природа, звенящий в небе жаворонок. Не бойтесь фантазировать. Как же нам нарисовать музыку?

При помощи чего мы можем передать настроение в рисунке? (При помощи цвета). Сравните звуки в музыке с красками в живописи: для грустной музыки подойдут холодные, неяркие цвета, для весёлой — яркие и тёплые. Или, слушая музыку, представьте, что она изображает человека. Нарисуйте его портрет, но уже без красок, карандашом одного цвета. Для выполнения таких работ песни лучше не брать, потому что слова будут «отвлекать» от собственных фантазий, и вы изобразите то, о чем сказано словами.

Детский возраст является наиболее благоприятным периодом для развития музыкальных способностей ребёнка. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в этот период создаёт фундамент музыкальной культуры человека.

Рисование под музыку принесет ребенку не только удовольствие от процесса, но и:

• научит различать особенности музыки: ритм, тембр, мелодику;

• обеспечит выражение эмоций – важный момент для психического здоровья;

• поможет развить воображение;

• посодействует формированию уверенности в себе;

• привьет любовь к искусству;

• сформирует разносторонне развитую личность.

Такое творческое занятие как рисование под музыку не требует особенных затрат и организовать его под силу любому. Рисовать можно чем угодно: красками, карандашами, мелками.

Вариант 1.

Можно попробовать нарисовать абстракцию.

Абстракция – это рисунок, на котором нет узнаваемых образов – ни человека, ни предмета, а только линии и цвет.

Включите музыку. Дайте инструкцию: «Закрой глаза. Посидите тихонько и послушайте музыку». П. И. Чайковский – Времена года. Октябрь

Попробуйте представить, какого цвета эта музыка?» После прослушивания спросите: «Что вы представили, слушая музыку?»

Для начала дается задание составить на палитре гамму оттенков, которые могут соответствовать лирическому музыкальному произведению, нежному или грустному.

Еще мы выясняем, что линии плавные больше подходят для спокойной музыки, а ломаные лучше передают ритм. Взяв один из выбранных оттенков, намечаем несколькими линиями построение картины. Стараемся, чтобы оно не напоминало живые или неживые объекты. Прокрашиваем части картины, вводя более светлые оттенки. Стараемся как бы «отпустить» руку, рисовать легко, почти не задумываясь, интуитивно. Добавляем новые оттенки, стараемся отойти от явно выделяемых образов, наращиваем объем и темп. После того, как гуашь высохнет (или просто подсохнет немного, можно снова включить воображение и дорисовать абстракцию более насыщенным цветом и более густым (чтоб не расплывался).

Вариант 2.

Включите музыку. Дайте инструкцию: «Закрой глаза. Посидите тихонько и послушайте музыку». А. Вивальди – Осень. Allegro

Попробуйте представить, какого цвета эта музыка?» После прослушивания спросите: «Что вы представили, слушая музыку?»

Выбираем цветовую гамму. Первым цветом намечаем ритм будущей картины. У нас это ломаные ступеньки или молнии. Этим же цветом рисуем пятна. Они рисуются легко, произвольно, уплотняя цвет.

Выбираем второй цвет. Пара выглядит достаточно контрастно и необычно. Это сочетание конечно, вызывает какие-то тревожные ассоциации. Мазки и пятна кладутся рядом, чуть выше или чуть ниже первого цвета.

Теперь можно взять глубокий, темно цвет. Он заполняет пустоты и провалы, рождает при смешивании с «соседями» интересные оттенки.

Несколько оттенков (другие цвета) завершают рисунок. Прописаны все уголки, на листе не осталось пустых мест, но это еще не все. После высыхания тут можно еще поработать. И вот – тоже цвет, которым мы начинали рисунок, завершает его. Линии и штрихи наискосок пересекают лист, как бы разрезая или надрывая его своим ритмом.

Вариант 3.

Включите музыку. Дайте инструкцию: «Закрой глаза. Посидите тихонько и послушайте музыку». Попробуйте представить, какого цвета эта музыка?» После прослушивания спросите: «Что вы представили, слушая музыку?»

Фрактальный рисунок - это диагностика и коррекция состояния человека, способ самовыражения и самореализации. Метод фрактального рисования был разработан Т. З. Полуяхтовой в 1991 г. Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием, ведь рисунок несет информацию о состоянии души и тела.

Метод фрактального рисунка позволяет:

• Выразить свои чувства линией, цветом и формой;

• Улучшить своё эмоциональное и физическое состояние;

• Избавиться от комплексов;

• Почувствовать себя художником;

• Осознать свой потенциал;

• Изменить самооценку и взаимоотношения с миром;

• Найти гармонию в себе.

Фрактальный рисунок создается весьма необычно: с закрытыми глазами. Это позволяет на время отключить оценочные суждения разума, и проявить полную свободу самовыражения.

Благодаря методу фрактального рисунка становится возможным получить доступ к знаниям, скрытым в самых глубоких слоях подсознания".

Итак, начнем. Нам понадобится простой карандаш. Для чего? А чтобы контур ваших фракталов был очень четко виден. Вы ставите точку на центр того листа, который у вас есть, но как правило это должен быть лист формата А-4. Листочек всегда кладется горизонтально. Поэтому, пожалуйста, если у кого-то вертикально переверните его. Находим серединку и ставим ручку, закрываем глаза. Учитель дает команду, когда начать и когда закончить. Условие таково, что мы рисуем одной линией от начала до конца не останавливаясь, пока не скажу стоп. То есть отрывать руку несколько раз в данной работе по условиям не положено. Далее, самое главное задавать себе команду «Что я рисую?». У психологов есть такое понятие «рука знает». А она действительно знает, позвольте ей насладиться красотой музыки, потанцевать, порисовать. А вы впустите музыку в себя и растворитесь в музыке, думайте о чем угодно, вот какие мысли навевает вам эта музыка. И просто отдохните. Перед вами лист бумаги, в руках карандаш, вы ставите ручку на цент листа, наслаждаетесь наикрасивейшей музыкой и рисуете.

Paul Mauriat - Love Story

Готовы? Закрываем глаза, некоторое время музыка звучит тихо, для того чтобы вы настроились и потом командую «начали». (Дается время секунд 40-60, а потом говорю «стоп»).

Вы увидели паутинку, которую вы нарисовали. Маленькие детки назвали бы эту работу каляка-маляка. А теперь посмотрите какая она у вас бесподобная. Что внутри нее вы можете найти, если хотите можете найти образ, тогда вы можете объединить несколько фракталов и не зависимо от того что у вас внутри много фракталов их закрасьте одним цветом. Если образы не найдены, тогда внимание, каждый фрактал мы прорабатываем своим цветом.

Выбираем необходимые вам цвета карандашей и закрашиваем ваш рисунок.

-Обратите внимание на доску. Посмотрите, какие разные образы мы сегодня создали, что доказывает: каждый воспринимает музыку по- своему. Это наше внутреннее состояние, зеркало нашей души.

- И в завершении, хочу напомнить вам то, о чем мы говорили в начале мастер-класса. Музыка окружает нас всегда и всюду. Как здорово, что она у нас есть. И как здорово, что мы с вами встретились!

Пусть музыка создает в вашей жизни яркие и счастливые картины!

Надеюсь, что этот мастер-класс вдохновит вас и поможет вам в вашей работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музыке «Пусть всегда звучит музыка»

1.     Учить рассуждать о средствах музыкальной выразительности, употреблять некоторые музыкальные термины: минор, мажор, пиано легато, стаккато.2.     передава...

КОНСПЕКТ НОД ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ» для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ НОДОБЛАСТЬ «МУЗЫКА»«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУЗЫКИ»для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по музыке «Сказка в музыке»

Цель: 1.Формирование эстетического вкуса, творческих способностей, ярких положительных эмоций в процессе взаимодействия и деятельного общения со взрослым.2.Продолжать знакомство с творчеством композит...

Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование) на тему "Дети рисуют музыку"

Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование)  на тему "Дети рисуют музыку" («Вальс и полночь» из балета «Золушка» С.С. Прокофьев)  «...

конспект НОД по музыке в старшей группе «Сказочные образы в классической музыке»

Цель:-развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки; -вызвать средствами музыки интерес, активность при слушании классической музыки...