дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте
картотека (старшая, подготовительная группа)
Дидактические игры очень эффективны и в патриотическом воспитании. Благодаря дидактическим играм по патриотическому воспитанию можно оказывать определённое воздействие на эти компоненты, решая игpoвую задачу. Кроме того играть можно в любое удобное время и практически в любом месте. В эти игры могут играть как педагоги в вoспитательно-образовательном учреждении, так и родители дома или в путешествии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry.docx | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте.
Дидактические игры очень эффективны и в патриотическом воспитании. Благодаря дидактическим играм по патриотическому воспитанию можно оказывать определённое воздействие на эти компоненты, решая игpoвую задачу. Кроме того играть можно в любое удобное время и практически в любом месте. В эти игры могут играть как педагоги в вoспитательно-образовательном учреждении, так и родители дома или в путешествии.
Игра «Наша страна».
Цель игры: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Оборудование: иллюстрации, фотографии
Ход игры: взрослый показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
Игра «Я имею право...»
Цель игры: Расширить область правовых знаний детей.
Оборудование: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
Игра «Какие праздники ты знаешь?»
Цель игры: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Оборудование: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: Взрослый начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
Игра «Что нужно артиллеристу?»
Цель игры: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию. Ход игры: Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь, фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).
Игра «Кем я буду в Армии служить?»
Цель игры: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение; воспитывать гордость за нашу Отчизну. Ход игры: Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию. Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет
Игра «Кто защищает наши границы?»
Цель игры: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры На карте России взрослый показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.
Игра «Составь карту»
Цель игры: Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры: Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д. Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.
Игра «Отгадай военную профессию»
Цель игры: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры: Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.
Игра «Соберём картинку»
Цель игры: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию. Ход игры: Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины. Предложить собрать из частей целое изображение. Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.
Игра «Как прадеды мир отстояли»
Цель игры: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас. Ход игры: Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.
Игра «Кто знает, тот угадает!»
Цель игры: Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города; развивать память, речь; воспитывать наблюдательность, любознательность.
Ход игры: Ребёнок закрытыми глазами берёт на столе одну открытку с видами родного города, затем даёт краткое описание, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента пока место родного города не будет отгадано. Ответивший верно ребёнок, становится ведущим. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ – образец.
Игра «Найди флаг»
Цель игры: Закрепить представления детей о государственном флаге; развивать внимание, память; воспитывать чувство патриотизма.
Хо д игры: взрослый на столе раскладывает открытки с изображением флагов разных стран и даёт детям задание найти Российский флаг. Затем взрослый предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет картинки местами.
Игра «Узнай герб нашей страны»
Цель игры: Закрепить знания детей о государственном гербе; научить узнавать герб среди других стран; развивать внимание, память; воспитывать желание узнать что-то новое.
Ход игры: взрослый предлагает детям рассмотреть государственный флаг России и назвать, из полотен каких цветов он состоит. Далее детям предлагаются разрезные картинки (по принципу пазлы). Дети собирают флаг России.
Игра «В нашем городе гости»
Цель игры: В игровой форме закрепить знания о родном городе; развивать речь, память ;воспитывать любовь к родному городу.
Ход игры: взрослый предупреждает детей, что сейчас к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказать о особенностях климата, о растительном и животном мире, символическом значении герба, называет имя главы города.
Игра «Прогулка по городу»
Цель игры: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, на против, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.
Оборудование: игровое поле зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например: аэропорт, памятники, цирк); карты со стихами-загадками – 10-15 шт.; кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений – 3 шт.; фигурка человечка – 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.
В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей – 3-5чел.
Варианты игры:
Игра «Найди улицу».
Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет взрослый. (Все здания находятся на игровом поле).
Игра «Загадки на улицах города».
В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Взрослый раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем – более удалённые.
Игра «Доберись до дома».
Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома – поставить туда фигурку человечка. Задание – описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.
Игра «Подскажи дорогу».
В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание – объяснить дорогу от датского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.
Игра «Что перепутано?»
Взрослый намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.
Игра «Дополни картинку».
Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.
Игра «Собери мозаику».
Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено
.
Игра «Где находится памятник?»
Цель игры: Учить ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.
Оборудование: Карта-схема города, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.
Ход игры: взрослый предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его место нахождение. Ответивший верно, получает фишку.
Игра «Узнай по описанию»
Цель игры: Закрепить представления о достопримечательностях города, активизировать мышление и вooбражение.
Ход игры: взрослый предлагает послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.
Игра «Знатоки города».
Цель игры: Закреплять знания о памятниках города, развивать память, воображение.
Оборудование: Разрезные картинки с видами памятников города, фишки.
Ход игры: взрослый делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.
Игра «Кто подберет больше слов»
Цель игры: Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города.
Ход игры: взрослый называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например, город … (красивый, древний, большой, любимый и т.д.), башня (круглая, высокая, каменная и т.д)
Игра «Продолжи»
Цель игры: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях города.
Примеры фраз для продолжения.
• Наш город называется...
• Жителей нашего города называют...
Игра «Так бывает»
Цель игры: Учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.
Ход игры: взрослый называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: холодный …. (город зимой), сиреневый …. (город весной, когда цветет сирень), белый … (город весной, когда цветут сады), веселый … (город в праздники - День города, карнавал, Масленица и др.), молодой … (новостройки, молодые жители), мокрый … (город во время дождя, город ранней весной) и т.д.
Игра «Найди отличия»
Цель игры: Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивaть мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Ход игры: взрослый предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались; как и где работали мужчины; как и где работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.
Игра «Всё ли верно? Докажи»
Цель игры: Закрепить знания o городе, активизировать мышление, учить строить фразы-доказательства.
Ход игры: взрослый предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли это оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
Игра «Городские загадки»
Цель игры: В ходе отгадывания загадок закреплять знания о достопримечательностях города, развивать воображение, фантазию, память.
Ход игры: взрослый загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города.
Например. Это здание стоит на... улице. Оно большое, красивое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад.) Это парк в центре города, в нем много красивых деревьев, кустарников. Есть качели, карусели. И т.д.
Игра «Найди лишнюю картинку»
Цель игры: упражнять детей в классификации предметов, ориентируясь на существенные признаки, лежащие в основе родовых понятий, вычленять лишнее. Узнавать знакомые здания, памятники, автомобили. Испытывать чувство гордости за свой город.
Оборудование: Таблицы с изображением группы предметов, относящихся к
одному родовому понятию + один лишний.
Ход игры: Взрослый предлагает внимательно рассмотреть каждый ряд картинок, найти одну лишнюю и обвести ее (закрыть фишкой). Объяснить, почему эта картинка лишняя. Уточнить, как одним словом можно назвать оставшиеся предметы и почему их так называют (достопримечательности города)
Игра «Собери из частей целый автомобиль»
Цель игры: Закрепить знания об окружающем; упражнять детей в нахождении лишних предметов или объектов в определенной группе; уметь группировать по назначению; объяснять свой выбор; развивать у детей способность к анализу и синтезу.
Оборудование: разрезанные картинки разных форм и конфигураций.
Ход игры: За определенное время ребятам предлагается правильно собрать из частей (8–10) целый автомобиль. Определить его название. По ходу игры побеседовать с детьми о людях, выпускающих автомобили.
Игра «Узнай, где я нахожусь»
Цель игры: Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Воспитывать любовь к родному городу, желание сделать его красивее.
Оборудование: Фотографии с видами родного города.
Ход игры: взрослый раздает детям по одной фотографии с видами города и предлагает рассказать о том, что изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о каком месте родного города им рассказывают, взрослый может помочь детям, подсказывая или задавая наводящие вопросы.
Игра «Угадай, кем и где я работаю»
Цель игры: Закрепить знания детей о профессиях; испытать уважение к умелому человеку, стремление подражать ему.
Оборудование: Картинки с изображением людей разных профессий.
Ход игры:
1 вариант. Взрослый раздает каждому ребенку по картинке с изображением
той или иной профессии. Задача каждого играющего – внимательно посмотреть на свою картинку и рассказать все о профессии, которая изображена на картинке.
2 вариант. На столе картинки с изображением людей разных профессий. Необходимо взять одну картинку и никому ее не показывать. Дети задают вопросы, а взрослый, у которого в руках картинки может отвечать только «да» и«нет». Только по этим ответам дети должны попробовать отгадать вашу профессию.
Например, профессия водитель:
- Вы что-нибудь делаете руками? (нет),
- Вы работаете в городе? (да),
- Ваша работа связана с техникой? (да),
- Вы водитель? (да).
Игра «Что сначала, что потом»
Цель игры: Закреплять знания детей о родном крае, развивать умение устанавливать причинно-слeдственные связи, умение составлять рассказ по серии картинок.
Оборудование: Серии последовательных картинок (от 3 до 5) на тему родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни....
Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка...
Мастер-класс "Дидактические игры по нравственно-педагогическому воспитанию для старшего дошкольного возраста"
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...
Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию для старшего дошкольного возраста " Четвёртый лишний"
Цель: расширять представления о родном городе Лысково, о природе родного края.Задачи: 1. Формировать знания о достопримечательностях города Лысково;2. Развивать внимание, память, совершенствовать...
Дидактическое пособие по нравственно – патриотическому развитию у детей старшего дошкольного возраста лепбук «Победу ковали вместе»
Данный пособие предназначено для работы с детьми 5 -6 лет, с целью содействия развития интереса и любви к родному городу, на основе ознакомления исторического и культурного наследия России. ...
Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....
Дидактическая игра по художественно эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. "Веселые человечки"
Дидактическая игра по художественно эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста."Веселые человечки"...