Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Дидактические игры по социально-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«НАУЧИ ПОСЛУШАНИЮ»
ЦЕЛЬ: развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе; знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей.
ХОД ИГРЫ:
Игра проводится с 2 - 10 детьми.
Воспитатель предлагает детям краткий рассказ:
Ваши родные и близкие любят вас, помогают вам, заботятся о вас. А где и когда вы встречаетесь с незнакомыми взрослыми людьми?
Взрослые люди бывают разные, и намерения у них не всегда добрые. В передаче «Жди меня» вы видели, как люди показывали фотографии своих пропавших детей. Но ведь ребёнок не мог пропасть сам по себе. Скорее всего, он доверился чужим взрослым, а они его похитили. Чтобы совершить что-то плохое, злой человек прикидывается добрым: улыбается, угощает конфетами, гладит по голове.
Конечно, в мире больше добрых людей, чем плохих, злых. Но надо быть осторожными, внимательными, уйти от знакомого человека. Вы вырастете, станете сильнее, мудрее, и никто из плохих людей не будет вам страшен. А пока ваши близкие – ваши защитники.
А сейчас вы будете спасателями и защитниками сказочных героев. Во многих сказках герои были непослушными. И поэтому попали в сложную ситуацию.
Выберите картинку (книжку) со сказочным героем. Помогите ему предотвратить опасность, которая его подстерегает в сказке.
Воспитатель предлагает иллюстрации или книжки, где непослушание привело к беде:
- «Красная Шапочка»;
- «Волк и семеро козлят»;
- «Заинькина избушка»;
- «Жихарка»;
- «Буратино»;
- «Гуси-лебеди»;
- «Три поросёнка»;
- «Буратино»;
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
- «Два жадных медвежонка» и другие знакомые сказки.
Ребёнок должен указать на ошибку героя и то, как он должен будет поступить правильно. Ребёнок должен рассказать о новом варианте развития сюжета «исправленной» сказки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«НУЖНО – НЕЛЬЗЯ»
ЦЕЛЬ: уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах; воспитывать уважение к людям, умеющим вести правильно в общественных местах, вызвать желание подражать им.
учить быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.
ХОД ИГРЫ:
Игра проводится с 2 - 10 детьми.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома).
Воспитатель спрашивает что нужно делать, например, в театре: внимательно слушать и смотреть, выключить мобильные телефон, хлопать в ладоши., что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации).
За правильный ответ участник получает фишку. Победитель зарабатывает большее количество фишек.
Другой вариант:
дети делятся на две команды: первая «НУЖНО» и вторая «НЕЛЬЗЯ».
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ОБЪЯСНИ, ЗАЧЕМ? »
ЦЕЛЬ: упражнять детей в правильном подборе слов, учить понимать причинно – следственные связи между явлениями;
закрепить умение строить сложноподчинённые предложения, развивать связную речь;
развивать у детей умение находить выход из создавшейся проблемной ситуации, учить избегать опасных ситуаций, быть предупредительным, внимательным;
воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.
ХОД ИГРЫ:
Игра проводится с 1 - 4 детьми.
Воспитатель предлагает детям правила игры:
- Я скажу вам несколько слов предложения, а вы должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение.
Например: «Я надела тёплую шубу, чтобы… ».
Дети дополняют:
- чтобы было тепло.
- чтобы пойти гулять.
- чтобы не замёрзнуть.
Воспитатель подготавливает заранее ряд предложений по необходимой теме «Поведение в транспорте, магазине, на улице, в аптеке, в парке… »;
по закрепляемой ситуации, например, «Дети, делают зарядку, чтобы… »,
«Сын помогает маме нести сумку, чтобы… », «Мальчик вытер подошву обуви о коврик, чтобы… ».
За правильный ответ участник получает фишку. Победитель зарабатывает большее количество фишек.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«КАК МОЖНО? »
ЦЕЛЬ: упражнять детей в правильном подборе слов, учить подбирать нужные слова; развивать связную речь;
развивать у детей умение избегать опасных ситуаций, быть предупредительным, внимательным;
воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе, культуру поведения в общественных местах.
ХОД ИГРЫ:
Игра проводится с 1 - 4 детьми.
Воспитатель предлагает детям правила игры:
- Мы будем играть с вами в игру в которой я буду спрашивать, а вы отвечать. Кто больше вспомнит слов, тот и выиграет, получит фишку за каждое точное и правильное слово.
- Как можно играть? (весело, интересно, скучно, дружно, увлечённо, с приключениями) .
- Как можно плакать? (громко, тихо, жалобно, горько, долго) .
- Как можно мыть посуду? (хорошо, плохо, чисто, быстро, медленно, тщательно, старательно) .
- Как можно пахнуть? (приятно, аппетитно, вкусно, прекрасно, восхитительно, изумительно, превосходно, замечательно, нежно, противно, резко, неприятно, ароматно) .
- Как можно быть одетым? (аккуратно, модно, красиво, небрежно, бедно, богато, стильно, по сезону. по погоде, плохо, хорошо, тепло, легко) .
- Как можно смотреть? (ласково, заботливо, участливо, внимательно, зло, невнимательно, рассеянно, весело, грустно, грозно, гневно, хитро) .
Игра «Объятия»
Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности.
Ход игры: Педагог предлагает детям встать в большой круг. Затем просит детей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. И начинает с легкого маленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, усиливая объятие.
После игры задаются вопросы:
-Понравилась ли вам игра?
-Почему хорошо обнимать других детей?
-Приятно вам, когда вас обнимают?
- Часто ли вас обнимают?
Игра «Профессор»
Цель: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.
Ход игры: Каждому ребенку по очереди предлагается надеть специальную «профессорскую» шапочку. Педагог спрашивает «профессора»: «Как ты поступишь в ситуации, если:
-нечаянно обидел своего друга…
-с тобой никто не хочет дружить…
-твоего друга обидели…
-твой друг заплакал и загрустил…
-твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет…
-у твоего друга что-то не получается…
-твой друг знает больше чем ты…
-твой друг нарушил правила поведения в группе…»
Игра «Пирамида любви»
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то и кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Расскажите и вы кого и что вы любите. (Рассказы детей.) А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида высокая - потому что мы любимы и любим сами».
Дидактические игры по социально-личностному развитию для детей 6-7 лет.
«Угадай настроение по картинке»
Цель: обобщить представление детей об эмоциональных состояниях.
На столе раскладываются картинки с изображением людей разного возраста и разным эмоциональным состоянием на лицах.
Кто изображен на картинке?
Какое у него настроение?
Почему так думаешь?
Выбери и объедини картинки с одинаковым эмоциональным состоянием.
«Угадай настроение»
Цель: обобщение представлений детей об эмоциональном состоянии.
Детям дается набор пиктограмм с видами настроения (веселое, грустное, сердитое, доброе, счастливое и т.п.)
После определения «настроения» каждой пиктограммы, дети разбиваются на пары. Один ребенок берет пиктограмму и, не показывая ее другому, показывает настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти пиктограмму, задуманную партнером. После этого дети сравнивают две выбранные картинки.
«Добрый – злой»
Цель: формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.
В течении определенного времени детям читаю сказки: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и т.п.
На столе лежит «раскладушка» с двумя полями: черным и красным. Разложить положительных героев на красное поле, отрицательных – на черное.
«Хорошо – плохо»
Цель: учить детей анализировать поступки других.
Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Взрослый раздает детям фишки двух цветов – красного и черного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки – фишки красного цвета; плохие поступки – фишки черного цвета. Взрослый называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Плохие: порвал блузку, обидел друга, поссорился с мамой, толкнул ногой щенка, ударил котенка, разрушил птичье гнездо.
Хорошие: защитил слабого, проводил больного друга, обогрел и накормил котенка, помог младшей сестре одеться и т.п.
«Чего не стало»
Цель: развитие зрительной памяти.
На столе разложены картинки на тему «Эмоции».
Дети рассматривают их, затем закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку или меняет картинки местами. Дети говорят, какой картинки не стало или что изменилось.
«Наш город»
Цель: развитие знаний о родном городе, воспитание коммуникативных качеств.
Подобраны четыре группы картинок:
- На одной изображены жители города;
- На другой – труд людей (строители, почтальон, водитель и т.п.)
- Транспорт (трамвай, автобус и т.п.)
- Здание города (почта, магазин и т.д.)
Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты.
При помощи считалочки, дети делятся на четыре группы. Каждой группе дается задание: одной группе собрать картинки с изображением людей, другой – на чем люди ездят, третьей – картинки, на которых воспроизведен разный труд, четвертой – картинки со зданиями города.
По сигналу дети идут по комнате и отбирают нужные картинки. Вернувшись, дети ставят картинки на подставку (каждая группа отдельно). Участники группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки.
«Мы – разные»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, умение различать индивидуальные особенности детей.
Дети встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Воспитатель задет вопросы:
- Кто из нас самый высокий?
- У кого самые темные (светлые) волосы?
- У кого на голове есть бант?
- У кого на одежде есть пуговицы?
- У кого в одежде есть синий цвет?
- У кого одинаковая обувь? И т.п.
«Поделим игрушки»
Цель: учить детей выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение.
Сегодня в детский сад приходил добрый волшебник и оставил детям много игрушек (на столе разные, заметно отличающиеся друг от друга, игрушки). Воспитатель предлагает разобрать игрушки. На некоторые игрушки по несколько претендентов.
Как же быть? Игрушка одна, а желающих с ней поиграть много?
Воспитатель предлагает варианты решения конфликта:
- отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
- никому не давать, чтобы не было обидно;
- играть всем вместе;
- посчитаться;
- играть по очереди и т.п.
Дети обсуждают варианты. В ходе обсуждения прислушиваются друг к другу. Дети выбирают нужное решение.
«И я тоже»
Цель: учит детей расслабляться.
Я буду говорить, что делаю, а вы, если со мной согласны, отвечаете: «И я тоже», а если нет, тогда молчите.
- Утром я встаю…
- Умываюсь…
- Чищу зубы…
- Завтракаю…
- Выхожу на улицу…
- Сажусь в грязную лужу…
- А я самый аккуратный…
- Я на улице гуляю…
- Всех ребят я обижаю…(комментарии)
- Нынче я был на охоте…
- Ел лягушек я в болоте…
- Я люблю веселиться…
«Вежливый трамвайчик»
Цель: закреплять знание вежливых слов, воспитание коммуникативных качеств.
В игре участвуют воспитатель, кондуктор и пассажиры.
Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т.д.). При этом одно и тоже слово не должно повторяться дважды. Билеты можно сделать из старых открыток, календариков. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...
Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни....
Индивидуальная программа самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Программа включает в себя цели, задачи, перспективный план работы по самообразованию по данной теме....
Статья на тему "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире тема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...
Дидактическая игра по художественно эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. "Веселые человечки"
Дидактическая игра по художественно эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста."Веселые человечки"...
План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность: ребенок дошкольного возраста активно познает окружающий мир. Именно в направлении экологического воспитания дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознател...
Самообразование "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Изучение проблемы использования дидактических игр как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста....