Презентация проекта "Праздники моего народа"
презентация к уроку (средняя группа)
Развитие личности ребенка в процессе приобщения к национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_prazdniki.ppt | 340 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, и каждый народ должен питать собственные свои силы, чтобы вырастало сердце русского человека своими лучшими качествами, достоинством, теплотой, добродушием, глубиной чувств, задушевностью в отношениях, силой и стойкостью русского характера, мудростью народной, полному уважения и любви к своему народу, Отечеству», - писал К.Д. Ушинский.
Цели и основные задачи проекта Цель : развитие и саморазвитие личности ребенка в процессе приобщения к национальной культуре. Задачи : Сформировать основы эстетического сознания и эстетического отношения к миру, культурные потребности ребенка и эмоциональную отзывчивость, специальные художественные способности. Ознакомить с основами православной культуры, с обычаями, традициями, бытом и обрядовыми праздниками русского народа, с русским фольклором. Воспитать патриотизм, доброту, отзывчивость, бережное отношение к ценностям своей Родины.
Основные принципы проекта Принцип гуманизации : соблюдение прав ребенка, закрепленных законодательством РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка. Принцип сотрудничества : построение взаимоотношений на основе творческого взаимодействия всех участников образовательного процесса. Принцип развивающего обучения : отказ от репродуктивных методик и применение методов, стимулирующих творческую мыслительную деятельность, развитие художественно-эстетических способностей. Принцип индивидуализации : всесторонний учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, построение индивидуальных траекторий развития. Принцип целостности : построение воспитательно-образовательной работы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания дошкольников. Принцип интегрированности : сочетание различных видов деятельности.
Описание проекта Проект «Праздники моего народа» рассчитан на 4 года. Участники проекта: дошкольники, родители, педагоги детского сада.
Гипотеза Культурный опыт поколений находится во взаимосвязи с настоящим опытом. Верность традициям без пренебрежения к запросам реального времени смогут по-настоящему духовно обогатить ребенка, сделать их лучше, чище, научить уважать историческое наследие своего народа.
Проблемные вопросы С какими праздниками стоит знакомить детей? С чего начинать: с народных или православных праздников? Какие праздники стоит проводить с участием детей? Как правильно преподносить детям знания об обрядовых праздниках, делая информацию понятной? Как избежать формирования суеверий? Как организовать работу с родителями?
Этапы проекта Организационный : изучение спроса родителей, их мнения, обсуждение проблемы на педагогическом совете, консультации в Воскресной школе. Практический : реализация проекта на протяжении 4 лет (знакомство с народным календарем, проведение занятий, праздников). Заключительный : диагностика, обобщение опыта, выступление на педагогическом совете.
Соответствие проекта требованиям современности Актуальность . Проект нацелен на решение проблемы, значимой для современного общества. Реалистичность . Планируемые цели соответствуют необходимым для их достижения средствам. Контролируемость . Определяются конечные и промежуточные результаты. Прогностичность . Проект ориентирован на удовлетворение «завтрашнего» заказа.
Прогнозируемые результаты Освоение детьми знаний об обычаях, традициях и обрядах русского народа. Развитие интереса к возрождению традиций праздничной культуры у детей и родителей. Формирование понимания смысла православных праздников и религиозных обычаев. Повышение духовно-нравственного уровня дошкольников. Создание благоприятной атмосферы в группе. Активная поддержка со стороны родителей. Обращение детей и родителей к православной культуре.
Организационный этап Изучение мнения родителей : анкетирование, беседы, родительское собрание. Изучение мнения коллег : выступления на педагогическом совете, обсуждение имеющегося опыта работы. Консультирование : специалисты отдела образования, настоятель Благовещенской церкви, специалисты центра православной культуры дома детского творчества. Сбор материала : сбор диагностических данных на этапе внедрения проекта, изучение литературы, материалов Интернет, опыта коллег. Составление перспективного плана работы. Разработка конспектов, сценариев.
Практический этап Реализация перспективного плана работы. Знакомство с народным календарем. Знакомство с народными праздниками. Знакомство с православными праздниками. Проведение обрядовых праздников. Оформление развивающей среды. Оформление фотовыставок и фотоальбомов, выставок работ, праздничных газет. Проведение открытых мероприятий. Привлечение к подготовке и участию в праздниках родителей.
Обрядовые праздники Вторая младшая группа : осенины, веснянка, Троица. Средняя группа : осенние посиделки, зимние Святки, Масленица, Пасха, Троица. Старшая группа : осенняя ярмарка, Коляда, Масленица, прилет птиц (Сорок сороков), Пасха, Троица, Медовый спас. Знакомство с Успением, Кузьминками. Подготовительная к школе группа : Рождество Богородицы, Покров, зимние Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас. Знакомство с Благовещением, Вербным воскресением, Красной горкой.
Формы работы по ознакомлению с обрядами и традициями Занятия : по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи; по ознакомлению с художественной литературой; по изобразительной деятельности; музыкальные; физкультурные. Режимные моменты . Игры : сюжетно-ролевые; дидактические; театрализованные. Экскурсии и прогулки . Праздники и развлечения .
Святки «Пришла Коляда накануне Рождества…» Святками называют время от 7 января до 18 января, от Рождества Христова до Крещения. Святки соединялись с чествованием Коляды – бога Зимы. Дети учат колядки, высказывают друг другу пожелания, от души веселятся.
Масленица «Здравствуй, Масленица годовая, наша гостьюшка дорогая!» Проводы зимы - один из самых веселых, шумных, озорных народных праздников. Он посвящен Солнцу и завершает зимний период праздников. Дети знакомятся с каждым днем масленичной недели, учат обрядовые песни, весенние заклички. Праздник проходит на улице и традиционно заканчивается сжиганием чучела. Праздник яркий, костюмированный, веселый.
Пасха Дети знакомятся с содержанием православного праздника Пасха, приобщаются к традиции изготовления «писанок», подставок для пасхальных яиц, слушают песнопения, старшие дети знакомятся с идеей и смыслом пасхального поста. На празднике дети исполняют песни, стихи, водят хороводы. К праздничному чаепитию обязательно подаются пасхальные куличи.
ТРОИЦА Главный атрибут праздника – береза. Интересен и символичен обряд завивания березки, с которым знакомятся дети. В этот праздник надевают светлые наряды, водят хороводы, плетут венки, угощаются караваем. Считается, что когда люди берутся за руки в хороводе, то земля, небо и березка отдают им свою живительную силу и забирают зло.
Сотрудничество с родителями Я большое значение придаю и очень ценю атмосферу сотрудничества. Лишь через творческое взаимодействие всех участников образовательного процесса возможно оптимальное развитие всех участников педагогического процесса, обогащение и раскрытие природного, национального, творческого потенциала. Родители – активные помощники в подготовке и проведении праздников.
Формы работы с родителями Беседы Консультации Вечера встреч Подготовка и участие в развлечениях, праздниках Создание фотоальбомов, фотовыставок, изготовление костюмов Совместные экскурсии Посещение культурно- массовых мероприятий
Заключительный этап Диагностика. Изучение мнения родителей, коллег. Выступления на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях. Накопление разработок сценариев, конспектов занятий, развлечений, праздников. Публикация в СМИ. Обмен опытом работы с коллегами.
Достигнутые результаты Сформированность представлений о традициях, обычаях и обрядовых праздниках народа, понимание их смысла. Повышение общего уровня воспитанности дошкольников. Благоприятный психологический уровень в группе. Повышение уровня развития творческих способностей. Развитие сотрудничества. Повышение роли института семейного воспитания.
Подтверждение гипотезы Культурный опыт былого продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, подчас и с современным смыслом. Старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. Мы должны возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. При ознакомлении дошкольников с православными и народными праздниками следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче. Если педагог обладает знаниями традиций праздничной культуры, то он сумеет привить детям интерес к их возрождению, правильно объяснит смысл обрядов и традиций, избежит формирования страха и суеверий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка моего народа брей-ринг для педагогов
Целью игры является обобщение представлений о музыке своего народа, выявлению уровня музыкальных знаний, а так же оказанию практической помощи в развитии интереса у детей к музыке, рпазвитию инт...
Культура моего народа
Народные, обрядовые праздники на Руси....
Проект "Обычаи и традиции моего народа"
Расширить представление детей о традициях и обычаях народной культуры Кавказа. Воспитывать детей в духе толерантности, повышая культуру межнационального общения....
Детско-родительский проект: «Устный фольклор моего народа» Кратко срочный проект. Старшая группа № 3 «Солнышко»корпус№2 МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» г. Стрежевой 2019г.
Участниками данного проекта являются дети старшего возраста, родители педагоги.Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопреде...
"Танцы моего народа"
Танцы моего народаАдыгейские танцы – часть культуры народов Кавказа, оставшаяся практически нетронутой и дошедшая до наших дней в своем неизменном виде. Адыгея славится большим количеством танце...
Программа "Традиции и обычаи моего народа"
Программа "Традиции и обычаи моего народа"...
Тематическое занятие: "Игры моего народа"
Тематическое занятие «Игры моего народа»Цель:- знакомство с играми своего народа - развивать наблюдательность, активность, ловкость, силу и уверенность в себе...