Культура моего народа
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, мы понимали, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством стали проходить в «Избе- светелке», так мы называем музыкальный зал убранный в народном стиле. И от каждой встречи дети получали радость и удовольствие. Здесь собраны образцы многих видов росписи- городецкой, хохломской, разные виды народной вышивки.
Традиционно раз в месяц в «избе» отмечаются именины. На столе самовар, воздаются почести праздничному караваю. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари. Но самое главное, ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол» .
Мы старались соблюдать русские народные традиции, подобрали потешки , пестушки , прибаутки. Сколько в этих, казалось бы , незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности, они удовлетворяли рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Ребят старшего возраста знакомили с русской народной лирической песней, демонстрируя, как в этом виде словесно-музыкального искусства отразились жизнь человека, его горести и радости. Изучение календарного детского фольклора осуществлялось через участие ребят в календарных праздниках.
На Святки они ходили со «звездой» - славили Христа, поздравляли соседей колядкой, мы же, взрослые вели с ними беседы про игры-ритуалы, которые были обязательны, для ряженых в Святки. Наши предки верили, что во время Святок старый мир распадается, в результате чего рвется граница между миром «нашим» и миром «иным». Тут-то и становится возможным проникновение в мир людей нечистой силы. Ряжанье воспринималось , как дело опасное и греховное. Ну а как же отмечался день Рождества Христова? После бурной рождественской ночи с колядованием , играми ряженых, ритуальным смехом и весельем – обрядами языческими – наступало мирное утро, приносящее с собой спокойные и возвышенные обряды христианские. Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день. В ночь под новый год обязательно в каждой семье был накрыт праздничный стол, на котором среди различных яств обязательно стояла кутья
Главным же блюдом был « кесаретский поросенок» ( блюдо в честь святого Василия, который был родом из Кесарии ).
Выполнялся еще один языческий обряд – « закликание мороза». Мороз , Мороз, Васильевич! Ходи кутьи есть! Мороз,Мороз , Не бей мой овес ! Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания. Способов гадания было великое множество. Девушки желали узнать о личном счастье, а взрослые – чаще всего об урожае, о приплоде скота, что сулит будущее- бедность или богатство?
Крещение - третий праздник Святок. Накануне Крещения в третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. Этот день был последним, когда поминали умерших, после трапезы они якобы возвращались в загробный мир. В Крещение освященной водой смывали все грехи – «очищались». Пролетели насыщенные бурными событиями Святки.
Впереди – разгульная Масленица. Древняя Масленица- языческий праздник проводов зимы – приходилась на дни весеннего равноденствия. Но церковь из-за того, что перед Пасхой длился семинедельный Великий пост, отодвинула Масленицу на конец февраля – начало марта. Теперь Масленица проводится за пятьдесят шесть дней до Пасхи. Длится она семь дней, начиная с понедельника. Масленицу приветствовали песнями, всячески выражая радость по поводу ее прихода. В этот день ребята, катаясь на ледяных горках, кричали: «Масленица приехала!».
Основной едой на Масленицу были блины. Дети играли в снежки, излюбленной была игра «Взятие снежной крепости». Она – отзвук обряда, символизирующего борьбу зимы с наступающей весной. В последний день Масленицы – «прощеное воскресенье»- все просили друг у друга прощения: дети – у родителей, соседи – у соседей и т.д.
Отшумела разгульная Масленица.
Начался Великий пост. Разгар весны приходился на Егорьев день – день который назван в честь Георгия Победоносца (6 мая). В ночь перед 6 мая проводился обряд, напоминающий колядование : группа парней во главе с пастухом обходила все дворы и «окликала Егория». Батюшка Егорий, Спаси нашу скотинку, Всю животинку В поле и за полем, В лесу за горами, За широкими долами.
После обряда пастуху дарили крашеное яйцо- символ плодородия. Егорьев день заканчивался общим гуляньем. Но самым радостным событием весны была Пасха- главный христианский праздник. Перед ней заканчивался Великий пост. Верба – первое дерево , которое зацветает весной, последнее воскресенье перед Пасхой называлось вербным. С этого дня начинали готовить ритуальную еду – печь куличи и красить яйца.. В субботу куличи и яйца освещали в церкви
Фомино воскресенье – следующее за Пасхой – у русского народа зовется Красной горкой. Красная горка- время смотрин невест. Фомина неделя была временем, когда играли последние перед страдной порой свадьбы. Так от одного праздника до другого, проходила жизнь наших предков. Участие в праздниках для всех было строго обязательно. Праздники для человека были радостными событиями, ведь они украшали его жизнь, полную забот и непосильного труда. Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий до принятия христианства. Они – часть самобытной культуры русского народа.
Мы – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка моего народа брей-ринг для педагогов
Целью игры является обобщение представлений о музыке своего народа, выявлению уровня музыкальных знаний, а так же оказанию практической помощи в развитии интереса у детей к музыке, рпазвитию инт...
Проект "Обычаи и традиции моего народа"
Расширить представление детей о традициях и обычаях народной культуры Кавказа. Воспитывать детей в духе толерантности, повышая культуру межнационального общения....
Детско-родительский проект: «Устный фольклор моего народа» Кратко срочный проект. Старшая группа № 3 «Солнышко»корпус№2 МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» г. Стрежевой 2019г.
Участниками данного проекта являются дети старшего возраста, родители педагоги.Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопреде...
"Танцы моего народа"
Танцы моего народаАдыгейские танцы – часть культуры народов Кавказа, оставшаяся практически нетронутой и дошедшая до наших дней в своем неизменном виде. Адыгея славится большим количеством танце...
Программа "Традиции и обычаи моего народа"
Программа "Традиции и обычаи моего народа"...
Тематическое занятие: "Игры моего народа"
Тематическое занятие «Игры моего народа»Цель:- знакомство с играми своего народа - развивать наблюдательность, активность, ловкость, силу и уверенность в себе...
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (рисование) «Национальный костюм моего народа»
Тематичкское занятие направлено на знакомство детей с русским национальным костюмом, с костюмами других стран. Закрепление умения рисовать одежду человека, рисование прос...