Тематическое занятие: "Игры моего народа"
план-конспект занятия (старшая группа)

Бибова Сусана Азаматовна

Тематическое занятие «Игры моего народа»

Цель:

- знакомство с играми своего народа

     - развивать наблюдательность, активность, ловкость, силу и уверенность в себе

                                     Ход занятие:

Игра- это увлекательное занятие для ребенка, она является важным средством воспитания. В адыгейских играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками.

 

По содержанию адыгейские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. В них ярко отражается образ жизни людей,- их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильным, ловким, выносливым, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

 

Эти игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.

Перед проведением игр детей знакомили с правилами. Играй честно, строго соблюдая установленные правила и требуя этого от товарищей. Сам играй, но и дай сыграть товарищам. Не смейся над слабыми, не обижайся, если проиграл, не допускай грубости, грубость оскорбляет не только товарищей, но и тебя. Помни в игре - соперник, после игры - товарищ. Победил - не задавайся (есть и посильнее тебя, проиграл - не унывай (поработаешь над собой - победишь).

В играх, поединках вызывай противника по силам. Победив слабого, не докажешь, что ты силен. Победа команды - твоя победа, честь команды - твоя честь. Не горячись и не теряй хладнокровия даже в трудные минуты. Береги инвентарь. Его сделали твои товарищи. Если заметил поломку, постарайся исправить.

Подвижные игры включают элементы состязаний кто самый быстрый, самый ловкий, самый меткий, самый умный.

 

Адыгейские игры доступны детям самого раннего возраста.

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающим мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В игре нет людей серьезней, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.

Систему игр, применявшихся для физической подготовки адыгов с известной долей условности, можно классифицировать по направленности воздействия, по возрасту применения и по содержанию игр.

По возрасту:

От 1 до 3 лет

От 3 до 7 лет

От 7 до 12 лет

От 12 до 15 лет

От 15 лет и старше

По содержанию:

Имитационные

Сюжетные

Импровизационные

Элементарно - спортивные

По направленности:

Развлекательные

Общеразвивающие

Военно- прикладные

Трудовые

Игры можно разделить для мальчиков и для девочек.

Игры для мальчиков отражали требование времени по воспитанию сильных, выносливых и стойких мужчин. Физическое воспитание девочек, как будущих хранительниц «домашнего очага» имело свои специфические игры, которые были направлены на развитие в основном ловкости рук. В играх - «импровизациях» девочки занимались «вышиванием» и «ковроткачеством» с помощью доступного материала, каким являлись, например, лист лопуха и колючки. Девочки подбирали наиболее широкие и целые листья лопуха и собирали колючки разного размера и цвета. С их помощью они изображали на листе орнамент. Применение подобных игр способствовали развитию ловкости кистей рук, что имело большое значение в трудовой деятельности.

Подвижные игры и упражнения адыгов, применявшиеся в течение столетий, как нельзя лучше отражают национальные особенности, и при строгом отборе могут оказать содействие в деле гармоничного развития личности.

Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождениеадыгейские национальные костюмы.

При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы:

1. Возраст играющих.

2. Место для проведения игр.

3. Количество участников игры.

4. Инвентарь должен быть заранее подготовлен.

5. Если для игры нужен водящий, то его можно выбирать с помощью считалок, которые нравятся детям.

 

Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть еще раз.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам окунуться в мир адыгейских игр.

Игра 1: ПэIочадз (подлог шапки)

Цель игры: Развитие ловкости, внимания, быстроты.

Описание игры: Участвуют в игре и девочки и мальчики не меньше шести человек.

Дети садятся в круг лицом к середине. Выбирается водящий, который стоит снаружи круга, и держит в руках шапку (возможна замена мячом).

Водящий, меняя темп движения, обегает круг. Во время движения он незаметно подбрасывает кому-либо шапку так, чтобы тот не заметил. Если водящий успел пробежать по кругу до того, как игрок заметит подброшенную ему шапку, то они меняются функциями. Если же игрок заметил подлог, то он берет шапку и пытается догнать водящего и попасть в него шапкой до того, как он займет его место. Если это ему не удается, то водящий и игрок меняются местами и игра продолжается.

Правила игры:1. Игрокам нельзя поворачиваться и подсказывать.

2. Водящий и игрок должны бежать по кругу в одном направлении.

Игра 2. Бзыухэр. (Птицы)

В этой игре я использовала собственное творчество. В нее можно играть всей группой и небольшими подгруппами.

Цель игры: Приучать детей слушать и произносить правильно несложный текст на адыгейском языке. Учить двигаться свободно, в соответствии с характером музыки, имитируя полет птицы. Доставить детям радость.

Описание игры: Вначале разучивается текст на адыгейском языке с переводом.

Дети (птицы) «рассыпаются горошком» по залу. На полу лежат заранее подготовленные обручи (домики для птиц, можно по количеству детей или подгрупп. Например, в один обруч 3-5 человек.

Дети поют песню, имитируя движения по тексту.

1).Бзыу-бзыу бзыужъый,

Бзыумэ яорэд,

Тэ тежъыу, тэ тежъыу,

Бзыумэ яорэд.

2).Жьыбгъэр, жьыбгъэр къытфепщагъ,

Ощхыри къещхыгъ,

Бзыур, бзыур бзыужъый

Унэм къэбыбыгъ.

Вариант на русском:

1. Птицы, птицы нам поют,

Песенки свои,

Птицы кружатся, летят

В солнечные дни.

2. Если налетят ветра,

Дождь заморосит,

Птицы улетят тогда.

В домики свои.

По окончании песни каждый должен убежать в свой «домик».

Правила игры: Выигрывает та команда, которая первая успела занять свой «домик», спрятаться от дождя.

Игра 3. Игра с осенними листочками.

Авторская музыкальная игра.

Цель игры: Развивать умение красиво и плавно двигаться. Реагировать на смену музыкальных фраз. Эмоционально откликаться на танцевальную музыку разного характера.

Описание игры:

На полу лежат осенние листочки, на один меньше по количеству детей Дети двигаются под музыку по кругу плавными танцевальными движениями. На припев останавливаются и поют:

Iэгум теу, Iэгум теу

Бжыхьэ дахэм тыпэгъокI,

Iэгум теу, Iэгум теу,

ПкIэшъэ гъожьхэр къэтэшып!

Вариант на русском:

Хлопни раз. Хлопни два.

Осень, осень хороша,

Хлопни раз, хлопни два,

Соберу листочки я!

По окончании песни дети должны успеть взять листик. Ребенок, у которого не окажется листика выходит в середину круга. Еще один листик убирается. Игра продолжается. Ребенок в середине круга повторяет те же движения, поет вместе с детьми. По окончании песни в середину круга выходит следующий ребенок, у которого не оказалось листочка. Игра повторяется 3, 4 раза. Дети, оказавшиеся в середине круга, должны будут изобразить танцевальные движения под задорную адыгейскую мелодию. Остальные дети хлопают.

Игра 3. Джигиты.

Цель игры: Развивать двигательную активность детей, пространственную ориентировку, приучать к самостоятельному выполнению правил.

Описание игры: Участники игры разбиваются на тройки и выстраиваются на линии старта. Два игрока в каждой тройке берутся за руки, третий, стоящий в центре, закидывает левую ногу на сцепленные руки своих товарищей. Прыгая вместе с ними, он должен достичь финиша. Выигрывает тройка, прошедшая к финишу первой.

Игра 4. ВСАДНИК

Цель игры: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Играющие распределяются по парам: один — «конь», другой — «наездник». Игрок-«конь» вытягивает руки назад-вниз, игрок-«наездник» берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Правила игры: побеждает пара, которая ни разу не проиграла заезд.

Игра 5. Удар по уху.

Цель игры. Развитие внимания, эмоциональной чувствительности, интуиции.

Описание игры: Участвовать в игре могут три и более человек. Участники игры определяют «наказанного»«Наказуемый» правой рукой прикрывает правую сторону лица, а левую руку проводит под правой под мышкой, ладонью наружу. Все играющие становятся сзади, на определенном расстоянии. Дети потихоньку подходят к «наказанному», припевая:

О птхьакIумэ тыкъеон,

Хэт къеуагъэр, о къэпшIэн!

Вариант на русском: Эй, дружочек, не зевай,

Кто же это? - Отгадай!

Один из них наносит удар по левой ладони, и все вместе показывают правую ладонь. «Наказуемый» быстро поворачивается и пытается найти ударившего. Если он найдет его, то они меняются местами.

Правила игры:

1. Нельзя выдавать ударившего ни движением, ни словом.

2. Удар должен производиться строго ладонью в ладонь.

3. Нарушевшего первые два пункта меняют местами с «наказуемым».

Игра 6. «Скачки» ШЫГЪАЧЪЭ

Подготовка: В игре участвуют мальчики. Для игры каждый должен иметь палку (хворостину) длиной 1,5-2 метра. Участники выстраиваются на линии старта. В 20-30 метрах отмечается линия финиша.

Описание игры: Игроки пропускают между ног «коня» (палку, придерживая левой рукой). По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуть и прибежать назад, пересечь линию старта (финиш).

Правила игры: Выигрывает тот, кто первым пересечёт линию финиша. Если во время бега палка окажется в другом положении, игроку засчитывается поражение.

Игра 7. «Прыжок лягушки» ХIАНТIЭРКЪО ПКIЭН

Подготовка: Играют два и больше мальчиков. Отмечают линию старта.

Описание игры: Игрок подходит к линии старта и принимает позу лягушки (становится на четвереньки с опорой на кисти и подошвы ног). Затем последовательно прыгает три раза. Последнее место приземления отмечается. Далее - то же самое выполняют следующие по - очереди.

Правила игры: Нельзя переступать через линию старта и отрывать ладони от пола до начала прыжка. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше всех.

Народные адыгские игры имеют как моральный, так и духовный характер. Игры имеют большое значение для воспитания молодого человека, чтобы он имел сноровку, находчивость, умение выходить достойно из любого положения. Игры развивают силу, смышленость, коллективизм и взаимопомощь, а также дарят много радостных эмоций. Наша с Вами задача, как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adygeyskie_igry.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое занятие «Игры моего народа»

Цель:

- знакомство с играми своего народа

     - развивать наблюдательность, активность, ловкость, силу и уверенность в себе

                                     Ход занятие:

Игра- это увлекательное занятие для ребенка, она является важным средством воспитания. В адыгейских играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьевками.

По содержанию адыгейские игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. В них ярко отражается образ жизни людей,- их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильным, ловким, выносливым, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Эти игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.

Перед проведением игр детей знакомили с правилами. Играй честно, строго соблюдая установленные правила и требуя этого от товарищей. Сам играй, но и дай сыграть товарищам. Не смейся над слабыми, не обижайся, если проиграл, не допускай грубости, грубость оскорбляет не только товарищей, но и тебя. Помни в игре - соперник, после игры - товарищ. Победил - не задавайся (есть и посильнее тебя, проиграл - не унывай (поработаешь над собой - победишь).

В играх, поединках вызывай противника по силам. Победив слабого, не докажешь, что ты силен. Победа команды - твоя победа, честь команды - твоя честь. Не горячись и не теряй хладнокровия даже в трудные минуты. Береги инвентарь. Его сделали твои товарищи. Если заметил поломку, постарайся исправить.

Подвижные игры включают элементы состязаний кто самый быстрый, самый ловкий, самый меткий, самый умный.

Адыгейские игры доступны детям самого раннего возраста.

Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающим мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В игре нет людей серьезней, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.

Систему игр, применявшихся для физической подготовки адыгов с известной долей условности, можно классифицировать по направленности воздействия, по возрасту применения и по содержанию игр.

По возрасту:

От 1 до 3 лет

От 3 до 7 лет

От 7 до 12 лет

От 12 до 15 лет

От 15 лет и старше

По содержанию:

Имитационные

Сюжетные

Импровизационные

Элементарно - спортивные

По направленности:

Развлекательные

Общеразвивающие

Военно- прикладные

Трудовые

Игры можно разделить для мальчиков и для девочек.

Игры для мальчиков отражали требование времени по воспитанию сильных, выносливых и стойких мужчин. Физическое воспитание девочек, как будущих хранительниц «домашнего очага» имело свои специфические игры, которые были направлены на развитие в основном ловкости рук. В играх - «импровизациях» девочки занимались «вышиванием» и «ковроткачеством» с помощью доступного материала, каким являлись, например, лист лопуха и колючки. Девочки подбирали наиболее широкие и целые листья лопуха и собирали колючки разного размера и цвета. С их помощью они изображали на листе орнамент. Применение подобных игр способствовали развитию ловкости кистей рук, что имело большое значение в трудовой деятельности.

Подвижные игры и упражнения адыгов, применявшиеся в течение столетий, как нельзя лучше отражают национальные особенности, и при строгом отборе могут оказать содействие в деле гармоничного развития личности.

Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре использую различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождениеадыгейские национальные костюмы.

При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы:

1. Возраст играющих.

2. Место для проведения игр.

3. Количество участников игры.

4. Инвентарь должен быть заранее подготовлен.

5. Если для игры нужен водящий, то его можно выбирать с помощью считалок, которые нравятся детям.

Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть еще раз.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам окунуться в мир адыгейских игр.

Игра 1: ПэIочадз (подлог шапки)

Цель игры: Развитие ловкости, внимания, быстроты.

Описание игры: Участвуют в игре и девочки и мальчики не меньше шести человек.

Дети садятся в круг лицом к середине. Выбирается водящий, который стоит снаружи круга, и держит в руках шапку (возможна замена мячом).

Водящий, меняя темп движения, обегает круг. Во время движения он незаметно подбрасывает кому-либо шапку так, чтобы тот не заметил. Если водящий успел пробежать по кругу до того, как игрок заметит подброшенную ему шапку, то они меняются функциями. Если же игрок заметил подлог, то он берет шапку и пытается догнать водящего и попасть в него шапкой до того, как он займет его место. Если это ему не удается, то водящий и игрок меняются местами и игра продолжается.

Правила игры:1. Игрокам нельзя поворачиваться и подсказывать.

2. Водящий и игрок должны бежать по кругу в одном направлении.

Игра 2. Бзыухэр. (Птицы)

В этой игре я использовала собственное творчество. В нее можно играть всей группой и небольшими подгруппами.

Цель игры: Приучать детей слушать и произносить правильно несложный текст на адыгейском языке. Учить двигаться свободно, в соответствии с характером музыки, имитируя полет птицы. Доставить детям радость.

Описание игры: Вначале разучивается текст на адыгейском языке с переводом.

Дети (птицы) «рассыпаются горошком» по залу. На полу лежат заранее подготовленные обручи (домики для птиц, можно по количеству детей или подгрупп. Например, в один обруч 3-5 человек.

Дети поют песню, имитируя движения по тексту.

1).Бзыу-бзыу бзыужъый,

Бзыумэ яорэд,

Тэ тежъыу, тэ тежъыу,

Бзыумэ яорэд.

2).Жьыбгъэр, жьыбгъэр къытфепщагъ,

Ощхыри къещхыгъ,

Бзыур, бзыур бзыужъый

Унэм къэбыбыгъ.

Вариант на русском:

1. Птицы, птицы нам поют,

Песенки свои,

Птицы кружатся, летят

В солнечные дни.

2. Если налетят ветра,

Дождь заморосит,

Птицы улетят тогда.

В домики свои.

По окончании песни каждый должен убежать в свой «домик».

Правила игры: Выигрывает та команда, которая первая успела занять свой «домик», спрятаться от дождя.

Игра 3. Игра с осенними листочками.

Авторская музыкальная игра.

Цель игры: Развивать умение красиво и плавно двигаться. Реагировать на смену музыкальных фраз. Эмоционально откликаться на танцевальную музыку разного характера.

Описание игры:

На полу лежат осенние листочки, на один меньше по количеству детей Дети двигаются под музыку по кругу плавными танцевальными движениями. На припев останавливаются и поют:

Iэгум теу, Iэгум теу

Бжыхьэ дахэм тыпэгъокI,

Iэгум теу, Iэгум теу,

ПкIэшъэ гъожьхэр къэтэшып!

Вариант на русском:

Хлопни раз. Хлопни два.

Осень, осень хороша,

Хлопни раз, хлопни два,

Соберу листочки я!

По окончании песни дети должны успеть взять листик. Ребенок, у которого не окажется листика выходит в середину круга. Еще один листик убирается. Игра продолжается. Ребенок в середине круга повторяет те же движения, поет вместе с детьми. По окончании песни в середину круга выходит следующий ребенок, у которого не оказалось листочка. Игра повторяется 3, 4 раза. Дети, оказавшиеся в середине круга, должны будут изобразить танцевальные движения под задорную адыгейскую мелодию. Остальные дети хлопают.

Игра 3. Джигиты.

Цель игры: Развивать двигательную активность детей, пространственную ориентировку, приучать к самостоятельному выполнению правил.

Описание игры: Участники игры разбиваются на тройки и выстраиваются на линии старта. Два игрока в каждой тройке берутся за руки, третий, стоящий в центре, закидывает левую ногу на сцепленные руки своих товарищей. Прыгая вместе с ними, он должен достичь финиша. Выигрывает тройка, прошедшая к финишу первой.

Игра 4. ВСАДНИК

Цель игры: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Играющие распределяются по парам: один — «конь», другой — «наездник». Игрок-«конь» вытягивает руки назад-вниз, игрок-«наездник» берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Правила игры: побеждает пара, которая ни разу не проиграла заезд.

Игра 5. Удар по уху.

Цель игры. Развитие внимания, эмоциональной чувствительности, интуиции.

Описание игры: Участвовать в игре могут три и более человек. Участники игры определяют «наказанного»«Наказуемый» правой рукой прикрывает правую сторону лица, а левую руку проводит под правой под мышкой, ладонью наружу. Все играющие становятся сзади, на определенном расстоянии. Дети потихоньку подходят к «наказанному», припевая:

О птхьакIумэ тыкъеон,

Хэт къеуагъэр, о къэпшIэн!

Вариант на русском: Эй, дружочек, не зевай,

Кто же это? - Отгадай!

Один из них наносит удар по левой ладони, и все вместе показывают правую ладонь. «Наказуемый» быстро поворачивается и пытается найти ударившего. Если он найдет его, то они меняются местами.

Правила игры:

1. Нельзя выдавать ударившего ни движением, ни словом.

2. Удар должен производиться строго ладонью в ладонь.

3. Нарушевшего первые два пункта меняют местами с «наказуемым».

Игра 6. «Скачки» ШЫГЪАЧЪЭ

Подготовка: В игре участвуют мальчики. Для игры каждый должен иметь палку (хворостину) длиной 1,5-2 метра. Участники выстраиваются на линии старта. В 20-30 метрах отмечается линия финиша.

Описание игры: Игроки пропускают между ног «коня» (палку, придерживая левой рукой). По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуть и прибежать назад, пересечь линию старта (финиш).

Правила игры: Выигрывает тот, кто первым пересечёт линию финиша. Если во время бега палка окажется в другом положении, игроку засчитывается поражение.

Игра 7. «Прыжок лягушки» ХIАНТIЭРКЪО ПКIЭН

Подготовка: Играют два и больше мальчиков. Отмечают линию старта.

Описание игры: Игрок подходит к линии старта и принимает позу лягушки (становится на четвереньки с опорой на кисти и подошвы ног). Затем последовательно прыгает три раза. Последнее место приземления отмечается. Далее - то же самое выполняют следующие по - очереди.

Правила игры: Нельзя переступать через линию старта и отрывать ладони от пола до начала прыжка. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше всех.

Народные адыгские игры имеют как моральный, так и духовный характер. Игры имеют большое значение для воспитания молодого человека, чтобы он имел сноровку, находчивость, умение выходить достойно из любого положения. Игры развивают силу, смышленость, коллективизм и взаимопомощь, а также дарят много радостных эмоций. Наша с Вами задача, как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка моего народа брей-ринг для педагогов

Целью игры является обобщение представлений о музыке своего народа, выявлению уровня музыкальных знаний, а так же оказанию  практической помощи в развитии интереса у детей к музыке, рпазвитию инт...

Культура моего народа

Народные, обрядовые праздники на Руси....

Проект "Обычаи и традиции моего народа"

Расширить представление детей о традициях и обычаях народной культуры Кавказа. Воспитывать детей в духе толерантности, повышая культуру межнационального общения....

Тематическое занятие-игра "Зов тайги"

Мероприятие с детьми старшей группы в рамках тематической недели "Дикие животные". Фотоотчёт"...

Тематическое занятие-игра "Птичьи острова"

Конспект занятия, фотоотчет мероприятия для детей старшей группы, проведённое в рамках проекта "Берегите, не губите природу"....

хореографического тематического занятия-игры «Зимняя сказка» («Элементы актерского мастерства и музыкальные композиции»)

В повседневной работе концертмейстер должен тщательно подбирать музыкальный материал, соответствующий каждому из разделов образовательной программы класса хореографии. К разделу «Элеме...