Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством социальных акций»
материал по окружающему миру

Опыт работы педагога по теме: " Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством социальных акций"  с приложениями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_bakumenko_s.i.docx132.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Бакуменко Светлана Ивановна

«Экологическое образование детей дошкольного возраста

посредством социальных акций»

Автор опыта:

Бакуменко Светлана Ивановна

воспитатель

структурного подразделения «Детский сад»

МБОУ «Анновская СОШ имени Героя Советского Союза

А. Н.Гайдаша Корочанского района Белгородской области»

                                                        2025 г.


СОДЕРЖАНИЕ:

Информация об опыте……………………………………………………………3

Технология опыта…………………………………………………..…..……..…10

Результативность опыта………………..…………………………….………….15

Библиографический список…………………………………………..…………17

Приложения к опыту………………………………………………………….…19


РАЗДЕЛ I.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

                                                                   Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Условия возникновения и становления опыта

Роль дошкольного воспитания в решении проблемы экологического образования трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети еще в дошкольном возрасте, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры.

         Современные условия образовательной среды требуют создания благоприятных условий для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФОП ДО) подчеркивает важность экологического воспитания как одного из ключевых направлений развития личности ребенка. Эколого-развивающая среда в детском саду становится инструментом для реализации этих задач, способствуя формированию у детей ответственного отношения к природе и развивая их познавательные и творческие способности.

        Экологическое воспитание направлено на формирование у детей:

  • осознания взаимосвязи между природой и человеком;
  • ответственного и бережного отношения к природным ресурсам;
  • эмпатии к живым существам.

           Дошкольный возраст — это период, когда ребенок наиболее восприимчив к изучению окружающего мира. Экологические знания, полученные в этом возрасте, становятся основой экологической культуры, которая будет развиваться на протяжении всей жизни.

 

      Требования ФОП ДО к экологическому воспитанию

ФОП ДО определяет экологическое воспитание как неотъемлемую часть образовательного процесса. Основные задачи включают:

  • развитие у детей интереса к природе через активное взаимодействие с ней;
  • формирование базовых представлений об окружающем мире и природных явлениях;
  • развитие познавательной активности и творческих способностей;
  • воспитание экологически ответственного поведения.

         Создание эколого-развивающей среды позволяет педагогу эффективно решать эти задачи, делая процесс обучения увлекательным, доступным и результативным.

        Эколого-развивающая среда — это специально организованное пространство в детском саду, которое включает материалы, оборудование и условия для активного взаимодействия ребенка с природой. Такая среда должна:

  • быть безопасной, эстетичной и доступной для детей;
  • включать элементы, стимулирующие познавательный интерес;
  • обеспечивать возможность для экспериментирования, наблюдений и творчества.

Эколого-развивающая среда может быть реализована как внутри помещения, так и на территории детского сада.

 

                        Элементы эколого-развивающей среды

1. Экоцентр или уголок природы

В группе создается специальный уголок, где дети могут взаимодействовать с природными объектами. Основные элементы:

  • аквариумы с рыбками, террариумы с насекомыми или черепахами;
  • комнатные растения, за которыми дети ухаживают;
  • коллекции природных материалов (камни, листья, ракушки).

Роль: Развитие у детей наблюдательности, ответственности и заботы о природе.

2. Экологические тропы

На территории детского сада организуются экологические тропы с различными станциями:

  • деревья и кустарники с табличками, на которых указаны их названия;
  • муравейники, зоны с травянистыми растениями и цветами;
  • участки с мини-огородами или грядками.

Роль: Позволяют детям изучать природу на практике, наблюдать за сезонными изменениями и участвовать в уходе за растениями.

3. Лаборатории для экспериментов

Для детей организуются мини-лаборатории, где они могут проводить простые эксперименты:

  • наблюдать за ростом растений;
  • изучать свойства воды, почвы и воздуха;
  • исследовать жизнь насекомых и микроорганизмов.

Роль: Развивают у детей исследовательские навыки и интерес к природным наукам.

4. Зоны творчества

Зоны, где дети могут использовать природные материалы для творчества:

  • создание поделок из шишек, листьев, веточек;
  • рисование на тему природы;
  • лепка животных или растений из глины.

Роль: Развивают у детей воображение, креативное мышление и эстетическое восприятие природы.

5. Технологии и цифровые ресурсы

Интерактивные элементы, такие как:

  • мультимедийные презентации о природных явлениях;
  • обучающие игры на планшетах или интерактивных досках;
  • использование дополненной реальности (AR) для изучения животных и растений.

Роль: Современные технологии дополняют традиционные методы обучения, делая их более увлекательными.

 

                          Организация эколого-развивающей среды

1.     Планирование пространства
Разделение пространства на зоны: уголок природы, зона творчества, место для экспериментов и исследования.

2.     Подбор материалов и оборудования
Использование безопасных и экологичных материалов, которые будут удобны и понятны для детей.

3.     Создание условий для самостоятельности
В эколого-развивающей среде дети должны иметь возможность самостоятельно взаимодействовать с материалами, экспериментировать и ухаживать за природными объектами.

4.     Сезонное обновление среды
Организация активности в зависимости от времени года: весной — посадка растений, осенью — сбор листьев и семян, зимой — помощь птицам.

ФОП ДО предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.

Огромная роль в реализации этой задачи отводится экологическому образованию детей. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

В связи с этим экологическое образование является одной из актуальных проблем современности.

Для изучения исходного уровня сформированности экологических представлений дошкольников мною был использован диагностический инструментарий, разработанный на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой. (Приложение №1).

Результаты диагностики показали следующие результаты: у 12% детей выявлен высокий уровень сформированности экологических представлений, средний у 20% и низкий у 68% детей.

Проведенный опрос среди родителей (законных представителей) воспитанников в форме анкетирования показал, что родители мало уделяют внимания формированию знаний об экологии. Они оправдывают это своей занятостью на работе, или своей неграмотностью в этом вопросе (Приложение №2).

Таким образом, в ходе анализа результатов исходного состояния проблемы, определилась необходимость в поиске инновационных форм работы, позволяющих сформировать экологическую культуру дошкольников.

                                          Актуальность опыта

         Последнее десятилетие на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля, так как мы стали брать от природы все, что нам необходимо, но при этом, ничего не давая ей взамен.

         Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что человек перестал «чувствовать» природу и контактировать с ней. Природа стала для человека отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Поэтому, напряженная экологическая обстановка требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире, как о среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей. 

              Все сказанное выше диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном организации соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства, и где он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней.

            ФОП ДО подразумевает важность того, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, много видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.

     Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Несмотря на систематическую работу, которая ведется в структурном подразделении «Детский сад» по экологическому образованию детей, были выявлены противоречия:

  • между актуальной потребностью в формировании экологической культуры дошкольников и низкой мотивацией родителей, общественности к соблюдению экологических норм; 
  • между необходимостью повышения эффективности работы по формированию экологической культуры у дошкольников и недостаточной разработанностью действенных механизмов в процессе образовательной деятельности.
  • между необходимостью взаимодействия всех участников образовательного процесса и недостаточным уровнем активности социальных партнеров.

Данные противоречия трансформируется в актуальную проблему и необходимость их практического разрешения.

Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют педагогов на формирование у ребенка адаптационных способностей к требованиям социума. Важно совершенствовать методы и способы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир окружающих его людей. В современном мире ребенок живет и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные позиции.

Реализация ФОП ДО ориентирует педагогов на активное включение в образовательную деятельность родителей (законных представителей) воспитанников, социума с использованием инновационных форм работы, одной из которых является акция.

Социальная акция – школа гражданского опыта и становления. Участие в социальных акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в раскрытии педагогических возможностей социальной акции как интерактивной формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и социума в экологическом образовании дошкольников.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2021 по 2024 год и включает три этапа:

I этап – аналитико-диагностический – сентябрь 2021 года – декабрь 2021 года. Данный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, создание развивающей предметно – пространственной среды, выявление уровня сформированности у дошкольников представлений об экологической культуре.

II этап – формирующий – январь 2022 года – февраль 2024 года. В рамках данного этапа были разработаны и апробированы в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума: перспективный план по ознакомлению дошкольников с экологической культурой, акции, направленные на привлечение внимания детей, родителей (законных представителей), социума к вопросам экологических проблем.

III этап – аналитико-обобщающий – март 2024 года – сентябрь 2024 года. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной интерактивной формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников, социума для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта представлен системой работы педагогов структурного подразделения «Детский сад» и социума по экологическому образованию дошкольников посредством проведения социальных акций.

Теоретическая база опыта

Проблема экологического образования отражается в ряде исследований отечественных философов и педагогов как приоритетная позиция (А.А. Вербицкий, В.И. Вернадский, С.Н. Глазачев, Н.С. Дежникова, В.А. Игнатова, В.А. Кобылянский, Б.Т. Лихачев, Н.Н. Моисеев, Г.В. Платонов и др.). Экологическое образование является системообразующим компонентом образовательного процесса, который определяет его стратегические цели и ведущие направления, создает интеллектуальную, нравственную и духовную основы [2].

На этапе дошкольного детства ребенок начинает осознавать живое и неживое, себя как живое существо. Происходит постепенный переход от эмпирически складывающейся культуры взаимодействия человека со средой обитания и различными ее представлениями до осознанного понимания этого взаимодействия (Н.Ф. Виноградова) [1].

Экологическую культуру дошкольников Н.А. Рыжова определяет как качество личности, компонентами которой являются:

  • интерес к природе и проблемам ее охраны;
  • знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
  • экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);
  • мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении [17].

Николаева С.Н. считает, что формирование основ экологической культуры дошкольников - это становление осознанно-правильного отношения к природе [12]. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. Исходным звеном воспитания осознанного - правильного отношения к природе является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в обществе. Возможность усвоения таких знаний детьми доказана педагогическими исследованиями многих ученых (И.А. Комарова, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдуровой).

В концепции экологического образования указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:

  • формирование знаний и отношения к природе, ее единству, ее значению для жизни человека, взаимодействие в системе человек – природа – общество;
  • формирование интеллектуальных и практических умений средствами игр; воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
  • формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности нравственных суждений, в том числе и в ходе игровой деятельности;
  • участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды [20].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что понятие «экологическая культура» соединяет в себе знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей.

Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности [18].

Экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека. Свое начало оно берет в дошкольном детстве, в процессе экологического образования, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.

Автором опыта представляется возможным использование для экологического образования дошкольников в условиях взаимодействия с социумом такой интерактивной формы работы, как акции.

Акция – социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие, цель которой – привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, распространение информации среди разных групп населения, содействие формированию общественного сознания. По мнению О.Б. Тебеньковой использование социально-значимых акций является эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста по различным направлениям деятельности, в том числе и в рамках формирования экологической культуры [3].

Природоохранные акции - это социально значимые мероприятия, которые проводятся в структурном подразделении «Детский сад» его сотрудниками и детьми, где возможно участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их ценными. Дети дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность [3].

Новизна опыта заключается в разработке и апробации системы работы дошкольного образовательного учреждения и социума по формированию у дошкольников экологической культуры при подготовке и проведении современных форм социально-значимых акций.

Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Применение данного опыта возможно в условиях ДОО, начальной школы, учреждениях дополнительного образования. Опыт охватывает всех участников образовательного процесса и может быть интегрирован в другие интерактивные формы взаимодействия.

РАЗДЕЛ II.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цель опыта – экологическое образование дошкольников в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума посредством организации и проведения социальной акции.

Для достижения поставленной цели определены задачи:

- экологическое воспитание дошкольников как предпосылка развития экологической культуры ребенка;

-обеспечение овладения ребенком основными экологически-культурными способами осуществления различных видов деятельности, формирование умений, навыков, компетенций, необходимых для экологического сознания, элементов экологической культуры;

- формирование представлений о своем статусе, правах и обязанностях;

- развитие мотивации к экологической деятельности, способности осуществлять саморегуляцию, оценивать свою деятельность с точки зрения ее природосохранности для себя и окружающих;

- формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, преобразовывать способы решения задач в соответствии с особенностями ситуации в различных видах деятельности;

- формирование активной жизненной позиции у дошкольников в процессе проведения акций;

- повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников, представителей социума в экологическом образовании дошкольников за счет вовлечения всех субъектов взаимодействия в единое социокультурное пространство.

Основные принципы, которые легли в основу опыта:

- субъект–субъектный характер взаимодействия всех участников образовательных отношений;

- принцип научности, природосообразности;

- принцип учета объективных потребностей, мотивов детей, индивидуальной комфортности;

- принцип событийности;

- принцип вариативности;

- принцип командности;

- принцип наглядности и зрелищности;

- принцип обратной связи.

Реализация указанных принципов является важным условием результативности и успешности проведения акции.

В экологическом образовании дошкольников используются как традиционные, так и инновационные формы и методы работы: сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры; экскурсии и конкурсы; викторины и тематические занятия-развлечения; семейные гостиные; совместные праздники с воспитанниками и их родителями; тематические кукольные спектакли; проекты с использованием ИКТ. Одной из наиболее эффективных форм пропаганды экологической культуры среди детей и их родителей в структурном подразделении «Детский сад»  являются тематические акции.

                Система работы по данному направлению заключается в подготовке и проведении совместных акций с привлечением воспитанников, родителей (законных представителей) воспитанников, социальных институтов.

 Пути реализации:

  Создание условий, соответствующей развивающей среды.

  Повышение экологической грамотности в области экологического воспитания.

  Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. 

  Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.

  Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний

Работа по реализации данного опыта осуществлялась в несколько этапов.

Предварительный этап.

Для проведения социальных акций проводилась предварительная работа:

- разработан пакет нормативно-правовых документов (Положение о социальной акции, приказы, планы взаимодействия структурного подразделения «Детский сад» и социума) ;

- проведен анализ состояния взаимодействия структурного подразделения «Детский сад»  с родителями (законными представителями) воспитанников, социумом (определение степени включенности родителей и социума в работу по экологическому образованию дошкольников: акции, конкурсы, проекты);

- составлен календарно-тематический план проведения акций (Приложение №3);

- создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая повышению компетентности детей, педагогов, родителей по экологическому образованию дошкольников (уголок природы, экологическая тропа, огород, аптекарский огород).

На втором этапе осуществлялась непосредственная подготовка к проведению акций. Социальная акция представляет собой одно или несколько мероприятий, логически связанных и объединенных конечной целью.

В соответствии с целевой аудиторией проводимых акций формулировались задачи. С воспитанниками проводилась предварительная работа посредством просмотра видеофильмов, презентаций, наблюдений, подготовки тематических выставок, определялись основные задачи акции, разрабатывался маршрут.

Акции, целевой аудиторией которых стали родители (законные представители) воспитанников, решали задачи пропаганды экологической культуры самими родителями, так как именно они в этом возрасте являются основным объектом для подражания.

При подготовке и проведении акций можно условно выделить основные этапы:

I этап: подготовительный - организационная, информационная, методическая, психологическая и финансовая подготовка социальной акции.

II этап: основной - реализация сценария непосредственно акции.

III этап: аналитический - подведение итогов акции, определение ее дальнейших перспектив.

Ежегодная акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!» была направлена на призыв собрать для вторичной переработки бумагу, бывшую в употреблении, для получения новой продукции. Люди, принимая активное участие в акции, часто не задумываются в чём важность сдачи бывшей в употреблении бумаги. В структурном подразделении «Детский сад»  был организован пункт приема макулатуры. Участники акции раздавали листовки с призывом «Сдай макулатуру - спаси дерево!».

Воспитанники приняли участие в акции «Подарим книге новую жизнь - спасём одно дерево!». Целью данной акции являлось формирование активной позиции детей в области охраны окружающей среды, бережного отношения к природе, сохранения ее богатства, воспитание бережного отношения к деревьям. В ходе акции дети узнали о том, как и появляется бумага, в каких сферах деятельности используется. Им был продемонстрирован познавательный фильм «История создания книги», а в мастерской по ремонту книг дети оказались в роли книжных «докторов» и сами лечили «больные» книжки: подклеивали, приводили в порядок обложки книг, рассказывали о бережном отношении к книгам.

Цель Всероссийской акции «Россия – территория «Эколят – Молодых защитников Природы» - развивать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения у воспитанников структурного подразделения «Детский сад»; уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе; ознакомление детей с разнообразием окружающего мира, деятельности человека в природе. Во время акции ребята познакомились с образами сказочных героев - друзей и защитников природы - Умницей, Шалуном, Тихоней и Ёлочкой. В рамках проведения данной акции, с целью экологического просвещения, формирования ответственного экологического поведения, воспитанники приняли участие во Всероссийском экологическом уроке «Эколята – молодые защитники природы» и во Всероссийской экологической олимпиаде «Эколята – молодые защитники природы», цель которой – выявление наиболее экологически грамотных детей, повышение естественнонаучной грамотности обучающихся (Приложение №4).

Всероссийская акция «Живи, лес!» служит хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Ребята, в ходе беседы, вспомнили о значении леса в жизни человека, правила поведения в лесу. С интересом приняли участие в дидактических играх «С какого дерева листок», «Узнай дерево», « К названному дереву беги».  (Приложение № 5).

Природоохранная акция «Покормите птиц зимой!» является ежегодной и направлена на оказание посильной помощи птицам, зимующим в нашей местности, пережить морозы и недостаток пищи. Совместная деятельность со всеми участниками образовательных отношений была направлена на изготовление кормушек для птиц и их размещение в разных местах нашего детского сада, семейного  парка,  заготовки корма для птиц, чтобы была возможность их подкормить в холодное время года (Приложение № 6).

Организаторами акции «Сдай батарейку - сохрани природу!» выступили департамент жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области совместно с компанией ООО «Дюрасселл Раша». К участию в акции были приглашены родители (законные представители) воспитанников структурного подразделения «Детский сад»  и педагоги образовательной организации. (Приложение № 7).

Акция «Елочка, живи!» направлена на привлечение внимания к проблеме сохранения лесных ресурсов, охране хвойных пород деревьев в период новогодних праздников. Родителям воспитанников ДОУ вручались знаки, сделанные своими руками и запрещающие вырубку деревьев, проведен круглый стол с призывом и просьбой сохранить хвойные породы деревьев в период новогодних праздников, с обсуждением возможностей замены елок  новогодними букетами или искусственными елками.

 Целью акции «День птиц» стало привлечение внимания взрослых и детей к прилету перелётных птиц, воспитание бережного и внимательного отношения к природе и любви к родному краю. Участниками акции стали семьи наших воспитанников. Родителям и детям было предложено принять участие в птичьих хлопотах и помочь скворцам, построить для них уютные домики - скворечники. Ведь если птицы поселятся рядом с нами, то за их жизнью ребятам будет удобнее наблюдать, а не только рассматривать на картинках. В каком восторге были наши дети, когда с гордостью приносили в группу «птичьи домики», сделанные заботливыми руками родителей (Приложение № 8).

Акция «День Земли» приурочена к Международному дню Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем. Воспитанники группы и их родители с удовольствием приняли участие в данной акции. Дети, совместно с родителями, нарисовали рисунки, в которых попытались передать призыв к бережному отношению к окружающему миру и планете Земля .

Благодаря акции «День добрых дел» дети узнали на собственном опыте, что их хорошие поступки несут людям добро. В ходе беседы ребята попытались самостоятельно дать определение слову «доброта», перечислили, какие добрые дела экологической направленности по силе дошкольникам и пришли к выводу, что в их силе навести порядок на своем участке (убрать веточки, почистить дорожки, посадить цветы), а также помочь убрать участок малышам – детям младшей группы.

РАЗДЕЛ III.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Объединение разнообразных форм работы с детьми, включённость и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса на заключительном этапе обеспечили интеграцию образовательных областей, различных видов детской деятельности, позволили осуществить комплексный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Итоговая диагностика уровня сформированности представлений дошкольников об экологической культуре на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой выявила следующую динамику: высокий уровень - 65% детей, средний - 20%, низкий уровень - 15%.

Мониторинг уровня сформированности навыков экологической культуры

Данные диагностики дают основание считать, что у дошкольников в достаточной степени сформированы навыки экологической культуры. Дети включают освоенные знания и умения в игровые моделирующие ситуации.

Опыт показывает, что социальные акции являются одним из эффективных средств ранней социализации детей дошкольного возраста.

Благодаря участию в акциях происходит формирование активной жизненной позиции, у детей развиваются представления о том, что от каждого из них зависит состояние окружающей среды, взаимоотношения людей, результаты деятельности. Практическая ориентированность этой формы работы запускает механизм трансформации знаний в личное отношение к социальной проблеме.

В ходе проведения социальных акций реализуется принцип интеграции, что позволяет осуществлять разностороннее развитие детей.

Результатом проведения социальных акций стало накопление детьми разнообразного социального опыта. У дошкольников в элементарном виде формируются социально-ценностные ориентации, они становятся более независимыми и самостоятельными. Дети способны действовать осознанно и целенаправленно, оценивать результаты своей деятельности.

Результативность опроса родителей (законных представителей) воспитанников выявила положительную динамику в стремлении активно взаимодействовать с дошкольным образовательным учреждением в вопросах формирования экологической культуры у ребенка посредством участия в акциях.

С помощью социальных акций, нам удается каждый раз создавать для детей атмосферу праздника – праздника познания, общения и красоты.

Перспективность опыта заключается в дальнейшей разработке и применении социальных акций при формировании у дошкольников основ экологического образования, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.

Результаты создания эколого-развивающей среды

Включение эколого-развивающей среды в образовательный процесс способствует:

1.     Формированию экологической культуры
Дети осознают свою роль в сохранении природы и учатся бережно относиться к окружающей среде.

2.     Развитию познавательной активности
У детей формируется интерес к изучению природы и естественных наук.

3.     Формированию практических навыков
Дети получают опыт ухода за растениями и животными, учатся сортировать отходы и экономить ресурсы.

4.     Развитию творческого мышления
Работа с природными материалами и участие в экологических проектах стимулируют творчество.

 

Заключение

Эколого-развивающая среда в структурном подразделении «Детский сад», соответствующая требованиям ФОП ДО, является важным условием для эффективного экологического воспитания дошкольников. Она позволяет детям не только приобретать знания об окружающем мире, но и развивать практические навыки и формировать экологически ответственное поведение. Организация такой среды требует комплексного подхода, включающего создание разнообразных зон, использование современных технологий и активное участие педагогов. В результате дети не только становятся ближе к природе, но и учатся ценить и сохранять ее для будущих поколений.

Библиографический список

  1. Вашурина Р.И., Репникова Л.А., ФедороваТ.С. Игра в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста–Тольятти, 2000г.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006
  3. Деркунская В.А. Социальные акции и волонтерское движение в детском саду. Методическое пособие / Под ред. В.А. Деркунской. – М.: Центр педагогического образования, 2018. – 240 с.
  4. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников срастениями. М.: Просвещения, 1981
  5. Зарубина О.Е. Познавательные занятия экологического содержания в детском саду. / Сборник конспектов занятий./ Выпуск 1. – Ульяновск 2001г.
  6. Иванова А.И. Экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009
  7. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание, 1995г., №7.
  8. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред., изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт – Петербург, Акцидент, 1998г.
  9. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. / Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск, Асар, 1996г.
  10. Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.
  11.  Николаева С.Н. Приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.
  12.  Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. / Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений. – М., Академия, 1999г.
  13.  Николаева С.Н. Экологическое воспитание. / Дошкольное воспитание, 1994г.
  14.  Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
  15. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7
  16. Ребёнок и природа. // Дошкольное воспитание, 1993г., № 7.
  17.  Рыжова Н.А. Дом – природа. / Программа экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1994г., № 7.
  18.  Рыжова Н.А. Образование в детском саду. – М., Издательский дом «Карапуз», 2001г.
  19.  СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа литературными персонажами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - Москва-2005г.
  20.  Федорова Т.С. Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста – Тольятти, 2000г.
  21.  Ясвин В. А. История и психология формирования экологической культуры: Удобно ли сидится на вершине пирамиды? / В. А. Ясвин; Отв. ред. В. М. Захаров; Центр экол. политики России. - М. : Наука, 1999. – 97.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1 - Диагностика экологических знаний дошкольников, разработанная на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой

Приложение №2 - Анкеты для родителей «Экологическое воспитание детей»

Приложение №3 – Календарное планирование  проведения социальных акций 

Приложение №4– Социальная акция «Эколята –защитники Природы»

Приложение № 5 – Всероссийская акция «Живи, лес!» 

Приложение № 6  -Природоохранная акция «Покормите птиц зимой!»

Приложение № 7  - Акция «Сдай батарейку - сохрани природу!»

Приложение № 8– Социальная акция «День птиц»

                                                                                                                        Приложение №1

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности экологических представлений детей дошкольного возраста (С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой)

Содержание данной педагогической диагностики направлено на выявление следующего:

 - в какой степени ребенок освоил экологические знания;

 - какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

 - в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного). Вся диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком. Для получения дополнительной информации так же осуществляется наблюдение за детьми в различных видах деятельности: игровой, трудовой, образовательной. Изучаются творческие работы детей – рисунки, поделки. Проводятся беседы с воспитателями групп и родителями воспитанников.

 Методика эксперимента.

Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

 - формирование экологических знаний

- экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

 Все диагностические задания сгруппированы по трём разделам:

 1. Представления о природе:

а) об объектах живой природы;

 б) об объектах неживой природы.

 2. Отношение к природе.

3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.

 В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.

 Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и Л. М. Маневцовой.

 Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:

 - от 1 до 1,6 баллов — низкий уровень;

 - от 1,7 до 2,3 баллов — средний уровень;

 - от 2,4 до 3 баллов — высокий уровень.

 Содержание диагностического инструментария:

Представления о природе.

А) Живая природа.

Задание 1.

 Цель. Выявить характер представлений ребенка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о потребностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал. 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: растение, животные (птица, насекомое, зверь, рыба), солнце, автомобиль, самолет.

Методика. Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой природы. После этого задаются вопросы:

 - Как ты догадался, что все это живое?

 - Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

 - Что нужно (называется конкретный объект) для хорошей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

 Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений. Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и выбрать растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу. Задание 3. Цель. Выяснить, знает ли ребенок части растений и их функции.

Материал. Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

 Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть все картинки и показать у растений корень, стебель (ствол), лист, цветок, плод.

Задание 4.

 Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о стадиях роста растений.

 Материал. Карточки с изображением стадий роста одуванчика.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 5.

Цель. Выявить представления ребенка о многообразии животных и местах их обитания.

Материал. Большие дидактические картины: лес, луг, водоем, деревенский дворик; картинки с изображениями животных: 3—4 вида домашних и диких животных, 3—4 птицы, рыбы, насекомые (жук, стрекоза, бабочка, муха), лягушка.

 Методика. Ребенку предлагается назвать животных, поместить на картины в зависимости от мест их обитания и обосновать свой выбор.

 Задание 6.

Цель. Выявить представления ребенка об основных стадиях роста животных.

 Материал. Карточки с изображением стадий роста и развития рыбы, птицы.

Методика. Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

 Задание 7.

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.

Материал. Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Методика. Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

 - Какое это время года?

 - Почему деревья так выглядят?

 - Как изменяется жизнь животных (называется время года)?

 - Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

 Задание 8.

 Цель. Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

 Материал. Картинки с изображениями примеров правильного и неправильного поведения детей в природе.

 Методика. Индивидуальная беседа с ребенком:

 - Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

 - Как бы ты поступил на его (ее) месте?

 - Какие добрые дела ты делал для растений, животных, людей?

 Б) Неживая природа.

 С ребёнком проводится беседа по следующим вопросам:

 О воде:

 - Какого цвета может быть вода?

 -Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?

 - Что произойдёт с водой, если зачерпнуть её в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть)

- Зачем нужна вода?

О песке:

 - Чем отличается сухой песок от влажного?

 - Что произойдёт, если наступить на влажный песок?

 - Зачем нужен песок?

О природных явлениях (ветер, дождь, небо):

 - Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?

 - Что происходит с деревьями, когда дует ветер?

 - Зачем нужен дождь в природе?

 - Что было бы с растениями, если бы не было дождя?

 - Что появляется после дождя на городских улицах?

 - Как меняется небо весной, летом, зимой?

 - Почему небо иногда кажется белым или серым? Что может «застилать» небо?

 - Если на небе тёмные тучи осенью или летом – как изменится погода?

 Оценка деятельности:

1 балл – представления об объектах живой и неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.

2 балла – у ребёнка имеются некоторые существенные представления об объектах живой и неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.

3 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах живой и неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.

 2. Отношение к природе.

Задание 1.

Цель. Изучить особенности отношения ребенка к животным и растениям в специально созданных условиях.

Методика. Проводится наблюдение за отношением ребенка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор деятельности — либо с природными объектами, либо другой деятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые из живых существ, которые нуждаются в помощи (животные — в кормлении, растения — в поливе), для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

 - Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

 - Хотел бы ты ему помочь?

 - Почему ты хочешь ему помочь?

 Оценка деятельности:

 1 балл – ребёнок отдаёт предпочтение игре, рисованию и т.д.; по собственной инициативе не проявляет желания общаться с живыми объектами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

2 балла – с удовольствием, по собственной инициативе общается преимущественно со знакомыми, приятными для него животными и растениями.

3 балла – предпочитает деятельность с природными объектами. С удовольствием по собственной инициативе общается с животными (знакомыми и незнакомыми) и растениями.

 3. Умение осуществлять деятельность с природными объектами (труд в природе).

 Цель. Выявить умение ребенка осуществлять уход за растениями.

Методика. У ребенка спрашивают, хотел бы он поухаживать за комнатным растением или нет, и предлагают ему объяснить, почему необходимо ухаживать за растением. После получения согласия ребенку предлагается:

 - выбрать комнатное растение, нуждающееся в уходе, объяснив свой выбор;

 - рассказать о последовательности ухода за растением;

 - непосредственно осуществить уход.

Оценка деятельности:

 1 балл – ребёнок не умеет ухаживать за живыми существами.

2 балла – сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмысленна – увлечён процессом, а не качеством результата для живого объекта.

3 балла – охотно откликается на предложение взрослых помочь живому существу; самостоятельно видит необходимость ухода и качественно его выполняет. Испытывает удовольствие от помощи живому.

 Уровни экологических представлений и отношения к природе:

 Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) — ребенок различает и называет большое количество животных, растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Имеет представление о некоторых объектах неживой природы. Не всегда правильно называет их основные свойства, признаки. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. По собственной инициативе не проявляет интереса к живым объектам. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) — ребенок различает большое количество объектов живой и неживой природы, вычленяет характерные и — под руководством педагога — существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) — ребенок знает основные признаки живого и объектов неживой природы, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым живым объектам. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе. Готов оказать помощь в случае необходимости. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов.

Приложение № 2.

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».

Уважаемые родители! Искренне ответьте на вопросы анкеты. Это поможет нам сотрудничать с Вами по экологическому воспитанию Вашего ребенка.

Выберите правильный по Вашему мнению ответ и подчеркните его.

  1. Интересуют ли Вас лично проблемы экологии? – Да.  – Нет. – Иногда.
  2. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц, растения?                – Да. – Нет. – Иногда.
  3. Считаете ли Вы нужным осуществлять экологическое воспитание детей?                   – Да. – Нет. – Не знаю.
  4. Как Вы считаете, кто должен осуществлять экологическое воспитание Вашего ребенка?          – Семья.   – ДОУ   – Совместно.
  5. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

                        – Да.  – Нет.   – Иногда.

  1. Соблюдаете ли Вы сами эти правила?        – Да.   – Нет.   – Иногда.
  2. Имеются ли у Вас дома комнатные растения?

                 – Да (1 – 2) – Да (3 и более) – Нет

  1. Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за растениями?                              

                    – Да. – Нет – Иногда

  1. Имеются ли у Вас дома животные?

                   - Да. – Нет. – Категорически против.

    10. Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за домашним питомцем?

                            - Да. – Нет. – Иногда.

    11. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?         – Да.  – Нет.  – Иногда.

    12. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи, видеофильмы о природе?

                                    - Да. – Нет. – Иногда.        

    13. Часто ли Вы бываете с ребенком в лесу?       – Да. – Нет. – Иногда.

    14. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?         – Да. – Нет. – Иногда.

    15. Как вы считаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в семье?

                                       - Да. – Нет. – Иногда.

    Приложение № 3.

Календарное планирование социальных акций

Бакуменко Светлана Ивановна

                                             воспитатель первой квалификационной категории

Актуальность:

Сегодня как никогда необходимо совершенствовать способы и методы обогащения нравственного опыта ребенка в процессе вхождения его в мир людей. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный разнообразными источниками воздействия, как позитивного, так и негативного, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Самым главным нравственным примером для детей являются окружающие его взрослые и социальное окружение.

Цель: создание условий для вовлечения детей в социально-значимую деятельность, формирования активной жизненной позиции детей и взрослых.

Задачи:

  1. Продолжать сплачивать детско-взрослый коллектив (дети, родители, педагоги, социум).
  2. Формировать предпосылки эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания.
  3. Создавать условия для овладения основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности, развития способности к волевым усилиям, следованию социальным правилам и нормам поведения в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и детьми.
  4. Способствовать воспитанию таких ценностей как милосердие, доброта, ответственность, активность, коллективизм, готовность приносить пользу для общества.

Методы и приемы:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические
  • Проблемные

Технологии и практики:

  • Дети-волонтеры (Н.П. Гришаева) 
  • Социальные акции (Н.П. Гришаева)
  • Проблемные педагогические ситуации (Н.П. Гришаева)
  • Технология включения родителей в образовательный процесс (Н.П. Гришаева)

Содержательный блок:

В практике работы структурного подразделения «Детский сад»  сложилась система работы по проведению социальных акций  как одного   из направлений позитивной социализации дошкольников:

- традиционные акции;

- включенность в конкурсные, событийные акции различного уровня;

- годовой план работы (раздел «Социально-коммуникативное развитие», совместная детско-взрослая практико-ориентированная деятельность);

- освоение технологии социального проектирования (проблема, соц.заказ, прогнозирование,  план, цели, конечный результат, совместное обсуждение итогов)

Планируемые результаты и достижения при реализации практики:

дети:

- положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности;

-дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром;

-дети сами становятся инициаторами и организаторами социальных акций

 педагоги и родители:

- консолидация усилий и формирование положительных взаимоотношений между коллективом структурного подразделения «Детский сад»  и родителями;

-  расширение направленности, увеличение количества участников акций.

Наименование акции

Цель

Дата проведения

1

Профилактическая акция по соблюдению правил перевозки детей в автомобиле

донести до каждого родителя-водителя, что безопасность ребенка в автомобиле находится в руках взрослого

Сентябрь

2

Акция «Внимание, водитель! На дороге дети!»

создание условий для сокращения уровня детского травматизма на улицах и дорогах

Сентябрь

3

Экологическая акция «Команда спасателей»

развитие экологического кругозора воспитанников, формирование интереса к экологии, к изучению регионального компонента, формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Сентябрь

4

Квест на экологической тропинке (осенний)

обобщение и систематизация экологических знаний у дошкольников на четырех видовых точках: "Клумбы", "Птичий столб", "Уголок леса" и "Растения Красной книги"

Октябрь

5

«Веселая прогулка»

пополнить выносной материал для прогулок зимой

Ноябрь

6

Экологическая акция «Накормите птиц зимой» («Птичья столовая»)

привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки

Декабрь

7

Экологическая акция «Спасение зеленой елочки»

 создание условий для вовлечения детей в социально-значимую деятельность, формирования активной жизненной позиции детей и взрослых; разместить  плакаты в защиту от вырубки к Новому году зеленых елей, пропаганда использования искусственных елей или в кашпо

Декабрь

8

Акция «Почта Деда Мороза»

поддерживать веру в волшебство, надежду на  исполнение новогоднего желания детей

Декабрь

9

Акция «У ПДД каникул нет»

привлечь внимание дошкольников, учеников и их родителей  к проблеме детской дорожной безопасности

Январь

10

Семейная акция «День рождения Снеговика»

вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в развлечении; повысить двигательную активность, сплоченность  детей и родителей

Январь (18.01.)

11

Квест на экологической тропинке (зима)

обобщение и систематизирование экологических знаний у            дошкольников на видовых точках: "Муравейник", "Птичий столб", "Уголок леса"

Февраль

12

Акция «Большая помощь для маленького друга»

 выяснить основные причины появления на улицах бездомных животных; привлечь к проблеме бездомных животных детей и взрослых

Февраль

13

Акция «Внимание! Дорогу переходят дети»

напомнить о том, что самое важное для всех взрослых – это обеспечить безопасность детей; изготовление памяток для водителей (детский рисунок с изображением пешеходного перехода)

Март

14

Акция «Ребенок- главный пассажир!»

популяризация использования детских удерживающих устройств при перевозке несовершеннолетних пассажиров

Март

15

Фотоакция по ПДД «Сверкаем Вместе» 

напомнить пешеходам, что на дорогах жизненно необходимо быть заметным для других участников движения

Март

16

Всероссийская акции «Мечты о космосе» (уровень может меняться)

сохранение исторической памяти, вовлечение в творческую деятельность, популяризация современных достижений в космической сфере и формирования чувства гордости за свою страну

Апрель

17

«Домик для скворца»

вовлечь детей детского сада и их родителей в трудовую деятельность по изготовлению скворечников; провести «ревизию» имеющихся скворечников

Апрель

18

«Весенняя неделя добра»

способствовать взаимопониманию, взаимопомощи, желанию помочь оказавшимся в трудной жизненной ситуации, установлению тёплых и дружеских отношений обучающихся в совместной творческой деятельности в сотворении добрых дел

Апрель

19

Акция «Бессмертный полк» ( разный формат)

создание условий для совершенствования знаний об истории родной страны, для формирования у детей патриотических качеств личности;  сохранение памяти о подвиге наших предков в годы Великой Отечественной войны

Май

20

«Сирень Победы»

расширение знаний детей о традициях, символах празднования праздника «9 мая - День Победы»; сохранение памяти о подвиге наших предков в годы Великой Отечественной войны

Май

21

«Окна Победы»

создание  атмосферы одного из самых важных праздников в России, передать молодому поколению его традиции, выразить благодарность героям Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, почтить память ушедших ветеранов

Май

22

«Детский сад-цветущий сад»

 развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность;  активизация деятельности педагогов, родителей и детей детских садов по благоустройству и озеленению территории, развития у детей бережного отношения к природе

Май-июнь

   Приложение № 4

Отчеты по акции

«Эколята- молодые защитники природы»

  В рамках экологического воспитания детей 17 октября 2023года  в старшей разновозрастной группе структурного подраделения «Детский сад» МБОУ «Анновская СОШ имени Героя Советского Союза А.Н.Гайдаша Корочанского района Белгородской области»  прошел Всероссийский урок «Эколята - молодые защитники природы» (воспитатель Бакуменко С.И.)

       Цель урока: экологическое просвещение воспитанников, формирование ответственного экологического поведения, повышение естественнонаучной грамотности.

            Дошколята узнали, как нужно отправляться в путешествие, что брать с собой, как вести себя на природе, что можно и чего нельзя делать в лесу, почему необходимо беречь и заботиться о природе. Ребята дружно комментировали увиденное на экране и поняли, что в лесу нельзя шуметь, без надобности не рвать цветы, не оставлять мусор, а лучше всего – вести наблюдение, фотографировать, просто отдыхать и дышать воздухом, насыщенным кислородом.  Дети с удовольствием посмотрели видеоролик, который посвящен друзьям человека – собакам, как люди ухаживают и играют с питомцами, чем кормят их. Затем шел разговор с ребятами о своих домашних животных. Дети  поделились историями из жизни домашних питомцев, которых они очень любят. Проведение данного урока помогло приобрести ребятам определенный опыт по формированию активной гражданской позиции в вопросах сохранения окружающей среды и своего здоровья.

  25 апреля 2024 года  в рамках проведения  Всероссийского « Дня Эколят – молодых защитников природы»воспитанники старшей разновозрастной   группы ( воспитатель Бакуменко С.И.) посвятили весь день своими любимым героям-эколятам.  Педагогом был составлен и реализован план следующих мероприятий:

1.    Вспомнить героев  и логотип Эколят.

2.    Беседа на тему: «Берегите природу», «Запрещающие правила природы»

3.  Просмотр мультфильма «Эколята – друзья и защитники Природы!».

4.  Экологическая тропа Эколят (территория детского сада- клумбы, огород, «Зеленая Аптека»).

5. Трудовое воспитание: посадка цветов на клумбе.

6.    Творческая мастерская: конкурс рисунков  «Эколята – друзья и защитники Природы!».

25 апреля воспитанники нашего детского сада  весь день провели с Эколятами: Елочкой, Шалуном, Умницей и Тихоней!  На утреннем круге  мы вспомнили героев  и логотип Эколят, и сделали зарядку с любимыми героями.

На занятии мы беседовали о том как надо беречь природу  и  правилах поведениях в  природе, дети вспомнили и закрепили свои знания. Просмотр мультфильма «Эколята – друзья и защитники Природы!» вызвал море эмоций. Ребята с удовольствием делились историями из личного опыта

       На прогулке  мы прошлись по экологической тропе детского сада «Тропой Эколят», рассмотрели все растения, растущие на территории и очистили насаждения от мусора.  Дети расширили и закрепили знания о цветах, деревьях, кустарниках и травах родного края.

Особое внимание привлекла проблема мусора в природе, с целью уменьшения его была проведена дидактическая игра «Учимся сортировать мусор». Так же ребята привели в порядок свой участок для игр в детском саду.

 С целью создания экологической среды на территории детского сада нами был посажен огород, где ежедневно  мы с ребятами осуществляем необходимый уход за растениями (лук, морковь, томаты, горох и лекарственные растения). И сегодня мы не забыли заглянуть на наш огород и в «Зеленую аптеку».

Не забыли дети посетить нашу клумбу, где мы сорвали сорняки, посадили и полили барохатцы.

Дети очень любят рисовать и рассказывать. И поэтому в завершении этого чудесного дня мы провели конкурсы: лучшая история    со сказочными героями Эколятами и конкурс рисунков  «Эколята – друзья и защитники Природы!». Дети проявили свою фантазию, воображение  и творчество.

      Проведённые мероприятия вызвали у детей эмоциональный отклик и познавательный интерес!

 

                                           Приложение № 5

    ПРОВЕДЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОСЕННЕЙ АКЦИИ «ЖИВИ, ЛЕС!»

(ОТЧЕТ)

 Лес – богатство, созданное природой. Сколько пользы несет он для человека!

     Но из-за необдуманного использования его ресурсов численность лесов катастрофически сокращается. А лесные пожары…! Какой ущерб несут они!

     В целях привлечения особого внимания общества к проблемам восстановления и приумножения лесных богатств России проводится Всероссийская осенняя акция «Живи, лес!». Сегодня лесу нужна помощь каждого из нас. И мы в силах сделать совсем, казалось бы, малое — посадить несколько деревьев, содержать в порядке двор, улицу, где живем, не засорять окружающую природу. Это будет огромным шагом на пути к здоровой экологии.

     В рамках данной акции  с родителями и детьми  младшей разновозрастной группы  был организован ряд мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблемам сохранения, восстановления российских лесов, формирование экологически правильного отношения к природе, побуждение желания охранять её от разрушений, при необходимости восстанавливать.

     Беседы с дошкольниками «Лес - дар бесценный», «Правила поведения в лесу» учат детей бережному отношению к лесу и его жителям.

Экологическая экскурсия «Чудеса на лесной тропинке» показала воспитанникам красоту и волшебство леса.

     Целевые прогулки по территории структурного подразделения «Детский сад», в парк «Семейный», «Березка», «В гости к деревьям» познакомили малышей с названиями деревьев, отличительными признаками, уходом за деревьями в осенний период.

     Отгадывание загадок «Загадки в лесу на каждом шагу», викторина -путешествие «В королевстве Золотой Осени», дидактические игры: «Третий лишний», «Деревья», «С какого дерева листок», «Кто быстрее найдет дерево», «Собери шишки», «Ветерок и листья», «Беги к дереву, которое назову», чтение сказок, стихотворений, рассказов о лесе, заучивание пословиц, стихотворений, поговорок – все это способствовало  экологическому  воспитанию  дошкольника.

      Не остались в стороне и родители. Они приняли участие в конкурсе рисунков «Берегите лес от пожара!» и поделок из природного материала.

                                                                                        Приложение №6

Экологическая акция

«Покорми птиц зимой»

Тип акции: познавательно-практико- исследовательская.

Срок проведение акции: декабрь.

Участники акции: дети дошкольного возраста (6-7 лет), родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность акции: 

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Зима для птиц –самое трудное время года: много пернатых погибает от холода и голода, так как часто естественный корм практически недоступен.

   Птицы прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

Такая работа способствует развитию познавательной активности, нравственного самосознания ребёнка средствами экологического образования, и являются прекрасной возможностью проявить сочувствие и доброту. А привлечение родителей способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций, вызывает у детей чувство гордости за себя и свою семью.

Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и является значимой в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения. Учатся заботиться о пернатых, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели. Поэтому мы с детьми и их родителями ежегодно проводим акцию “Покормите птиц зимой”.

     В рамках реализации акции родители с детьми изготовили из бросового материала кормушки для птиц. У каждого они получились разные, но сделаны с душой, с теплом.

Эти кормушки были развешаны на нашем участке и организована регулярная подкормка птиц.

Цель: привлечь внимание детей и взрослых к зимующим птицам, чтобы облегчить для них период зимовки, а также повысить уровень экологической активности населения.

Задачи:  -  Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

-Расширить представление детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.

-Научить детей правильно их подкармливать.

-Вовлечение детей и родителей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.

-Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Этапы реализации акции:

I этап – подготовительный: 

-Составление плана мероприятий с детьми.

-Обсуждение цели и задач акции с родителями.

-Постановка проблемы перед детьми, вхождение их в игровую ситуацию.

II этап – основной (практический): 

-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

-Заготовка корма для птиц.

-Изготовление кормушек в совместной деятельности родителей и детей.

-Развешивание кормушек на территории садика и в парке «Семейный».

-Подкормка и наблюдение за птицами.

-Вовлечение в акцию жителей района.

III этап-заключительный:

-Обработка результатов по реализации акции.

-Организация птичьих столовых в микрорайоне.

-Презентация акции (освещение опыта работы на городском уровне).

Ожидаемые результаты реализации акции:

-Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

-Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц).

-Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней

Постановка проблемы перед детьми, вхождение их в игровую ситуацию.

Цель: Вызвать у детей желание подкармливать птиц зимой.

Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, что на участке детского сада, во дворах около жилых домов стало больше птиц. Почему?

Дети объясняют причину.

Воспитатель подводит итог: “С наступлением холодов корма становится все меньше для птиц, спрятались насекомые, дует холодный ветер, снег заметает семена трав и деревьев, птицы нуждаются в нашей помощи”.

План мероприятий с детьми

№ п/п

Содержание работы

Участники

1

Экскурсия по территории детского сада

Цель: выяснить какие птицы зимуют в селе. Учить различать их. Формировать наблюдательность, заботливое отношение к птицам.

Воспитатели, дети.

2

Беседы:Что ты знаешь о птицах”; “Птицы зимой”;  “Почему нужно подкармливать птиц”.

Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.

Воспитатели, дети.

3

Чтение книг: С.Маршак “Где обедал воробей”.  Н.Сладкова “Волшебная палочка”, “Кусок хлеба”. В.Бианки “Сумасшедшая птица”, “Кто сыт, тому голод не страшен”, “Разведчики”.

        Г. Скребицкий и В. Чаплина “Зимние гости”, “Чем дятел зимой питается”.

Воспитатели, дети.

4

Чтение и разучивание стихотворения

 А. Яшина “Покормите птиц зимой!”

Цель: развивать память, речь, учить читать стихотворение выразительно.

Воспитатели, дети.

5

Сбор корма для птиц.

Изготовление кормушек.

Цель: вызвать у детей желание накормить птиц, привлечь к совместной деятельности родителей

Воспитатели, родители, дети.

6

Развешивание кормушек.

Цель: развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Воспитатели, дети.

7

Наблюдение за птицами у кормушки.

Цель: учить детей заботиться о птицах, закрепить название птиц, правило кормления.

Воспитатели, дети.

8

Составление рассказа по серии картинок “Друзья птиц”.

Цель: Продолжать учить детей связно и образно рассказывать по серии картинок.

Воспитатели, дети.

9

Продуктивная деятельность:

Рисование “Сорока обернулась”,

Лепка “Синички на кормушке”,

Аппликация “Снегири на дереве”,

Конструирование оригами “Снегири на ветках”.

Цель: учить детей выражать свое отношение к птицам через творчество, развивать мелкую моторику.

Воспитатели, дети.

10

Игра-диалог: “Чем питаются зимующие птицы”

Цельзакрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление.

Воспитатели, дети.

11

“Вечер - загадок о птицах”

Цель:  развитие речи , логического мышления, памяти.

Воспитатели, дети.

12

Дидактические игры: “Покормите птиц”, “Собери картинку”.

Цель: дать знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Воспитатели, дети.

13

Подвижные игры: “Совушка”. “Коршун и наседка”. “Перелет птиц”.

Цель: Развивать основные виды движений. Умение творчески использовать свой двигательный опыт.

Воспитатели, дети.

14

Агитация жителей села: развешивание объявлений, раздача листовок.

Цель: Привлечение жителей села к кормлению птиц.

Воспитатели, дети.

15

Итоговое занятие: “Покормите птиц зимой”

Цель: закрепить и обобщить полученные знания о жизни птиц зимой.

Воспитатели, дети.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

                      Приложение  № 7

            Экологические акции   «Сдай батарейку - сохрани природу!»  

      Роль батареек в современном мире огромна! День батарейки в мире отмечается ежегодно 18 февраля, в день рождения изобретателя Алессандро Вольта.

       Он посвящается полезному изобретению, которое во многом преобразило повседневную жизнь человека. В этот праздник полезно вспомнить не только имя создателя батареек, но и причины, почему их нужно сдавать на специализированную переработку.

     Именно с этой целью в группе «Звездочки» прошла акция «Сдай батарейку-сохрани природу!». Из обучающего фильма и беседы дети узнали, что батарейки – опасные бытовые отходы, которые содержат опасные химические вещества, которые при распаде отравляют природу и наносят вред животным. А также, как важно сдавать батарейки на переработку в пункты приема во вторичную переработку. После интересной беседы, юные экологи решили поделиться своими знаниями с окружающими и раздали агитационные листовки в детском саду.  

Тема экологической ситуации очень актуальна, поскольку современный человек производит такое количество отходов, что проблема их утилизации становится с каждым днём всё более масштабной. Многие из нас даже не задумываются, что состояние окружающей среды напрямую связано с нашим поведением в быту. Нередко можно наблюдать картину, когда обычные использованные батарейки беспорядочно разбросаны по дому, а потом выбрасываются вместе с бытовым мусором. Никому и в голову не придёт, что маленькая блестящая батарейка - это источник колоссальной опасности как для человека, так и окружающей среды в целом. А еще в приемной нашей группы был открыт пункт приема использованных батареек, который активно пополняется. По завершению акции все собранные батарейки будут направлены в пункт утилизации.

   Дети и родители нашей группы приняли активное участие в акции «Сдай батарейку – сохрани природу!» С детьми были проведены беседы на темы: «Лес – это дом для животных и птиц», «Батарейки приносят вред природе!» Все собранные батарейки были переданы в пункт приёма. Выражаем благодарность родителям и ребятам, которые откликнулись на экологическую акцию и приняли активное участие!

       Сделай мир чище - начни с себя!

                                          

 

 

Приложение №8

Акция "День птиц"

" 1 Апреля - День птиц"

Цель: приобщить к празднику "День птиц", народным традициям. Закрепить представления о перелётных птицах. Привить любовь и бережное отношение к родной природе.

Задачи: воспитывать стремление заботиться о пернатых друзьях, бережное отношение к птицам, развивать любознательность, мышление, расширять кругозор.

Воспитатель: С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче и теплее солнце, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы.

Весна — время прилёта птицвозвращаются они в строгом порядке: сначала те, кто клюёт зёрна, затем водоплавающие, потом которые питаются насекомыми.

Поэтому сегодня мы отмечаем праздник «ДЕНЬ ПТИЦ».

В народе существует поверье, что каждую весну прилетают птицы, приносят золотые ключи и отпирают ими Весну. Люди Весну, ждали, звали, закликали.

А вы рады приходу Весны? Дети (ответы)

1.-Ожила вокруг природа

Пробудилась ото сна,

с голубого небосвода

С солнцем к нам пришла весна.

2. -Жаворонки, жавороночки!

Приносите нам Весну- красну, солнышко, тепло гнездышко!

3.- Где ты, солнышко, проснись,

Где ты скворушка, вернись,

Сыпать снег зима устала,

Кап, кап, кап, весна настала

Воспитатель Дети бегали по улице с весёлыми песнями веснянками, размахивая «жаворонками» из теста, чучелами птиц из соломы,

Мы тоже с вами сейчас сделаем птичек из бумаги, пойдём на улицу зазывать птиц.

Изготовление птиц из шаблонов.

На прогулке.

Хоровод, развешивание птиц на веранде, кустах.

Воспитатель Ребята, а вы знаете где и из чего делают птицы гнёзда?

(ответы детей)

- Сорока строит гнездо из веток и глины

- Иволга плетет гнездо – корзинку из травы

- У ласточки гнездо из глины и травы

- У щегла гнездо из сухой травы

- Соловей прячет гнездо в густом кустарнике у самой земли

- Филин живет в дупле

Игра «Скворечник» читает текст, дети хлопают, соглашаясь с теми предметами, которые нужно взять для строительства скворечника, или топают, не соглашаясь.

Вас зову с собой, друзья,

Строить домик для скворца.

В мастерскую приходите,

А с собою приносите…

Доски… Ветки… Молоток…

Краски… Пластилин… Сверло…

Тряпки… Дырокол… Ножовку…

Гвозди… Пенопласт… Веревку

Дрель… Линейку… Карандаш…

И готов скворечник наш!

Физкультминутка

«Стая птиц летит на юг.»

 

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг

(дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

(дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит

Космонавт летит в ракете

(потягивание - руки вверх)

А внизу леса, поля-

Расстилается земля.

(низкий наклон вперед, руки разводят в сторону)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь

Надо птичкам отдохнуть.

(дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу

Пролететь нам надо много

(дети встают и машут «крыльями»)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземлятся нам пора.

Игра. «Птицы» Если птицу назову, в ладоши надо хлопнуть, а если что-то другое, - то ногою топнуть!

Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и слоны….

Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы, голуби, синицы, куницы…

Прилетели птицы, голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки

Воробьи и чайки, Грачи и балалайки, чибисы, моржи, Соколы, чижи, Снегири, кукушки,

Гуси и ватрушки, Лебеди и совы, дятлы и коровы.

Прилетели под конец Утка, щука и скворец!

Игра «Скворечник» читает текст, дети хлопают, соглашаясь с теми предметами, которые нужно взять для строительства скворечника, или топают, не соглашаясь.

Вас зову с собой, друзья,

Строить домик для скворца.

В мастерскую приходите,

А с собою приносите…

Доски… Ветки… Молоток…

Краски… Пластилин… Сверло…

Тряпки… Дырокол… Ножовку…

Гвозди… Пенопласт… Веревку…

Дрель… Линейку… Карандаш…

И готов скворечник наш!

«Птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

В данном опыте представлены формы и методы работы с детьми, для воспитания гуманного отношения к природе, а также взаимодействие с родителями,   для решения  главной задачи-воспитание ч...

Опыт работы на тему : «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.»

Опыт работы на тему : «Экологическое воспитание детей младшего  дошкольного возраста.»...

Опыт работы на тему:«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Цель экологического воспитания: Воспитание экологически грамотного, социально активного  младшего школьника, ответственного  за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам ...

Опыт работы по теме "Экологические акции как эффективная форма работы по развитию речи детей подготовительной группы

Публикация содержит опыт работы по использованию экологических акций, как эффективной формы работы по развитию речи детей подготовительной группы...

Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"

Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"...