Обобщение опыта работы по технологии В.В. Воскобовича
методическая разработка (старшая группа)
представлено обощение опыта работы педагогов ДОУ, а также разработаны методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы по технологии В.В. Воскобовича | 87.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы педагогов МБДОУ детский сад №26
по теме:
«Игровая технология В.В. Воскобовича как средство формирования представлений о форме у старших дошкольников»
Опыт обобщила:
Гончаренко Н.С.
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о форме у старших дошкольников в процессе реализации игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»……………………………………5
- Особенности формирования представлений дошкольников о форме предметов ……………………………….…………………………………….5
- Описание технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»………………………………………………………………………….13
- Возможности игр В.В. Воскобовича в формировании представлений о форме у старших дошкольников……………………………………………19
Глава 2. Организация педагогической деятельности по формированию представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста при помощи технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»……………..24
2.1. Диагностика сформированности представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..24
2.2. Методические рекомендации воспитателям по использованию игр В.В. Воскобовича с целью формирования представлений о форме у старших дошкольников……………………………………………………………………29
Заключение ………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………40
ВВЕДЕНИЕ
Ученые педагоги утверждают, что формирование представлений о форме и геометрических фигурах у детей дошкольного возраста является одной из основных проблем математического развития дошкольников. Наиболее значительными исследованиями в этой сфере являются работы отечественных исследователей З.А. Михайловой, Л.А. Венгер, А.А. Столяр, А.З. Зак.
Формирование представлений о форме у ребенка дошкольного возраста это первоначальная ступень сенсорного воспитания, на которой закладываются употребляемые в дальнейшей жизни эталоны. Вопрос лишь в том, как наиболее эффективно формировать эти представления.
Ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника и основное средство его развития - игра.
Ведущее положение игры у дошкольников определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности. В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности. Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов. О влиянии игры на внутренний мир ребенка в своих работах писал К.Д. Ушинский. По мнению Л.С. Выготского, деятельность ребенка тогда будет игрой, когда будет мнимая или воображаемая ситуация. Как указывал В.В. Давыдов, в игре развивается воображение, без которого в дальнейшем не может состояться учебная деятельность[1].
Традиционно в дошкольных образовательных учреждениях предпочтение отдается дидактическим играм, которые используются с целью формирования у детей основных представлений, знаний, умений и навыков.
В связи с вышесказанным, можно сформулировать проблему: какие виды игр в наибольшей степени способствуют формированию представлений о форме у старших дошкольников?
Тема исследования: «Игровая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» как средство формирования представлений о форме у старших дошкольников».
Объект исследования: педагогический опыт по формированию представлений о форме у дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия использования игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» как средства формирования представлений о форме у старших дошкольников.
Цель исследования: обобщение опыта работы по выявлению и обоснованию психолого-педагогических условий использования игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в формировании представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ детский сад №26 п. Горноуральский.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования; наблюдение за педагогической деятельностью п организации процесса развития мыслительных операций у старших дошкольников посредством игровой технологии В.В. Воскобовича; диагностические методики, позволяющие определить уровень сформированности представлений о форме у старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обобщенный опыт оформляется в форме методических рекомендаций, которые могут быть использованы ими для формирования у дошкольников представлений о форме.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования представлений о форме у старших дошкольников в процессе реализации игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
1.1. Особенности формирования представлений дошкольников о форме предметов и геометрических фигурах.
В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов (объектов) и геометрических фигур.
Форме принадлежит особое место среди множества свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами.
В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства – длительный и сложный.
В психологии и дошкольной педагогике разработаны различные технологии развития у детей представлений о форме.
Освоение формы предметов в дошкольном возрасте проходит в активной деятельности, осязательно – двигательным путем и только к 6 годам восприятие формы становится зрительным и сопровождается названием основных особенностей той или иной формы. Геометрические фигуры становятся эталонами определения формы окружающих предметов и их частей[2].
Опыт восприятия формы предметов и геометрических фигур накапливается детьми в играх с предметами и мозаиками, в процессе манипулирования разнообразными геометрическими фигурами, при составлении «картинок» на плоскости, в ходе сооружения построек из строительного материала, создания конструкций из модулей и т.д. В играх с влажным песком дети успешно овладевают формообразующими действиями.
Педагогически целесообразно уже в младшем дошкольном возрасте совместно с детьми выделять (называть, показывать) геометрические фигуры (эталоны) как таковые и находить им подобные предметы в окружающем мире: «Вот круг, а это - круглое блюдце, круглое кольцо, обруч». Как известно из теории сенсорного воспитания, это наиболее эффективный путь познания свойств предметов. Необходимо создать для детей среду, в которой геометрические фигуры и силуэты, из них воссозданные, привлекали бы ребенка к практической деятельности, а иногда и просто к рассматриванию, обведению рукой. Например, можно на стене (на уровне детских глаз) поместить в меру красочное, но динамичное панно с изображением уголка леса и его обитателей. Педагог акцентирует внимание детей на расположении, формах, размерах объектов. Называет свои действия, свойства предметов, побуждает к тому же и детей.
Самой доступной детскому восприятию формой является круг (шар), поэтому с самого раннего возраста в детском саду представлены разнообразные игры с шаром и кругом.
Использование логических блоков Дьенеша и разнообразных игровых упражнений с ними, разноцветных модулей помогает маленькому ребенку ориентироваться в многообразии свойств предметов. Имея необходимый опыт, дети на основе соотнесения предметов по форме, форме и цвету, размеру и форме создают несложные конструкции практического назначения.
Дети привлекаются к участию в опытно – экспериментальной деятельности: катают шары и цилиндры; изменяют формы, вылепленные из влажного песка; прогнозируют действие «упадет – не упадет» (в конструктивных играх); чередуют формы; по имеющимся сгибам складывают кубики из разверток; подбрасывают игральные кубики[3].
Наиболее распространенные и полезные игры:
- «Дай такой же шар»;
- «Найди пару» (подбери второй предмет, такой же как этот);
- «Игры с рамками – вкладышами» М.Монтессори;
- «Составь картинку» (снеговика, домик и др.);
- «Выбери фигуры» (по указанному свойству);
- «Собери квадрат», «Сложи узор», «Уникуб», «Уголки» и др.
Уже в 3-4 года дети активно используют геометрические формы в самостоятельных играх, зрительно сравнивают и сопоставляют их. Накладывая одну фигуру на другую, ребенок познает их отличия либо сходство.
Умение различать, сравнивать фигуры совершенствуется в этом возрасте через овладение обследованием их контура. В специальных упражнениях дети овладевают соответствующими движениями кончиками пальцев руки по контуру плоской фигуры, поверхности объемной. Постепенно начинают выделять основные структурные элементы, сначала – стороны, затем – углы.
С целью развития умений воспринимать фигуры уместны упражнения на совмещение фигур с контуром, выкладывание их в выемки (абрис).
Оптимизируя процесс освоения и применения в разных видах деятельности знаний об эталонах, используется такой прием, как обведение карандашом моделей фигур, колец, обручей. Дошкольники образуют окружности и круги; из замкнутых ломаных линий – квадраты, треугольники. С этой же целью используются и трафареты. Дети лепят геометрические фигуры из глины и пластилина, чертят пальцем на песке, складывают из палочек, шнурков, камешков и т.п[4].
Также дошкольники составляют целое (картинки, силуэты) из частей, определяют количество этих частей, их размеры и формы.
На основе игр с наборами геометрических фигур разного размера, цвета и формы дети учатся ориентироваться на одно из свойств, 2 или 3 свойства одновременно.
Так осваиваются простые зависимости между фигурами по структуре, назначению, использованию в играх. Дети начинают понимать логические задачи на продолжение ряда, нахождение пропущенной фигуры в ряду и др.
В результате игр и упражнений, простейших исследований к концу года дошкольники овладевают предметно – познавательными действиями сравнения, составления пар, соотношения, группировки, видоизменения, воссоздания.
Дети охотно участвуют в исследованиях, направленных на изучение свойств геометрических фигур[5].
Наиболее эффективны в этом возрасте игры с нерасцвеченными витражами, «Уникуб», «Рамки – вкладыши», «Собери квадрат», «Составь фигуру»; игры на объемное моделирование: «Кубики», «Уголки», «Игры с логическими блоками Дьенеша», серия игр В.Воскобовича «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровой квадрат» и др.
Детей 4-5 лет интересует многообразие форм в материальном мире. Они сравнивают их, выявляют отношения идентичности и подобия, эквивалентности, упорядоченности. Дидактические пособия, предлагаемые детям, реализуют их стремление к активной деятельности с геометрическими формами, оперированию одновременно несколькими свойствами. Это такие пособия, как наборы геометрических фигур и тел, логические блоки Дьенеша, специальные комплекты логических геометрических фигур, моделей, игры «Цвет и форма», «Форма и размер» и др[6].
Во множество познаваемых фигур включаются овалы, призмы, четырехугольники; уточняются представления о границах и плоскостях фигур, гранях и ребрах отдельных геометрических тел. Для этого дети закрашивают фигуры, склеивают их, делают из проволоки, тонкого картона и др.
Дети пятого года жизни овладевают умением устанавливать связи, зависимости, закономерности. Находят общее и отличное внутри группы фигур. Для этого используются головоломки, задачи на преобразование, поиск недостающей в ряду фигуры, четвертой лишней и т.д.
К концу среднего дошкольного возраста дети свободно пользуются разнообразными предметно – познавательными и логическими действиями: сравнение, воссоздание, деление на части, группировка и классификация, сериация, преобразование и видоизменение, трансформация.
Исследуя совместно со взрослыми различные жизненные ситуации и явления, дети:
- сами составляют силуэты геометрических фигур и дают им название;
- учатся отвечать на вопрос «Что это?» (предмет, рисунок, тень, отражение);
- узнают геометрическую фигуру по ее тени;
- изготавливают геометрический витраж по собственному чертежу;
- понимают, как изменяется геометрическая фигура в результате разрезания, складывания, деления на части; воссоздают её вновь, получают другие фигуры из тех же частей и др.[7]
В старшем дошкольном возрасте педагоги преследуют в основном следующие развивающие задачи:
- способствовать освоению детьми обобщений;
- соблюдать логику при сравнении: выделять сходства, затем – различия по одним и тем же признакам, осуществлять сравнение на наглядной основе, по представлению (словесному описанию), сравнивать с определенной целью, по условию, по конечному результату;
- устанавливать связи и зависимости групп фигур; связи преобразования, видоизменения; отношения равенства (одинаковости) и неравенства, упорядоченности;
- успешно оперировать знаковыми системами и схематическими изображениями, использовать модели как средство более глубокого изучения геометрических форм и как способ отражения своих представлений;
- способствовать систематизации детских представлений в процессе упражнений на классификацию, сериацию, при практическом изготовлении геометрических форм, сравнении и противопоставлении;
- развивать умение создавать творческие экспозиции, отражая по-своему гармонию мира в цвете, разнообразии форм, пространственном размещении, сочетании и пропорциях. Для этого хорошо подходят упражнения на составление орнаментов. Составление загадок совместно с детьми способствует уточнению свойств объектов.
Осуществление действий с объектами вымышленного (воображаемого) мира развивает творческие способности детей, актуализирует потребность сравнивать, измерять, объяснять.
В исследовательской деятельности дети пользуются простейшими приборами для черчения, преобразования фигур, создания композиций. Эксперименты, организованные педагогом, переходят в самостоятельные, ведущие детей к открытию закономерностей[8].
С целью развития у детей дошкольного возраста представлений о формах важно поощрять их стремление к аналитическому восприятию окружающего мира: предметного, растительного, животного. Организовать игровые упражнения на сравнение, противопоставление, составление загадок, придумыванием сказок и историй с приключениями, «участниками» которых являются различные формы. Такие представления расширяют представления детей, развивают наблюдательность, глазомер, т.е. основные сенсорные способности.
Углубление представлений о формах и овладение действиями соотнесения форм предметов и фигур способствует совершенствованию практических видов деятельности детей (рисования, создания аппликаций и другого ручного труда) и способствует формированию условий для установления логических связей и зависимостей групп фигур.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают сериацией и классификацией (на материале геометрических фигур). Их интересуют действия преобразования, видоизменения фигур; воссоздание витражей, орнаментов, паркетов; симметрия; решение задач – головоломок. Все это способствует развитию наглядно – образного и логического мышления, сообразительности и смекалки, умения догадываться.
Итак, знакомство с формой предметов, геометрическими фигурами, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Форма, так же как и другие математические понятия, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.
Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр и практической деятельности: они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их форму[9].
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует знание детьми эталонов – геометрических фигур. Поэтому задачей педагога является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
1.2. Технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Игровая технология интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой-то «предметный» результат. Интеллектуальные разноплановые задачи, вопросы, упражнения направлены на использование различных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
Технология представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игр Воскобовича.
Технология решает следующие задачи.
Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал.
Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
По решаемым образовательным задачам все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на три группы:
Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями на различных занятиях. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям. Здесь в основном собраны игры, направленные на математическое развитие. В процессе освоения геометрических фигур, пространственных отношений происходит развитие мыслительных операций. Сюда можно отнести игры на трансформацию («Квадраты Воскобовича», «Змейка»), плоскостное моделирование («Чудо – крестики», «Чудо – соты»), освоение целого и части («Чудо – цветик», «Геоконт», «прозрачный квадрат»).
Игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру. Сюда можно отнести такие игры, как «Конструктор букв», «Теремки Воскобовича», «Снеговик», «Ромашка» и др.
Игры, направленные на логико – математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями – манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.
Развивающие игры В.В. Воскобовича имеют ряд особенностей.
1. Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
2. Многофункциональность развивающих игр Воскобовича. С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
3. Вариативность игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
4. Творческий потенциал каждой игры. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг»[10].
К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового Леса. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Например, «Волшебная восьмерка» - это арена Цифроцирка. «Чудо – соты» - это Чудо- острова, Пчелка Жужжа и её друзья, «Геоконт» - Чудесная Поляна Золотых Плодов, Малыш Гео, Ворон Метр и Паук Юкк. Ребенок, слушая сказку, становится действующим лицом событий, «проживает» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с героем совсем не сказочные приключения, добивается успеха. Одновременно он знакомится с игрой, отвечает на поисковые вопросы, решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания.
Сказка, сопровождающая все игры Воскобовича, создающая игровую ситуацию представляет собой модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юкка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты «Чудо – Цветика»[11].
Сказки решают следующие задачи:
- Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами.
- Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти.
- Способствовать накоплению детского познавательно – творческого опыта через практическую деятельность.
- Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
- Развивать гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.
Содержание сказок способствует становлению процессов внимания, памяти, умений анализировать, сравнивать предметы и их свойства, определять сходство и различие, видеть различные образы в знакомых предметах. Дети активно сравнивают различные изображения по составляющим их частям, анализируют фигуры по форме и другим признакам и выбирают необходимые. Преодоление ребенком препятствий от лица персонажа в игровом сюжете и получение результата на фоне чувства радости и удовлетворения способствует развитию волевой регуляции.
Ребенок, целенаправленно манипулируя различными предметами всегда получает результат от действий с ними (собранную фигуру, построенную башню и т.п.)
В процессе освоения математического содержания происходит обогащение приобретенного сенсорного опыта за счет применения в практической деятельности системы сенсорных эталонов. Происходит постижение геометрических форм и пространственных отношений.
Методика «Сказки Фиолетового леса» разработана с учетом принципа интеграции, обозначенного в ФГОС ДО и направлена на освоение детьми задач всех образовательных областей. Совместную игровую деятельность можно проводить в удобное для педагога время: в утренний отрезок времени – как вариант образовательных развивающих ситуаций на игровой основе –или в вечерний отрезок времени – как совместную игровую деятельность детей и взрослых.
Методика «Сказки Фиолетового леса» не копирует методические разработки, изложенные в инструкциях к развивающим играм Воскобовича, а предлагают максимально возможное и эффективное использование этих игр в жизнедеятельности детей в детском саду.
Эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста, в основном на геометрическом материале, являются основными задачами технологии «Сказочные лабиринты игры» и дополняющей её методики «Сказки Фиолетового леса», поэтому подходят для реализации с любой примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Целью данной технологии является интеллектуально – творческое развитие дошкольников. Однако, в процессе реализации игровой технологии, педагоги – практики диагностировали положительную динамику в развитии не только творческих и интеллектуальных способностей, но и развития психических процессов, особенно мышления.
Анализируя современную ситуацию развития, внедрение стандарта дошкольного образования, обновление содержания образования, приходим к выводу, что технология, созданная Воскобовичем В.В. и Харько Т.Г. в 1998 году соответствует современным требованиям к содержанию образования, а также формам работы с детьми дошкольного возраста.
1.3. Возможности игр В.В. Воскобовича в формировании представлений о форме у старших дошкольников
Развивающие игры В.В. Воскобовича основной целью ставят развитие интеллектуально – творческих способностей детей. Многие игры данной технологии построены на геометрической основе. Решая логические задачи, дошкольник незаметно для себя углубляет знания о формах предметов.
Играя вне организованных занятий, дети экспериментируют с правилами, интегрируя задачи и составные части различных игр, совершенствуя полученные во время образовательной деятельности навыки. Поэтому очень важно в групповом помещении ДОУ создать соответствующую развивающую среду.
Одним из эффективных вариантов создания развивающей среды, является - Фиолетовый Лес - это своего рода виртуальный, несуществующий мир, и его внешний вид зависит от фантазии и творчества взрослого.
По своей сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или прикрепляет к вертикальной стене, реализуя свои замыслы. Сказочность развивающей среды способствует релаксации детей, создает дополнительную игровую мотивацию. (Приложение 1)
Развивающая среда – это не только обеспечение детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними. Всестороннему развитию детей и их способностей способствует и атмосфера в коллективе. Ребенок должен ощущать чувство внешней безопасности, когда он знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослым его начинаний.
Вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему. Ребенок, как правило, является активным участником игры. Для организации игры можно использовать как сказки Фиолетового Леса, так и адаптированные известные сказки. Сюжет игры может включать одну игру, особенно на этапе первого знакомства с развивающими играми, или комбинировать большое количество игр с небольшим набором игровых заданий, упражнений и задач для каждой, особенно на этапе, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения.
Взрослый на занятиях выступает в роли организатора поискового процесса, активизирующего память, восприятие, воображение, разные формы мышления ребенка, являясь партнером по игре. Перед ребенком необходимо ставить вопросы и задания, которые побуждают его не только к четкому выполнению заданных упражнений, но и к придумыванию своих задач, поиску новых решений, приучая, таким образом, к самостоятельности.
Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в любую форму организации детской деятельности. Данный дидактический материал можно использовать на различных этапах формирования представлений о форме у дошкольников, начиная со знакомства с сенсорными эталонами, заканчивая формированием системных знаний о геометрических фигурах и развитием начальных приемов и способов «геометрического мышления».
Под определением «Геометрическое мышление» мы понимаем разновидность образного, чувственного мышления, одной из основ которого является наглядно – образная составляющая, основанная на оперировании образами геометрических фигур.
Игры, разработанные В.В. Воскобовичем, построены по принципу постепенного усложнения и одна и та же игра может использоваться детьми на протяжении всего их пребывания в ДОУ, усложняется лишь игровая задача. Ввод других игр направлен на расширение знаний и умений ребенка, развитие его творческих способностей, смену вида деятельности с частичным повышением уровня сложности.
Из таблицы, приведенной ниже видно, как одни и те же игры используются на разных этапах формирования представлений о форме у дошкольников.
Таблица 1
Использование развивающих игр В.В. Воскобовича
на различных этапах формирования у дошкольников представлений о форме
этап | Особенности этапа | Геоконт | Чудо -соты | Квадрат Восокобовича | Логоформочки | Фонарики | Игровичзор | Чудо крестики | Прозрачный квадрат | Шнур - затейник | Разноцветные веревочки |
1 (3-4 года) | Знакомство с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам, на основе сходного сенсорного признака | + | + | + | + | ||||||
2 (4-5 лет) | Привлекать к обследованию предметов; формирование умения соотносить признаки предметов с освоенными эталонами | + | + | + | + | + | + | + | |||
3 (5-6 лет) | Учить выделять структуру геометрических фигур (угол, сторона, вершина) | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
4 (6-7 лет) | Самостоятельное применение детьми освоенных эталонов дл анализа предметов; совершенствование аналитического восприятия, способностей к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Образовательное содержание методики «Сказки Фиолетового Леса» выстроено по спирали. Представления, умения, которые получают дети, опираются на уже приобретенные. Содержание выстроено на достаточно высоком уровне трудности. Это помогает эффективно развивать познавательные способности дошкольников.
В таблице 2 представлены игры В.В. Воскобовича, направленные на формирование представлений о форме или закрепляющие и развивающие их, с указанием возможных задач.
Таблица 2
Игры В.В. Воскобовича, способствующие формированию представлений о форме
Наименование игры | Возможные задачи |
Геоконт «Малыш» | Конструирование контуров геометрических фигур разного размера; трансформация одних геометрических фигур в другие и предметные силуэты |
«Чудо – соты 1» | Определение и называние фигур, поиск геометрических фигур по признакам |
«Квадрат Воскобовича» (двухцветный) | Трансформация квадрата в треугольник путем сложения его пополам по диагонали, конструирование различных геометрических фигур, придумывание и складывание фигуры, решение задачи на изменение размера фигуры |
«Логоформочки 3» | Сравнение фигур и определение в них общей части; определение формы геометрических фигур; поиск фигур по одинаковой части. |
«Фонарики» | Поиск геометрических фигур по признакам (форма, размер); решение задачи на выкладывание фигур в ряд по пространственному положению относительно друг друга; конструирование геометрической фигуры по словесному описанию |
«Игровизор» | Решение логической задачи на поиск предметов по признаку (форма) |
«Чудо – крестики 2» | Решение логической задачи на поиск предмета по признакам (форма), сравнение геометрических фигур по форме |
«Прозрачный квадрат» | Сравнение геометрических фигур; составление квадрата из разных геометрических фигур путем наложен6ия пластинок друг на друга, пластинок на схему; группировка пластин по форме нарисованных геометрических фигур |
«Шнур – затейник» | Вышивание контуров фигур «Квадрат», «Треугольник», «Прямоугольник»; придумывание на что похожа фигура, достраивание её до образа. |
«Разноцветные веревочки» | Выкладывание контура геометрических фигур |
Технология В.В. Воскобовича не ставит основной целью формирование представлений о форме, однако, систематическое использование даже части игр в различных видах детской деятельности позволяет формировать у дошкольников представления о форме.
Итак, технология интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» является универсальным игровым обучающим средством. Большое количество игр, входящих в состав комплекта игр В.В Воскобовича основано на геометрическом материале. Без особого труда для ребенка, в процессе освоения математического содержания во время непосредственно образовательной деятельности и свободной игровой деятельности происходит обогащение приобретенного сенсорного опыта и постижение геометрических форм.
Данная технология может использоваться с первых дней пребывания ребенка в детском саду, и далее на всех этапах ознакомления детей с формой, так как одни и те же игры могут использоваться на протяжении всего обучения, постепенно усложняя задачи и способы их решения.
ГЛАВА 2. Организация педагогической деятельности по формированию представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста при помощи технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста
Качественная реализация технологии «Сказочные лабиринты игры» невозможна без определения уровня развития детей. Авторами технологии рекомендуется диагностика психологическая, которая поможет определить уровень интеллектуального развития детей. Однако, нас интересует диагностика, направленная на выявление уровня сформированности представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста. В этом случае не менее важной становится диагностика педагогическая, которая показывает качество освоения детьми образовательного материала определенной образовательной области.
Так, авторы технологии предлагают проводить «диагностическое» занятие по декадам. Например, педагог в ДОУ развивал и обучал малышей по технологии «Сказочные лабиринты игры» в течение двух недель, решая следующие задачи – знакомство детей со свойствами предметов (цвет, форма, размер), дети играли «Квадратом Воскобовича», «Прозрачным квадратом», «Чудо – крестиками», «Разноцветными веревочками». В конце второй недели проводится занятие, на котором задачи остаются теми же, но пособия будут уже другими: развивающие игры Никитина, Монтессори, учебно – дидактические тетради. Авторы считают, что если дети хорошо освоили образовательный материал, то произойдет перенос представлений и умений.
Обобщая передовой педагогический опыт по данному направлению, мы пришли к выводу, что проведение итоговых занятий может показать уровень овладения, но мы бы не хотели его считать критерием оценки сформированности представлений о форме. Во-первых, развитие каждого ребенка проходит индивидуально: у кого – то быстрее, у кого-то медленнее, и срок в 10 дней – слишком мал для формирования определенных умений. Во-вторых, результаты наблюдения необходимо фиксировать, а на проведение диагностических исследований в детском саду отводится 2 недели – одна в начале, другая в конце учебного года. Поэтому, мы считаем, что итоговые занятия имеют право быть как открытые занятия для коллег, родителей, как показатели промежуточного результата, но не как способ отслеживания динамики развития дошкольников по отдельным образовательным областям или разделам программы.
В МБДОУ детский сад №26, который стал базой исследования, реализуется примерная основная общеобразовательная программа «Детство», поэтому для диагностики уровня развития по разным образовательным областям используются методики, разработанные авторами данной программы.
По нашему мнению, уровень сформированности представлений о форме достаточно точно определяется в ходе диагностики освоенности математических представлений, разработанной З.А. Михайловой и И.Н. Чеплашкиной[12].
Диагностика освоенности детьми старшего дошкольного возраста представлений о форме
Цель | Содержание | Критерии уровней |
1 | 2 | 3 |
Старшая группа (шестой год жизни) | ||
Выделение умений воспринимать и воспроизводить рисунок из фигур, соблюдая определенное их сочетание и расположение; пользоваться словом «внутри» и предлогом «в» | «Калейдоскоп» Материал. Десять фигур Инструкция. Рассмотри калейдоскоп и скажи, из скольких и каких фигур составлен его рисунок? - возьми фигуры и составь такой же рисунок. - проверь, получился ли у тебя точно такой же рисунок? (Ребенок действует с вырезанными фигурами) | Высокий уровень. Ребенок правильно воспроизводит рисунок по образцу. Объясняет последовательность составления и расположения фигур. Пользуется предлогами с наречиями. Средний уровень. Правильно составляет лишь основную часть рисунка, выбирает фигуры по одной, прикладывая её к образцу. Делает попытку сформулировать правила составления рисунка, ошибается. Низкий уровень. Накладывает фигуры на рисунок, использует все из них; допускает ошибки в расположении фигур, поясняет лишь некоторые этапы создания рисунка. |
Выявление проявлений догадки в процессе воссоздания фигур из элементов, умений устанавливать связи между элементами и целой фигурой. | «Отремонтируй робота». Материал. Робот, таблица с изображением фигур деталей. Инструкция. Роботу необходима твоя помощь. Три важные детали: локоть-шарнир (круг), пульт управления Шестиугольник) и башмак (четырехугольник) раскололись на три части каждая. Их нужно склеить. Детали нарисованы сверху. А их элементы (части) – слева. Рассмотри их. Используй элементы дл сборки целых деталей. Можешь раскрасить карандашом одного цвета деталь и три ее части. Карандашом другого цвета раскрась следующую деталь и ее части и т.д. | Высокий уровень. Воссоздает все фигуры из элементов. Объясняет способ соединения (склеивания) . элементов с целью получения фигуры (детали). Средний уровень. Воссоздает фигуры из элементов с помощью пробующее-поисковых практических действий. Ошибается. Ошибки исправляет. Способ соединения элементов с целью получения целой фигуры объясняет неточно. Низкий уровень. Воссоздает только одну деталь, как правило, круглой формы. Использует практические действия, в ходе которых перебирает части фигур. Может добиться случайного совпадения. Способ достижения результат не объясняет. |
Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни) | ||
Выявление умений выбирать предметы по одному – двум свойствам | «Возьми то, не знаю что». Материал. Тарелки, большие и маленькие, круглые и овальные яблоки трех цветов, символ «ладошки». Инструкция. На столе много яблок. Они разные. (У ребенка силуэты яблок). Рассмотри их. Представь себе, что ты выбираешь для себя яблоко. Возьми одно и положи его в тарелку. Выбрать еще одно яблоко ты можешь по правилу. Она на «ладошке». - посмотри, если на ладошке буквы «ц и ф», значит, нужно взять яблоко другого цвета и другой формы. По окончании выбора: - Ты доволен своим выбором? | Высокий уровень. Осуществляет выбор предметов по заданному правилу; выбирает предмет по одному – от остальных. В ходе пояснения выполняемых действий называет основание выбора, сущность изменений. Анализируя результат, предлагает другие варианты выбора. Средний уровень. Осуществляет выбор предметов по заданному правилу, допускает ошибки при выявлении свойств (оснований) для выбора предмета. Называет последовательность действий, исправляя при этом допущенные ошибки. Конечный результат оценивает односложно: «да» или «нет». Низкий уровень. Нарушает правила выбора предметов, иногда заменяет учебную задачу бытовой. Действия выполняет последовательно, допускает ошибки при выборе предметов по свойствам. Конечный результат оценивает неохотно, сбиваясь. |
Выявление представления детей о фигурах, в том числе четырехугольниках и шестиугольниках, и их видах. | «Комод с секретом». Материал. Изображение комода с кодовыми замками- символами на ящиках. Инструкция. Ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением комода, на верхней части которого помещены кнопки-замки в виде фигур, а на ящиках – элементы букв – названия этих фигур. - рассмотри рисунок. Ящики в этом комоде – с секретом. Для того чтобы открыть их, надо узнать название каждой кнопки кодового замка. Назови их. - нажми на одну их кнопок, и один из ящиков откроется. Какой? - все ли ящики открыты? - какой из ящиков сложнее всего было открыть? | Высокий уровень. Узнает все фигуры. Воссоздает все буквы и свободно «открывает» все ящики. Устанавливает связи, объясняет. Устанавливает, что две кнопки (ромб и шестиугольник) открывает два ящика, объясняет почему. Средний уровень. Воссоздает 2-3 буквы и «открывает» часть ящиков. Называя фигуры, не классифицирует их. Каждую фигуру отыскивает путем последовательного перебора фигур ряда. Низкий уровень. Воссоздает 1,2 буквы, использует практические действия с целью воссоздания буквы (обводит пальцем). Как правило, ребенок сначала называет фигуру, а затем дорисовывает букву. |
Педагогическая диагностика проводится дважды в год: первая -вводная, определяет уровень сформированности представлений о форме в начале учебного года, вторая – итоговая, в конце года, после проведения цикла развивающих занятий.
Диагностические данные, проведенные в старшей группе в 2020-2021 гг показали следующие результаты:
В начале года процент детей с низким уровнем сформированности представлений о форме составлял 25%, средний уровень – 55%, много детей показали уровень ниже среднего – 30% и только 10% - выше среднего, Высокого уровня не показал никто. В конце учебного года детей с низким уровнем не осталось, уменьшилось до5 % количество детей с уровнем ниже среднего, до 40% со средним уровнем. Зато показатели таких уровней как выше среднего и высокий составили – 55% (20% и 35% соответственно).
Дети проявляют интерес к самостоятельному познанию и обследованию предметов, выделению их свойств и качеств, умеют выполнять сенсорный анализ, выделяя в предметах разные качества и свойства, используют в продуктивных видах деятельности знания эталонов и практический опыт по различению свойств и качеств предметного мира.
Итоговая диагностика сформированности представлений о форме у старших дошкольников, проведенная в конце 2020-2021 учебного года показала положительную динамику. Данные говорят об отсутствии детей, обладающих низким уровнем и уровнем ниже среднего, показатели среднего уровня снизились до 5% за счет перехода в них более низких результатов, а вот количество детей, показавших высокий уровень и уровень выше среднего составило 55% и 40% соответственно,что свидетельствует о положительной динамике и эффективности выбранной технологии.
В связи со спецификой дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), результаты диагностики по определению уровня освоения той или иной образовательной области или раздела не являются основой объективной оценки ребенка.
Данные, полученные в ходе педагогической диагностики, являются ориентирами для построения дальнейшей работы воспитателя с детьми, подбора более эффективных средств, форм и методов развития детей, коррекции разделов рабочей программы педагога, направленных на познавательное развитие дошкольников.
2.2. Методические рекомендации воспитателям по использованию игр В.В. Воскобовича с целью формирования представлений о форме
у старших дошкольников.
Окружающий ребенка мир состоит из многих вещей, каждая из которых имеет определенную форму, вот почему важно уже в младшем дошкольном возрасте начать знакомит ребенка с формой. На протяжении всего дошкольного возраста в процессе непосредственно образовательной деятельности у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигур, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом вскрывают те связи и отношения, которые существуют между ними. Однако то, что эти представления есть у ребенка, позволяет предположить, что в процессе целенаправленного обучения с помощью дополнительных средств (игр, технологий и т.п.) могут быть сформированы более глубокие и систематизированные знания о геометрических фигурах.
Одной из основных задач обучения детей дошкольного возраста является формирование системы знаний о геометрических фигурах.
Воспитатели, зная современные технологии и методики развития, психологические особенности детей, их уровень развития могут добиться высоких результатов по формированию начал геометрического мышления, если будут осуществлять свою работу по следующим направлениям:
1. Формирование представлений о форме у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методики ХТ.Г. Харько «Сказки Фиолетового леса».
2. Оформление соотествующей предметно – развивающей среды группы.
3. Использование форм организации детского коллектива, рекомендованных авторами технологии.
Классификация развивающих игр В.В. Воскобовича по цели и способу достижения результата поможет воспитателям более подробно определиться с выбором необходимой игры:
- игры на плоскостное моделирование: «Чудо крестики», «Чудо-соты», «Радужная паутинка» и др.;
- игры на воссоздание и изменение по форме: «Логоформочки», «Фонарики», «Квадрат Воскобовича»;
- игры на трансформацию и конфигурацию: «Квадрат Воскобовича», «Змейка»;
- игры на освоение отношений (часть-целое): «Чудо цветик» и другие;
- игры на формирование представлений о форме:
- младший дошкольный возраст: «Квадрат Воскобовича» двухцветный, «Логоформочки 3», «Игровизор»;
- средний дошкольный возраст: «Квадрат Воскобовича» четырехцветный, Геоконт «Малыш», «Прозрачный квадрат», «Чудо – крестики 1», «Чудо - соты 1»;
- старший дошкольный возраст: «Чудо – крестики 2», «Игровизор» + маркер», «Логоформочки 5», Геоконт «Великан»
Можно также использовать игры В.В. Воскобовича, косвенно влияющие на формирование представлений о форме, либо применяющиеся в паре с другими играми, имеющими своей целью формирование геометрического мышления: «Чудо – головоломки», «Черепашки «Пирамидка»», «Черепашки «Ларчик», «Фонарики», «Шнур – затейник», «Разноцветные веревочки» и др.
Хочется отметить, что не все игры используются одновременно. Несмотря на то, что знакомые детям игры находятся в их игровой зоне, в процессе непосредственно образовательной деятельности воспитатель постепенно отбирает набор таких игр, содержание которых максимально соответствует возрастным и интеллектуальным способностям детей определенной группы.
Воспитатель при знакомстве с новыми играми использует следующие приемы активизации ребенка в освоении им практических навыков работы с развивающей игрой:
а) ориентировка в материале для игры; б) организация поиска направлений для игры; в) определение содержания и хода игры: что сначала, что потом; г) уточнение последовательности, сущности действий реализация хода игры (полностью); д) оценочные высказывания детей и педагога (как играли, что узнали, как играть по-другому).
Технология «Сказочные лабиринты игры» включает различные формы организации детского коллектива – логико – математические игры; интегрированные игровые занятия; совместную игровую деятельность малышей и взрослых, детей и родителей; самостоятельную игру детей.
Данные развивающие игры характеризуют единый динамический сюжет с интригой и логично выстроенной мотивацией, побуждающей ребенка к действию или самостоятельному решению задачи.
Совместная деятельность педагога и детей – форма организации детской деятельности; отличается от занятия тем, что ребенок просто играет, в то время когда взрослый решает задачи развития и образования детей. Совместная игровая деятельность начинается не по расписанию, а спонтанно для ребенка, а взрослый не ставит перед ребенком задач, а является партнером по игре, в процессе которой идет живая беседа и создается атмосфера творчества, самостоятельности и определенной свободы. Совместная игровая деятельность, в отличие от занятия перетекает в самостоятельную игру, а не заканчивается подведением итогов.
Совместная игровая деятельность детей со сверстниками необходима для личностного развития дошкольников. В ней воспитывается умение действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.
Совместные игровые мероприятия детей и родителей помогают родителям понять важность игрового обучения детей дошкольного возраста, побуждают принять участие в воспитании детей в дошкольном учреждении.
Самостоятельная игровая деятельность чрезвычайно важна для развития ребенка. В самостоятельных играх тренируются умения, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
С целью формирования представлений дошкольников о форме предметов в групповом помещении создается предметно – развивающая среда, наполненная играми В.В. Воскобовича. Внешнее оформление образа Фиолетового леса целиком зависит от творческой идеи воспитателя и от материального обеспечения группы. Важное условие организации предметно – развивающей среды - свободный доступ к играм, что позволяет детям в самостоятельной игровой деятельности продолжить ту игру, в которую играли во время непосредственно образовательной деятельности.
В течение учебного года происходит знакомство с играми, подекадно проводятся итоговые (открытые) занятия, позволяющие воспитателю внести коррективы в план работы, а также спланировать индивидуальную работу с детьми.
В начале года проводится диагностическое исследование вводное, в конце года – итоговое, позволяющие отследить динамику сформированности представлений о форме у дошкольников.
Процесс формирования у старших дошкольников представлений о форме может быть представлен в виде перспективного плана. Он составлен как рекомендация по использованию уже знакомых детям игр. Хочется отметить, что эти игры используются на занятиях систематически видоизменяя и усложняя задачи, а после занятия переносятся в игровые уголки и зоны. Количество занятий обусловлено планом образовательной деятельности в ДОУ (4 обязательных занятия в месяц по образовательной области «Познание». Исключение составляют диагностические месяцы – сентябрь и май, а также январь – каникулярный месяц).
Перспективный план работы по формированию представлений о форме у старших дошкольников при помощи игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в процессе непосредственно – образовательной деятельности.
месяц | № занятия | Название игры | Образовательные задачи |
Сентябрь | 1 | Квадрат Воскобовича (двухцветный) | Складывание фигур по схемам; |
2 | трансформация квадрата в другие фигуры (прямоугольник, треугольник) | ||
Октябрь | 3 | Геоконт «Малыш» | Конструирование контуров геометрических фигур разного размера |
4 | Чудо – соты 1 | Составление по схеме предметного силуэта, решение логической задачи на поиск предметов по признакам. | |
5 | Фонарики | Придумывание и составление предметных силуэтов | |
6 | Шнур - затейник | Вышивание контуров фигур | |
Ноябрь | 7 | Геоконт «Малыш» | Конструирование контуров геометрических фигур с учетом пространственного положения |
8 | Логоформочки 3 | Сравнение фигур и определение в них общей части | |
9 | Фонарики | Поиск геометрических фигур по признакам (форма и размер); решение задачи на выкладывание фигур в ряд по пространственному положению относительно друг друга | |
10 | Игровизор | Решение логической задачи на поиск предмета по признакам | |
Декабрь | 11 | Фонарики | Придумывание и составление силуэта «елка»; поиск геометрических фигур по признакам. |
12 | Геоконт «Великан» | Придумывание и составление контура «елочное украшение» | |
Январь | 13 | Прозрачный квадрат (Льдинки) | Объяснение сказочного названия; сравнение геометрических фигур; составление квадрата из разных геометрических фигур путем наложения пластинок друг на друга. |
14 | Чудо –крестики 2 | Поиск геометрических фигур по признакам; составление их них ряда; изменение пространственного положения фигур относительно друг друга | |
Февраль | 15 | Фонарики | Конструирование геометрической фигуры по словесному описанию |
16 | Чудо –соты 1 | Выкладывание фигуры «трапеция», поиск геометрических фигур по признакам. | |
17 | Прозрачный квадрат (Льдинки) | Группировка пластин по форме нарисованных геометрических фигур | |
18 | Геоконт «Великан» | Конструирование контура геометрической фигуры; трансформация одних геометрических фигур в другие предметные силуэты. | |
Март | 19 | Чудо –крестики 2 | Составление силуэта по схеме; решение логической задачи на поиск предмета по признакам; придумывание и конструирование |
20 | Логоформочки 5 | Определение формы геометрической фигуры по словесному описанию; поиск фигур по одинаковой части | |
21 | Разноцветные веревочки | Выкладывание контура геометрических фигур | |
22 | фонарики | Поиск геометрических фигур по цвету и размеру, выкладывание из них горизонтального ряда; изменение пространственного положения фигур относительно друг друга | |
Апрель | 23 | Логоформочки 5 | Определение частей и конструирование их них фигур |
24 | Геоконт «Великан» | Придумывание и конструирование предметного контура, достраивание его до образца, называние полученного предмета | |
25 | Квадрат Воскобовича (четырехцветный) | Складывание фигур по схеме | |
26 | Логоформочки 5 | Составление известных фигур из частей, придумывание своих | |
Май | 27 | Игровизор | Решение логической задачи на поиск предметов по признаку |
Процесс формирования у дошкольников представлений о форме с помощью развивающих игр В.В. Воскобовича будет более эффективным, если в группе будет создана соответствующая игровая среда.
Оформление предметно – развивающей среды группы во многом зависит от фантазии и творчества воспитателей, работающих в данной группе. Однако, реализация технологии «Сказочные лабиринты игры» и методики «Сказки Фиолетового леса» предполагают определенное наполнение группы, зонирование и «заселение» персонажами, проживающими в Фиолетовом лесу, находящимися в свободном доступе у детей. Перечислим зоны и их персонажей.
Зона: «Чудесная Поляна Золотых Плодов»
Игры: «Геоконт», «Квадрат Воскобовича»
Персонажи: Паучок – внучок (веселый, общительный, любит играть), Малыш Гео («маленький принц» Фиолетового Леса, всегда спешит на помощь другим), Ворон Метр (мудрый, умный, знает ответы на все вопросы).
Зона: «Цифроцирк»
Игры: «Математические корзинки», «Фонарики», «Шнур – затейник», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Счетовозик», «Волшебная восьмерка».
Персонажи: Магнолик (директор Цмфроцирка, Великий Маг и Повелитель Нуля, умный и таинственный), Ежик – наездник, Зайка – укротитель, Мышка – гимнастка, Крыска – силачка, Пес – жонглер, Кот – акробат (артисты «Цифроцирка, одновременно сказочные персонажи и цифры, веселые, активные, шаловливые).
Зона: «Чудо –острова».
Игры: «Чудо – крестики», «Чудо – соты».
Персонажи: Пчелка Жужа (художница, составляет картинки из частей игр), Китенок Тимошка (творческая натура, любит придумывать и сочинять), Галчонок Каррчик (легкомысленный и часто ошибается – неправильно называет, кладет лишние детали или, наоборот, не докладывает), Медвежонок Мишик (хозяйственный и во всем любит порядок), Краб Крабыч (самый умный, любит загадки, сложные вопросы и задачи).
Зона: «Поляна Чудесных Цветов»
Игры: «Чудо – цветик»
Персонажи: Девочка Долька (нежная, хрупкая, впечатлительная, лепесток цветка).
Зона: «Голубой ручей»
Игры: «Кораблик Плюх - Плюх» и «Кораблик «Брызг – Брызг».
Персонажи: Гусь – капитан (строгий, ответственный, дает четкие и правильные команды), Лягушки – матросы (старательно выполняют все команды капитана, но если возникает возможность, стараются уйти от выполнения поставленной капитаном задачи).
Зона: «Ковровая Полянка»
Пособия: «Коврограф «Ларчик», «Лепестки»
Персонажи: Гусеница Фифа (модница и воображуля, думает о шляпках, украшениях и нарядах, отвлекается по пустякам), Лопушок (серьезный, умный, часто выручает Гусеницу Фифу).
Зона: «Поляна Загадочных Следов»
Игры: «Логоформочки».
Персонажи: Крутик По (следопыт, ищет загадочные следы в Фиолетовом Лесу).
В течение учебного года происходит знакомство с играми, проводятся итоговые (открытые) занятия, позволяющие воспитателю внести коррективы в план работы, а также спланировать индивидуальную работу с детьми.
Итак, Организация педагогической деятельности по формированию представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста при помощи технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» должна строится с учетом трех направлений: использование соответствующих игр в образовательном процессе, оформление соответствующей технологии предемтно – развивающей среды, а также использование разнообразных форм организации детского коллектива. Важно не убирать знакомые детям игры, а использовать их в свободной игровой деятельности, а также обновлять и усложнять решаемые дошкольниками задачи. Анализируя результаты диагностики сформированности представлений о форме, воспитатель должен корректировать свою деятельность, подбирать наиболее эффективные формы и методы работы с детьми. Целенаправленная и систематическая работа по технологии В.В. Восокбовича «Сказочные лабиринты игры» позволяет добиться положительной динамики и повышения уровня сформированности математических представлений у всех детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование представлений о форме у ребенка дошкольного возраста это первоначальная ступень сенсорного воспитания, на которой закладываются употребляемые в дальнейшей жизни эталоны.
В результате психологических исследований стало известно, что процесс познания детьми формы как свойства – длительный и сложный, начинается он еще до зачисления ребенка в детский сад.
Освоение формы предметов в дошкольном возрасте должно проходить в активной деятельности, осязательно – двигательным путем и только к 6 годам восприятие формы становится зрительным и сопровождается названием основных особенностей той или иной формы.
Опыт восприятия формы предметов и геометрических фигур накапливается детьми в играх, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Технология интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» является универсальным игровым обучающим средством. Большое количество игр данной технологии основано на геометрическом материале. В процессе освоения математического содержания происходит обогащение приобретенного сенсорного опыта за счет применения в практической деятельности системы сенсорных эталонов, происходит постижение геометрических форм.
К развивающим играм Воскобовича разработано методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового Леса. Фиолетовый лес представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя.
Сказка, сопровождающая все игры Воскобовича, создающая игровую ситуацию представляет собой модель опосредованного обучения.
Ребенок, целенаправленно манипулируя различными предметами, всегда получает результат от действий с ними (собранную фигуру, построенную башню и т.п.
Развивающие игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала и легко вписываются в любую форму организации детской деятельности.
Качественная реализация технологии «Сказочные лабиринты игры» невозможна без определения уровня развития детей. Мы предлагаем использовать педагогическую диагностику, направленную на выявление уровня сформированности представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста, предусмотренную образовательной программой, по которой работает детский сад.
Данные, полученные в ходе педагогической диагностики, являются ориентирами для построения дальнейшей работы воспитателя с детьми, подбора более эффективных средств, форм и методов развития детей.
Организация педагогической деятельности по формированию представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста при помощи технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» предполагает регулярное диагностическое исследование уровня сформированности представлений о форме у детей, создание специальной предметно – развивающей среды, организацию образовательного процесса с использованием различных форм деятельности. Мы предложили методические рекомендации воспитателям ДОУ по формированию представлений о форме у детей старшего дошкольного возраста, учитывая эти составляющие, а также опирающиеся на методику Харько Т.Г. «Сказки Фиолетового леса». Диагностические данные сформированности представлений о форме у старших дошкольников, с которыми работали по представленной системе, проведенные в МБДОУ детский сад №26, являющимся базой исследования, отражают положительную динамику.
Вывод: целенаправленная и систематическая работа формированию представлений о форме у старших дошкольников при помощи игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» является эффективной и помогает достигать высоких результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФЗ «Закон об образовании в РФ»
2. ФГОС ДО
3. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – М.: Сфера, 2005
4. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение, 1984.
5. Бартковский А., Лыкова И. Цветная геометрия. –М., 1998
6. БарчанТ.А. Мне сверху видно все… Геометрия для дошколят. _М.: Карапуз, 2006.-16 с.
7. Белошистая А.В. Игровая ситуация на занятиях по математике // Дошкольное воспитание – 2007, №10, с.6-10
8. Белошистая А.В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание -2004, №9, с.66-71
9. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс, 2005. -320с.
10. Богуславская В.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего возраста.- М.: 1986
11. Венгер Л.А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л.А.Венгер. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
12. Венгер Л.А., Дяьченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста –М.: Просвещение,1989
13. Воскобович В.В, Харько Т.Г., Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей 3-7 лет. - С-Пб.: 2007
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-Пресс, 1996
15. Габова М.А. Графика в детском саду. – Сыктывкар, 2002
16. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2004
17. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование // Вопросы психологии. -1997 № 1
18. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. –СПб.: Детство – Пресс, 2011. – 528с.
19. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М.: Новая школа, 1996
20. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельностси: Сборник/ под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой.- С-Пб.: Детство – Пресс, 2007
21. Игровые комплекты Воскобовича// «Обруч», 2003, №1 с. 19-20
22. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. 6-ое издание, исправленное. -М.: Академия, 2006
24. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. –М.: 1997
25. Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. – М.: Лайда, 1994
26. Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М., 1987
27. Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание -2005, №8, с.48-52
28. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., Просвещение, 1991
29. Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А., Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - С-Пб.: Детство-Пресс 2008
30. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений. Методическое пособие для педагогов ДОУ. - С-Пб.: Детстов-Пресс 2006
31. Мухина В.С, Детская психология. - М.: Эксмо- Пресс, 2000
32. Немов Р.С, Психология: Словарь – справочник: в 2 ч. - М.: Владос –Пресс, 2003 –ч.3
33. Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: 1995
34. Никитин Н.Б. Ступеньки творчества. - М.: Просвещение, 1991
35. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Издание 2-ое. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2005
36. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: 1996
37. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. - М. 2002
38. Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов//Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия/ сост.: З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
39. Рубинштейн С.Л. Развитие игр // Основы общей психологии. - М., 1989
40. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996.
41. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - С-Пб: Детство- Пресс, 2010
42. Уоллес Белл. Развитие мыслительных способностей // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2008, №2,с .83-87
43. Харько Т.Г. Сказки фиолетового леса. Методика познавательно- творческого развития дошкольников. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2013
[1] Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование // Вопросы психологии. – 1997.№1.
[2] Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Курс лекций. – М.: Владос, 2004
[3] Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов//Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия/ сост.: З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
[4] Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. – М.: Лайда, 1994
[5] З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство- Пресс», 2008.
[6] Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников.- СПб.: «Детство – Пресс», 2007.
[7] Габова М.А. Графика в детском саду. – Сыктывкар, 2002
[8] Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996.
[9] Венгер Л.А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию / Л.А.Венгер. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
[10] Харько Т.Г., ВОскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. игровая технология интеллектуально- творческого развития детей 3-7 лет. С-Пб., 2007.
[11] Харько Т.Г. Методика познавательно- творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». С-Пб., Детство-Пресс 2013.
[12] Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н.. Математика – это интересно (Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений)// Методическое пособие для педагогов ДОУ. С-Пб., Детство –Пресс, 2006 г., с 80
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
обобщение опыта работы по технологии В.В. Воскобовича
материал посвящен формированию представлений о форме у дошокльников посредством игр В.В. Воскобовича и технологии "Сказочные лабиринты игры" Харько...
Обобщение опыта работы "Образовательные технологии в чтении художественной литературы"
презентация, описывающая использование новых образовательных технологй в работе над чтением художественной литературы...
ТЕМА: «Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья» ( обобщение опыта работы)
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здор...
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...
«Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья» (обобщение опыта работы)
laquo;Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья» (обобщение опыта работы)...