Статья: Взаимодействие педагогов и родителей в ДОУ - залог успешного развития ребёнка.
статья

Комарова Елена Леонидовна

Сегодня перед воспитателями детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vzaimodeystvie_pedagogov_i_roditeley.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей  - залог успеха в развитии ребёнка.

        Составитель: Комарова Елена Леонидовна ,воспитатель ГБДОУ-20 Кировского района Санкт-Петербурга

Сегодня перед воспитателями детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

        Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность и требовательный тон.

  1. Индивидуальный подход.

Такой подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.

  1. Сотрудничество, а не наставничество.

Необходимо создавать атмосферу взаимопомощи и поддержки в самых сложных педагогических ситуациях.

  1. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Формы работы с родителями:

Традиционные формы:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • анкетирование по разным вопросам;
  • семинары;
  • утренники;
  • Дни открытых дверей;
  • оформление информационных стендов, буклетов.

Нетрадиционные формы:

  • участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада;
  • участие в выставках работ из природного материала, работ по изобразительной деятельности;
  • защита семейных проектов;
  • презентация детского сада;
  • информация о детском саде на сайте в группе ВК.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс в группе : занятия с участием родителей  «Гость группы», Мастер-классы для родителей с детьми.

                                            РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

        Одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями. Цель собрания – повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

                                   СЕМИНАРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель – повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путем анкетирования.

АНКЕТИРОВАНИЕ

        Одна из наиболее активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам детского сада. Анкетирование помогает родителям серьезно задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребенком.Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, ожиданиях и запросах родителей, об особенностях ребенка.

                                              НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространение педагогических знаний.
  2. Буклеты, листовки, памятки. Преимуществом буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕТСКОГО САДА И ГРУППЫ

        Это праздник знакомства новых детей и их родителей с детским садом, группой, программами, по которым работает детский сад.

        Основная задача – с первых минут общения вызвать у ребенка радость, сформировать в сознании родителей положительный образ детского сада, продемонстрировать настрой на взаимодействие и взаимопроникновение в проблемы друг друга.

КОНКУРСЫ И ПРОЕКТЫ

        Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителями в виде стенгазеты.

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителем. Ежедневно информировать родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Принципы взаимодействия с родителями

  1. Доброжелательный стиль общения с родителями. Утром и вечером встречаем родителей с улыбкой. Обязательно рассказываем что-нибудь позитивное о ребенке. Избегаем повелительной формы
  2. Индивидуальный подход. При общении учитываем индивидуальные особенности родителей (возраст, степень заинтересованности, настроение)
  3. Сотрудничество. Помогаем родителям в решении проблемных ситуаций с ребенком. Пример:
  1. Проблема – слабо развита мелкая моторика рук;
  2. План взаимодействия с родителями. Обучаем маму – предлагаем мелкую мозаику, пластилин, пуговицы «застежки», раскраски по темам.
  3. Мама дома играет с ребенком согласно нашим рекомендациям.
  1. Динамичность. Реагируем на изменение состава семьи, образовательные потребности, воспитательные запросы.

Пример: Родители развелись. Ребенок стал замкнут. Стараемся выбирать ребенка ведущим в играх, предлагаем роль на выбор в театрализации для повышения его самооценки, чтобы чувствовал себя уверенно.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Анкетирование

Помогает нам получить информацию по интересующим родителей вопросам. На основании этого, проводим  консультацию для нескольких родителей, объединенных какой-то проблемой.

Наглядный материал

  • Информация на стендах – меняем два раза в месяц;
  • Крупно пишем – «Что делали сегодня»;
  • Обязательно раскрываем вопрос, который интересует родителей (например: Что почитать ребенку?).

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Основная ошибка – родительские собрания носят чисто информационный характер. На собрании необходимо заинтересовать родителей. Тема собрания должна волновать родителей.

ЦИКЛОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ

ПЕРВОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

  1. Актуальность темы:

Заинтересовать родителей нашей жизнью в детском саду.

  1. Условия для решения данной задачи:
  1. Выступление заведующей и старшего воспитателя о работе в ДОУ с демонстрацией фото - материалов (слайдов) детского сада (группы, физкультурный и музыкальный залы, кабинеты ИЗО, истории города, логопеда, психолога, прачечная, кухня).
  2. Выступление психолога и логопеда о возрастных особенностях детей четвертого года жизни, о  кризисе «Трех лет» с примерами из опыта работы.
  3. Выступление воспитателей о совместной образовательной деятельности с детьми в группе с демонстрацией фото и видеоматериала (за предыдущий период).

Ожидаемый результат

Заинтересованность родителей жизнью детей в детском саду. Понимание того, что ответственность за развитие ребенка несет не воспитатель, а родители. И каким станет ребенок в будущем, решают родители, а мы – только помощники.

Ожидаемый эффект

Желание родителей участвовать в жизни группы. Проявление интереса к обучению и воспитанию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников

Успешность решения задач воспитания, обучения и развития ребенка во многом определяется уровнем педагогической компетентности родителей, а также эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Проц...

Статья "Взаимодействие педагогов с родителями"

Статья "Взаимодействие педагогов с родителями"...

статья "Взаимодействие педагогов и родителей"

Основной целью взаимодействия является создание единого пространства “Семья – детский сад”, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет ...

"Инновационные формы взаимодействия сотрудников ДОУи родителей по вопросу художественно-эстетического развития ребёнка"

Проект по использованию пластилинографии в совместной деятельности сотрудников детского сада, родителей и детей....

"Организация взаимодействия ДОУ с родителями с целью формирования успешного развития ребёнка с нарушением зрения и успешной социальной интеграции"

Данная презентация раскроет формы работы с родителями в данном учреждении, а также приёмы и принципы взаимодействия с родителями воспитанников....

Консультация для родителей "Выполнение родителями рекомендаций логопеда – залог успешного развития речевых навыков", сентябрь, 2024.docx

Очень часто родители считают, что если их ребенок направлен к логопеду, то проблемы речевого развития будут решены, в детском саду его научат правильно говорить, и подготовят к школе.Однако в дальнейш...