Консультация для педагогов "Значение дидактической игры в умственном воспитании ребенка"
консультация

Дубовская Татьяна Владимировна

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение дидактической игры

в умственном воспитании ребенка

Умственное воспитание – ознакомление детей с окружающей жизнью - развитие их умственных способностей, можно осуществить не только на занятиях. Исследования и наблюдения отечественных и зарубежных педагогов отводят большую роль дидактической игре в умственном воспитании и обучении, усвоении и применении знаний.

Дидактическая игра может служить одной из форм обучения детей и вместе с тем оставаться игровой деятельностью. В дидактической игре иные отношения у педагога и воспитанника. Педагог учит детей игровым правилам, действиям как руководитель и как её участник. Интерес, который вызывает игра, непосредственные переживания сближают детей и педагога. Педагог, играя, осуществляет руководство умственной деятельностью детей, используя игру, как форму обучения. Основное отличие дидактической игры как формы обучения от занятия заключается в том, что в ней познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо, а заключена в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. Повторность действий в игре способствует формированию навыков и умений.

Правила многих игр требуют сосредоточенности внимания, усилия мысли, быстрой реакции. В этой разнообразной деятельности проявляются и формируются умственные способности ребенка. Ребенок учится, играя!

Дидактическая игра имеет свои преимущества: познавательное содержание в ней сочетается с близкой, привлекательной для ребенка деятельностью. Игра вызывает живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления. Соревновательный элемент дает возможность тренировать волевое усилие, развивать способность детей к правильной оценке и самооценке, к переживанию не успеха, без переоценки своих сил и возможностей, а неудач, проигрышей без обиды и огорчений.

Дидактические игры предназначены для обучения правильного называния предметов, подбирать их по признаку цвета, величины, формы, количества, сравнивать один с другим, ориентироваться в пространстве, различать по внешним признакам, группировать по назначению, материалам. Так же игры воспитывают сосредоточенность внимания, настойчивость. На основе тонкого обследования предметов дети учатся подмечать незначительные различия, определять изменения в пространстве, тем самым развивают конкретные представления, умение наблюдать, умение без наглядной основы узнавать по описанию предметы, формировать общие представления, обозначать их словами – понятиями.

Организуя умственную деятельность детей в дидактической игре, педагог должен ясно представлять себе, что в игре уже знакомо, и что новое – что и составляет познавательную задачу данной игры.

Например, в игре «Что изменилось?» детям знакомы игрушки: они знают их названия, величину, цвет, назначение. Новым является их пространственное расположение. Педагог меняет их пространственное расположение и предлагает детям сказать, что изменилось.

Особое значение дидактические игры имеют для развития мышления и речи в их единстве. Содержание и правила игры дают возможность упражнять детей в точном назывании и описании предметов, в овладении грамматическими строем речи. Например, в игре «Чудесный мешочек» ребенок не только может назвать предмет – игрушку, но и дать описание на основе выделения нескольких признаков, свойств, назначение. Здесь у ребенка развиваются способности выразить мысль в речи, в суждении.

В дидактической игре «Где и кто что делает?» дети учатся пониманию того, что каждый предмет создан трудом человека, где, что сделано: в мастерской, на фабрике, выращено на огороде… Это и составляет познавательную задачу. Игра вызывает у ребенка умение анализировать, соотносить разные свойства, обобщать, организовывать практические действия.

Дидактических игр на группировку предметов или явлений по тому или иному общему признаку много.  Например, «Что, где растет?», «Кому, что нужно для работы?», «Что, когда бывает?» (времена года), «Охотник и пастух» (домашние и дикие животные), «Что после чего?» и т.д. Все они требуют применения и углубления ранее усвоенных детьми знаний, соотнесения их с новой задачей игры.

Для установления сходства и различия моно предложить детям игру «Сходства и различия». Это развивает умение сравнивать предметы и признаки, устанавливать сходства, различия, тождества. К этому же типу относятся игры: «Что одинаковое и разное?», «Чего не хватает?», «Что лишнее?». Эти игры направлены не только на развитие процессов мышления, но и развитие воспроизводящего воображения. Еще более высокие требования к мыслительной деятельности предъявляют игры, в которых ребенок должен установить связи, соотнести представление о профессиях с теми орудиями и материалами труда, которыми пользуется человек для работы («Что кому?»).

Дидактическая игра позволяет определить, в какой мере ребенок владеет определенными знаниями и способами практических умственных действий в данный момент.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"

Любая игра – это, прежде всего, общение со сверстниками или взрослым. Основная  цель дидактических игр по физическому воспитанию – это, прежде всего, формирование у детей устойчивого интереса к ф...

Консультация для родителей «Дидактическая игра в жизни вашего ребенка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санк...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"

Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников...

консультация для родителей "Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста"

Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание....

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Воспитателям предлагаются несколько игр по ознакомлению с родным городом, страной с целью воспитания патриотических чувств детей дошкольного возраста...

"Дидактическая игра как умственное воспитание дошкольников"

Проблема умственного воспитания чрезвычайно важна для современной образовательной системы. Согласно прогнозам ученых третье тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано инфор...