Волшебник-невидимка
материал
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка».
Подготовила :Горячева Е. В.
Ведущая образовательная область: познавательное развитие.
Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
•дать детям представление о свойствах воздуха;
•опытным путем определять наличие воздуха вокруг нас (в комнате, в пакете, в человеке) и показать способы его обнаружения;
•развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения;
• вызвать интерес к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с реальными образами;
•воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: емкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, гуашь, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.
Образовательная деятельность
Воспитатель:
Один, два, три, четыре, пять,
Вы хотите поиграть?
Я открою Вам секреты,
Только надо знать при этом,
Что нельзя: громко кричать,
Друг другу мешать.
А надо: внимательно слушать,
На вопросы отвечать,
Друг другу помогать.
Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию. Вокруг себя все покрутились, и в лаборатории очутились. И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать.
- Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.
А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки. Поиграем в игру «Кому нужен воздух?».
Дети :Да
Воспитатель: Тогда внимательно послушайте правила игры.
Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)
Воспитатель :- Так кому же нужен воздух? Давайте перечислим ещё раз ребята. (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы).
Воспитатель: - Как вы думаете, в нашей группе есть воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно ребята иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.
Воспитатель: Дети а мы его видим?
Дети :нет.
Воспитатель: Значит он – невидимка.
Давайте убедимся, что он есть.
Я предлагаю вам стать на время экспериментаторами и провести вместе со мной ряд опытов.
Воспитатель: Дети вы согласны ?
Дети: Да .
Воспитатель: Отлично! Тогда проходите в нашу исследовательскую лабораторию и присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Наш первый опыт заключается в следующем ,слушайте внимательно!
Опыт № 1.
У меня в руке стакан. Как вы думаете, он пуст? На дно стакана я закреплю бумажку. Если я опущу стакан в воду, бумажка намокнет? Я переворачиваю стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду (стакан держать прямо). Вынимаю. Намокла бумажка? Бумажка осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан.
Воспитатель: Ребята вам понравился наш первый опыт?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне тоже этот опыт понравился но нас в периди ждут и другие опыты. Вы готовы продолжить?
Дети:Да
Опыт № 2.
Воспитатель: А сейчас мы попробуем узнать, есть ли воздух внутри нас? Возьмите коктельные трубочки, опустите их в воду и подуйте.
Что вы видите? (пузырьки). Это воздух выходит из нас, и в воде превращается в пузырьки.
Воспитатель: Ребята этот опыт нам показывает что воздух лёгкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.
Опыт № 3.
Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся.
Воспитатель:Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)
Воспитатель: Из этого опыта мы видим что ,был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)
Воспитатель: Дети мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать, Хотите узнать как?
Дети : Да.
Опыт № 4
Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер.
Воспитатель: Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой). Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного отдохнуть а затем снова продолжить нашу экспериментальную деятельность.
Физкультминутка
Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)
Знает все на свете.
Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква
Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу
Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями) Кар – кар – кар
Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.
Опыт №5
Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус? (нет)
Опыт №6
Имеет ли воздух запах? (нет) Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком).
Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами). Возле костра? (дымом). После дождя? (свежестью) В столовой? (едой).
Опыт № 7
Имеет ли воздух форму?
Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка)
Что находится внутри этих предметов? (воздух)
Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)
Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.
Опыт №8
А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?
Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Это называется колебание. У нас есть свистульки и музыкальные инструменты. Давайте подуем и услышим воздух.
Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемотаблица):
1) воздух – невидимка;
2) воздух не имеет формы;
3) воздух не имеет запаха;
4) воздух не имеет вкуса;
5) воздух не имеет цвета;
6) воздух можно услышать;
7) ветер – движение воздуха.
Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.
Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? (протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы)
А на улице? (поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами).
Мы знаем, что с помощью воздуха можно рисовать. Как называется техника рисования воздухом? (Кляксография) Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, краски и трубочки рисовать (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктельной трубочки в разные стороны).
Ребята, мы сегодня узнали много интересного о воздухе.
Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным? А теперь нам пора возвращаться. Вокруг себя все покрутились и в группе очутились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Волшебник-Невидимка"
Проект по познавательно-исследоватнльской деятельности старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебник-невидимка» с использованием мнемотехники.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебник-невидимка» с использованием мнемотехники.Воспитатель: Корниенко Татьяна СергеевнаМАДОУ детский сад №...
Конспект "Волшебник невидимка"
Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха....
Интегрированное занятие по знакомству с окружающим миром в старшей группе на тему «Волшебник-невидимка».
Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха....
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Волшебник-невидимка»
Экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха....
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебник-невидимка"
В цикл мероприятий, представленных в данном проекте включены ряд тем, которые изучаются в определенной последовательности и связаны друг с другом. Образовательная деятельность построена таким об...