ПРОЕКТ "Природное богатство Сибири - лесные ягоды"
проект (подготовительная группа)
познакомить с природой родного края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bogatstvo_sibiri_lesnye_yagody_.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект
« Природное богатство Сибири – лесные ягоды»
Паспорт проекта
Название и тип проекта | Познавательно-исследовательский проект «Сибирская ягода» |
Автор-разработчик | Воспитатель Матель Наталья Климентьевна |
Участники проекта | Воспитатели, родители, дети 6-7 лет |
Сроки | Долгосрочный, сентябрь – декабрь |
Цель проекта | Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека. |
Задачи проекта |
|
Этапы проведения проекта | I этап. Организационный Цель: Создание условий для реализации проекта, включающих психолого-педагогическое обеспечение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды. II этап. Практический Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих формирование у детей представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека. III этап. Аналитико-обобщающий Цель: Анализ и обобщение результатов проекта. |
Планируемые результаты проекта | Для детей: 1.Имеет представление о сибирских лесных ягодах как о здоровых продуктах питания, необходимых для развития детского организма. 2.Знает различные ягоды, умеет их отличать друг от друга. 3.Способен рассказать о пользе ягод для здоровья детей и взрослых. 4.Развит интерес и бережное отношение к окружающей природе. 5.Развиты навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы. Для воспитателя: 1. Разработан учебно-методический комплект по ознакомлению детей с сибирскими лесными ягодами: конспекты образовательной деятельности, беседы, проблемные и игровые ситуации, презентация, сценарий викторины, консультации для родителей, дидактический и иллюстративный материал. 2. Проведены образовательные и досуговые мероприятия по формированию у детей представлений о ягодах нашего края. 3. Пополнена предметно-пространственная среда в группе по теме проекта. 4. Организовано конструктивное взаимодействие с родителями по обогащению познавательной сферы дошкольников на основе регионального содержания. Для родителей: 1.Сформированы педагогические знания и практические навыки по формированию у своих детей представлений о лесных ягодах Сибири. 2.Установлено единство с воспитателем в вопросах познавательного развития своего ребенка. 3.Развито желание участвовать в совместных с педагогами ДОУ образовательных и досуговых мероприятиях. |
Продукты проекта | 1.Презентация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека». 2Фотовыставка о мероприятиях в рамках проекта. 3.Конспект итоговой образовательной деятельности «Ягоды – дары Сибири» |
Пояснительная записка
В соответствии с ФОП ДО одной из задач познавательного развития дошкольников является формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается фундамент эмоционального отношения к окружающему миру, накапливаются яркие впечатления, развиваются познавательные действия и познавательная активность.
А чтобы поддержать эту активность, необходимо опираться на любознательность детей, которая наиболее ярко проявляется в процессе ознакомления с природой родного края.
Проблема
В процессе знакомства детей с родным краем и богатством природных ресурсов Сибири, используя метод проблемных задач, наблюдения и развивающие образовательные ситуации, я сделала вывод: у детей недостаточный запас знаний о природных ресурсах (ягодах) нашего края, дети любят пробовать на вкус, но никогда не задумывались о местах произрастания ягод, целебных свойствах и их применения в жизни человека.
К тому же, у многих детей была плохо развита элементарная способность анализировать, выявлять простейшие зависимости и причинно-следственные связи в природе.
В связи с этим возникла необходимость разработать познавательно-исследовательский проект, в котором обратить особое внимание на формирование у старших дошкольников представлений о сибирских лесных ягодах.
Актуальность данного направления определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься формированием знаний у детей о природе родного края, о влиянии природы на здоровье человека.
Дети должны знать, что северные ягоды – это замечательный подарок короткого сибирского лета, кладезь витаминов и множества полезных веществ, помогающих восстановить здоровье и укрепить иммунитет.
Изучая информацию о ягодах, ребенок будет находиться в позиции исследователя и совместно с воспитателем искать решение различных проблемно-поисковых ситуаций. В процессе поиска у дошкольника сформируются представления о полезных свойствах и местах произрастания ягод, их применении.
Познавательно-исследовательская деятельность в рамках проекта даст детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта природы, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Обогатится опыт каждого ребенка, активизируются его мыслительные процессы, он научится анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека.
Задачи:
- Создать условия для формирования у детей представлений о сибирских ягодах: морошке, клюкве, бруснике, голубике, чернике.
- Обогатить знания дошкольников о внешним виде ягод, местах произрастания, о полезных свойствах, об использовании в медицине, быту, в промышленности.
- Формировать умение различать и называть каждый вид сибирской ягоды.
- Развивать осознанное отношение к здоровому питанию.
- Способствовать формированию умения дошкольников использовать накопленный опыт в практической деятельности.
- Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность.
- Воспитывать эмоционально-ценностное и бережное отношение к природе и разумному использованию её ресурсов.
- Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам формирования у детей знаний о сибирских ягодах.
Новизна данного проекта заключается в усовершенствовании образовательного процесса путем применения комплекса современных форм, методов и средств педагогической деятельности:
- различных современных технологий;
- развивающего обучения;
- деятельностного подхода;
- индивидуально-личностного взаимодействия с детьми.
В результате, мною решаются важнейшие современные задачи:
- во-первых, осуществляется такое взаимодействие с детьми, при котором происходит не передача готовых знаний, а организация деятельности, в процессе которой дети самостоятельно узнают что-то новое путём решения доступных проблемных и поисковых ситуаций;
- во-вторых, современные технологии в рамках развивающего обучения ориентируют педагогический процесс на потенциальные возможности каждого ребенка и на реализацию этих возможностей;
- в-третьих, благодаря различным формам, методам и средствам взаимодействия происходит включенность дошкольников не только в познавательную, но и в активную социально-коммуникативную, речевую и физическую деятельность.
Мониторинг сформированности представлений
у детей о сибирских ягодах
Для диагностики знаний, умений и навыков по теме проекта у воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к ним.
Цель: выявление приобретенных знаний детей о сибирской ягоде:
- Как выглядит растение, плод?
- Где растет?
- В какое время года созревает ягода?
- Как правильно собирать ягоду?
- Кто в природе питается ягодами?
- Какая на вкус ягода?
- Что можно приготовить из ягод?
Материально-техническое обеспечение проекта
Обеспечение | Ресурсы |
Материально-техническое обеспечение | - компьютер, проектор для показа презентаций и видеофильмов; - музыкальный центр; - фотографии по теме проекта; - книги о ягодах и здоровом питании; - цифровые презентации; - материалы для изготовления атрибутов, костюмов к тематическим мероприятиям, занятиям и играм. |
Рабочий план реализации проекта
Разработка этапов проекта
Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты, были разработаны этапы проекта и определены цели по каждому этапу.
I этап. Организационный
Цель: Создание условий для реализации проекта, включающих психолого-педагогическое обеспечение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды.
II этап. Практический
Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих формирование у детей представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека.
III этап. Аналитико-обобщающий
Цель: Анализ и обобщение результатов проекта.
Этапы проекта
Этап | Мероприятия | Сроки |
Организа ционный | Изучение научной и методической литературы по теме | Сентябрь |
Мониторинг с целью выявления уровня сформированности представлений у дошкольников о сибирских ягодах (водная диагностика) | Сентябрь | |
Разработка рабочего плана проекта | Сентябрь | |
Составление различных картотек | Сентябрь | |
Пополнение РППС группы по теме проекта | Сентябрь и далее по необходимости | |
Пополнение аудиотеки и видеотеки по ознакомлению детей с сибирскими ягодами (видеосюжеты, отрывки из мультфильмов, виртуальные экскурсии). | Сентябрь и далее по необходимости | |
Консультации для родителей: «Значение познавательно-исследовательской деятельности для развития дошкольников», «Знакомим детей с полезными свойствами сибирских ягод», «Дидактические игры с детьми, направленные на ознакомление детей с ягодами нашего края» | Сентябрь | |
Изучение опыта других педагогов по вопросам ознакомления детей с полезными региональными природными продуктами. | Сентябрь | |
Практический | Создание в группе развивающего Центра «Природа родного края» | Октябрь |
Мастер-класс для родителей «Игры-эксперименты по изучению сибирских ягод с детьми» | Октябрь | |
Совместное с родителями и детьми изготовление атрибутов и пособий для игр, развлечений и других мероприятий в рамках проекта | Октябрь-ноябрь | |
Проведение серии игр-экспериментов по изучению и выявлению пищевых свойств и качеств ягод (вид, цвет, вкус, структура и пр.). | Октябрь-ноябрь | |
Проведение ситуативных разговоров, бесед о ягодах, их произрастании, пользе для здоровья, применении и др. | Октябрь-ноябрь | |
Разработка и проведение НОД: «Приключения в лесу», «Волшебные ягоды», «В лес за здоровьем», | Октябрь-ноябрь | |
Проведение проблемных и игровых ситуаций: «Что нужно, чтобы ягода уродилась?», «Можно ли вырасти сильным и здоровым без ягод?» и др. | Октябрь-ноябрь | |
Проведение дидактических игр: «Угадай ягоду», «Угадай на вкус», «Собери пазл», «Какая ягода лишняя?» и др. | Октябрь-ноябрь | |
Рассматривание иллюстраций в альбомах, журналах, книгах. Просмотр цифровых презентаций. | Октябрь-ноябрь | |
Организация сюжетно-ролевых игр: «Готовим вкусное варенье», «В лес за ягодами», «Чаепитие», «Лесная аптека». | Октябрь-ноябрь | |
Занятия в «Творческой мастерской»: рисунки и поделки из ягод. | Октябрь-ноябрь | |
Изготовление лэпбуков с детьми на тему сибирских ягод, книжки-малышки «Сказки о ягодах» | Ноябрь | |
Экскурсии на кухню детского сада. Наблюдение за процессом приготовления варенья, морса, пюре и других блюд из ягод. | Ноябрь | |
Проведение викторины с детьми и родителями «Знаешь ли ты ягоды родного края?» | Ноябрь | |
Конкурс творческих работ для детей и родителей на тему «Наши любимые ягоды» | Ноябрь | |
Обобщающий | Открытое итоговое образовательное мероприятие «Ягоды – дары Сибири» | Декабрь |
Мониторинг с целью выявления уровня сформированности представлений у детей о ягодах (итоговая диагностика) | Декабрь | |
Анкетирование родителей | Декабрь | |
Фотовыставка о мероприятиях в рамках проекта. | Декабрь | |
Презентация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сибирских лесных ягодах и их пользе для здоровья человека». | Декабрь | |
Анализ и оценка деятельности. Подготовка отчетов. Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами. | Декабрь |
Литература
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011.
- Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
- Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Картотека воспитателя. – М.: Русское слово, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Природные богатства Орловского края "
Природные богатства Орловского края....
Занятие по теме "Лесное богатство Сибири"
Формирование знаний детей дошкольного возраста о Байкале,его растительном мире....
Проект "Формирование представлений детей о природном богатстве Урала"
Данный материал поможет педагогам и родителям познакомить детей с природными богатствами родного края, сформировать представления о нём....
Проект мини – музей: «Природные материалы Сибири».
Цель: Развивать мелкую моторику рук посредством художественно-продуктивной деятельности лепки.Задачи:1. Расширять представления детей о природных материалах, учить создавать поделки из природного мате...
Задания для закрепления по теме «Садовые ягоды. Дифференциация садовых ягод с лесными ягодами» для группы с ЗПР старшего дошкольного возраста
Данные задания рекомендованы для закрепления материала вместе с родителями дома. Они используются для закрепления тем «Садовые ягоды» и «Лесные ягоды», формирования навыка...
Исследовательский проект «Природное богатство земли родного края»
Исследовательский проект«Природное богатство земли родного края» ...
Познавательный проект "Природные богатства Сибири - река Обь"
Современное образование уделяет большое внимание изучению природы родного края, что позволяет детям взаимодействовать с природой, не нанося ей вреда. При ознакомлении с п...