Краткосрочный проект «Матрешка»
проект (средняя, старшая группа)
Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется общностью культурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры. Покоряет в народной игрушке лаконичная гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рождённое живительным источником народного творчества, исторической памятью народа. Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в сарафане и платке. Все мы в детстве играли этим удивительнейшим произведением - Матрешкой. Мы никогда в то время не задумывались об ее происхождении, истории. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.proekt_matreshka.docx | 187.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Продолжительность проекта | 2 недели |
Тип проекта | краткосрочный |
Участники проекта | |
Разработчик проекта | |
Тип проекта | Творческий |
Направленность проекта | Творческая деятельность детей |
Форма проведения | групповая |
Финансирование проекта | Не требует финансовых затрат |
Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется общностью культурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры. Покоряет в народной игрушке лаконичная гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рождённое живительным источником народного творчества, исторической памятью народа. Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в сарафане и платке. Все мы в детстве играли этим удивительнейшим произведением - Матрешкой. Мы никогда в то время не задумывались об ее происхождении, истории. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.
У детей недостаточно сформированы знания об истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки. Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России.
Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Матрёшка – яркая и самобытная игрушка, знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. Во время игры с матрёшкой формируется эстетический вкус, познавательные способности ребёнка, развивается воображение. Актуальностью проекта является развитие творческих способностей детей и приобщение их к русской культуре через знакомство с матрёшкой.
Знакомство с матрёшкой
Развитие творческих способностей
Приобщение к народной культуре
Расширение словарного запаса
Познакомить с русской народной игрушкой
Формировать интерес к русской народной игрушке «Матрёшке»
Формировать интерес к народной культуре и традициям
Развивать творческие способности детей и родителей
Создать условия развития творческих способностей детей
Учить аккуратно наклеивать элементы аппликации
Прививать интерес к нетрадиционным способам рисования
Расширять словарный запас детей
Теоретические основы развития творческих способностей
детей дошкольного возраста
Философские и культурологические аспекты творческих способностей широко изучались как русскими, так и зарубежными исследователями: Р. Арнхейм, Н.А. Бердяев, С.О. Грузенберг, А. Камю, Б. Кроче, А. Мальро, Ф.В.Й. Шеллинг, П.К. Энгельмейер и многими другими. Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М. Бехтерев, Ф. Бинэ, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, Ф. Гальтон, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов и другие. Ими подробно исследован «механизм» творческого процесса и условия развития способностей.
В психолого-педагогических исследованиях показана роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека (Л.В. Венгер, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев: С.Л. Рубинштейн). Известные педагоги придавали огромное значение развитию творческих способностей: Я. Коменский, А. Макаренко, Д. Ушинский и другие. Концептуальные основы культурологического аспекта воспитания и развития творческих способностей содержат работы А.И.Арнольдова, Ю.П.Азарова, Т.И.Баклановой, С.Н.Иконниковой, В.П.Исаенко, В.С.Кузина, Г.А.Праздникова, Ю.А.Стрельцова и других.
Изначально вставал вопрос, чем предопределяются способности — наследственностью или воспитанием?
Одним из распространённых является утверждение о врождённости способностей. Другое утверждение говорит, что способности не даются человеку с момента рождения в готовом виде. Они не являются врождёнными свойствами человека и не передаются по наследству. Отдельные психологи утверждали о «всесильности воспитания». В каждом человеке с помощью воспитания можно развить любые способности, развить любой талант, игнорируя значение индивидуальных особенностей психического склада личности, природных данных человека, врождённых анатома и психофизиологических особенностей организма.
Однако вставал и другой вопрос, почему при правильном обучении и воспитании способности оказываются различными у разных людей? Ученые (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.В. Петровский, О.М. Дьяченко, А.И. Савенков и др.) установили, что способности — прижизненные образования, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.
Задатки способностей – некоторые генетические детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. Задатки способностей многозначны, т. е. на их основе могут быть сформированы различные способности. Крутецкий В.А., рассматривая проблему о соответствии задатков и способностей, отмечает, что «задатки — это только одно из условий формирования способностей». Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью.
Б.Г. Ананьев подчеркивает, что способности формируются в деятельности индивида, при этом считает, что в ходе деятельности создаются определенные способы организации психических процессов, которые сказываются на росте способностей, характере человека. В своих работах по проблеме способностей А.Н. Леонтьев последовательно проводит мысль о решающей роли социальных условий, воспитании в развитии способностей человека и в меньшей мере придает значение природной стороне способностей. «Все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений».
Определение способностей и выделение их составляющих мы находим в трудах Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других.
Способности – индивидуально-психические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками: с одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков — в процессе приобретения знаний, умений, навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения, навыки зависят от способностей. Способности позволяют быстрее и легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями.
Развитие способностей происходит в деятельности, но ещё должен быть мотив для деятельности. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности.
Одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к коей они способны, и могут изо дня в день часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для них это — одновременно труд и игра. Вокруг этих занятий концентрируются все их интересы. Трудно определить, как здесь связаны высокие достижения и эмоциональная увлеченность, что здесь причина и следствие. Видимо, оба фактора взаимосвязаны.
Рассмотрим классификацию способностей:
Природные способности такие как обучаемость, внимательность, память, мышление, речь, ручные движения, работоспособность, связаны с врождёнными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы учения. Общие и специальные способности обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.
Общие способности, такие как развитая память, логическое мышление, тонкость и точность ручной умелости, совершенная речь и ряд других. Они определяют успехи человека в различных видах деятельности.
Специальные — это способности к определенным видам деятельности, здесь нужны задатки особого рода и развития такие, как музыкальные, лингвистические, математические и тому подобные.
В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.
В.А. Крутецкий, помимо разделения способностей на общие и специальные, разделяет способности на теоретические и практические.
Теоретические — предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям.
Практические — к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей
Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А.Г. Маклаковым. Они отличаются друг от друга тем, что:
— учебные — определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков;
— творческие — определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры, словом индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Способности также делят по уровню их развития на одаренность, мастерство, талант и гениальность.
Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
Мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.
Достижениями наиболее высоких результатов, называют талантом. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, не только в области науки или искусства. Как правило, талант всегда сочетается с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант — это труд, умноженный на терпение, талант — это склонность к бесконечному труду.
Гениальность — это высшая степень одаренности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.
Остановимся на творческих способностях. Любое творчество есть деятельность, но не каждая деятельность есть творчество.
Творческие способности — это индивидуально-психологические особенности качества человека, которые могут проявляться в любом виде деятельности по инициативе человека и определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Творческие способности зависят, как и всякие другие способности от наследственных факторов, но на них более существенное влияние оказывает социум: воспитание, образование и они поддаются развитию.
Первостепенным процессом психического развития детей дошкольного возраста является восприятие. Именно с помощью ощущения воспринимается вся совокупность свойств различных предметов, явлений, происходящих в мире. В процессе разных видов деятельности дошкольник учится рассматривать предметы, явления (всматривается, вычленяет части, сравнивает с сенсорными эталонами формы, цвета, величин и на этой основе определяет соответствующие признаки предмета и явления). По своей направленности восприятие — активный процесс, неразрывно связанный с другими психическими познавательными процессами: памятью, воображением и мышлением.
Как отмечает ряд исследователей (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая, В. В. Давыдов), большая роль в формировании творчества принадлежит воображению. Л.С. Выготский говорил, что для создания новых образов необходима организация внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободной деятельностью. Он доказал, что благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг от «накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально существующие результаты творчества, которые снова воздействуют на человека.
К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения — опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями. ОМ. Дьяченко пишет, что специфика процесса воображения, в отличие от других психических процессов, понимается как способность выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение, также необходимо учитывать, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения.
Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность.
Творческое развитие дошкольника невозможно без участия в ней мотивационно-потребностной сферы. Задача педагога заключается в том, чтобы найти наиболее адекватные для дошкольника мотивы, способствующие творческому развитию личности. Для того чтобы дошкольник по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми, чтобы они приняли значимость и отклик, и опорную точку в его переживании.
Творческие способности тесно связаны с понятием «творчество». Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное, имеющее социальное значение. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
1.Анкетирование родителей
2. Изготовление картотеки игр
Дата реализации: | Вид деятельности | Цель |
1 неделя проекта | Беседа: «Знакомство с матрёшкой» | познакомить детей с русской народной игрушкой. |
Чтение стихотворений о матрёшках Д. Артамонова, А.Рыбачёк, А.Лисицына. | Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой. | |
Рисование ватными палочками «Украсим сарафан» | Развитие творческих способностей, показать, что рисовать можно не только кисточкой | |
Аппликация из салфеток «Наряди матрёшку» | Закреплять умение аккуратно приклеивать детали аппликации | |
С/р игра: «Чаепитие с матрёшкой» | Формировать умение правильно вести себя | |
Д/игра «Собери матрёшку» | Учить составлять предметы из 3 частей | |
Физкультурная минутка «Матрёшки» | Повторять движения в соответствии с текстом | |
Слушание песни «Русские матрёшечки» | Развитие музыкального слуха, воспитывать интерес к выполнению танцевальных | |
Рассматривание иллюстраций по теме | Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой. | |
Строительство домика для матрёшечек из спичечных коробков | Показать детям способы постройки домика из коробков, познакомить с профессией строителя | |
Изготовление матрёшки в технике папье-маше. | Развивать интерес к творчеству, показать детям способы изготовления поделок из бумаги | |
Самостоятельные игры с матрёшками | Развивать инициативу, интерес к русской народной игрушке | |
Беседа «Деревянная красавица» | Поговорить с детьми о материале, из которого делают матрёшку. | |
Разучивание стихотворения «Матрёшки - деревяшки» Н.Костиной | Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой. | |
Аппликация «Цветочный сарафан» | Учить доводить до конца начатое дело, аккуратно приклеивать детали аппликации. | |
Работа с раскрасками - | Продолжать учить аккуратно закрашивать элементы рисунка, выбирать цвет для раскрашивания. | |
Д/игра «Подбери домик для матрёшки» | Продолжать учить соотносить размер и цвет. | |
Речевая игра с движением «Матрёшка, ты где?» | Продолжать учить действовать по сигналу | |
С/р игра «Семья» | Формировать представления о семейных ценностях | |
Танец: «Матрёшечки» | Развитие чувства ритма, продолжать учить делать движения в соответствии с текстом и музыкой. | |
2 неделя проекта | Рассматривание иллюстраций – "Такие разные матрёшки" | Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой. |
Беседа "Почему Матрёшку назвали Мартёшкой" | Рассказать детям о том, почему деревянную красавицу назвали "Матрёшка" | |
Д/игра «Подбери сестричку» | Закреплять умение сравнивать узоры сарафана, цветовую гамму. | |
П/игра «Платочек» | Формировать умения выполнять движения и действия с платочками | |
С/р игра «Букет для Матрёшки» | Закрепить названия садовых цветов | |
Загадки о матрёшках | Развивать логическое мышление | |
Вспомнить разученное стихотворение | Учить читать стихотворение с выражением, не стесняться. | |
Рисование манной крупой «Сарафан расписной» | Продолжать знакомить с нетрадиционными способами рисования | |
Аппликация «Платочек для матрёшки» | Продолжать учить симметрично располагать узор, самостоятельно выбирать элементы для аппликации. | |
Слушание «Мы матрёшки» | Прививать интерес к музыке | |
Строительство домика для матрёшечек из спичечных коробков – покраска домика после высыхания | Предложить самостоятельно подобрать цвет для покраски фасада. | |
Самостоятельные игры с матрёшками | Развивать фантазию, игровые навыки | |
Игра «Найди матрёшку» | Развитие внимания, умение ориентироваться в пространстве, различать левую и правую стороны | |
Чтение стихотворений Н. Долгова, В. Ерёминой, Н. Костина | Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой. | |
Д/игра «Большие и маленькие матрёшки» | Закреплять умение сравнивать два предмета по величине. | |
С/р игра «Новоселье у матрёшек» | Развитие словаря «новоселье», развивать навыки игры, учить действовать выбранной роли, самостоятельно дополнять игру. | |
П/игра «Матрёшка в гостях у ребят» | Побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности | |
Пластилинография «Ах красавица матрёшка» | Продолжать формировать навыки работы с пластилином, развивать мелкую моторику рук | |
Работа с раскрасками | Продолжать учить аккуратно закрашивать элементы рисунка | |
Пение «Мы матрёшки – вот какие крошки» | Продолжать воспитывать интерес к музыке, формировать умение самостоятельно выполнять движения в соостветствии с текстом песни |
- Изготовление презентации и обобщение работы по проекту
- Изготовление папки-передвижки
В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой Матрёшкой, некоторыми техниками нетрадиционного рисования, у детей расширился словарный запас. Появился более устойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство с матрёшкой. Вместе с воспитателем изготовили домик из спичечных коробков, а так же изготовили матрёшку в технике папье – маше.
Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу и творческий подход в играх и художественно - творческой деятельности.
Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, пополнять развивающую среду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект для детей первой младшей группы «Матрешки»
Цель: продолжать знакомить детей с народной игрушкой – матрешкой.Задачи:Дать элементарные знания о истории создания матрёшки как народного промысла;Обогащать сенсорный опыт детей;Систематиз...
Краткосрочный проект «Русская народная игрушка матрешка»
Краткосрочный проект «Русская народная игрушка матрешка»Воспитание подрастающего поколения на культуре и истории своих предков....
Краткосрочный проект «Матрешка»
Проект "Матрешка"...
«В гости к нам пришла Матрешка» - познавательно - игровой, краткосрочный проект в группе детей раннего возраста.
laquo;В гости к нам пришла Матрешка» -познавательно - игровой, краткосрочный проектв группе детей раннего возраста....
Краткосрочный проект "Матрешки-Крошки"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детейПетродворцового района Са...
Краткосрочный проект по художественно-эстетическому развитию «Красавица Матрешка» с детьми 4-5 лет
Краткосрочный проект «Красавица Матрешка» по развитию художественно-эстетического развития у детей 4-5 лет посредством ознакомления детей с русской народной игрушкой &laq...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «МАТРЕШКА»
проект...