ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
картотека по развитию речи

Валентина Николаевна Медведева
Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.
Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnye_uprazhneniya.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Упражнение «Подуем на листочки»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха.

Оборудование: пособие-тренажер «Деревце».

Ход:

Мы листочки, мы листочки,

Мы веселые листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Количество повторов:  повторить 4-5 раз.

Упражнение «Вот какие мы большие!»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного вдоха

Ход:

С каждым новым днем –

Мы растем, мы растем.

Выше, выше тянемся!

Подрастем, подрастем,

Малышами не останемся!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: поднять руки вверх, потянуться.

Количество повторов:  повторить 3-4 раза.

Упражнение «Часики»

Цели: тренировка артикуляционного дыхания, согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.

Оборудование: игрушечные часы.

Ход:

Держу часы в руках,

Идут часы вот так:

Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)

Где же, где же, где часы?

Вот они часы мои,

Идут часы вот так!

Как часики стучат?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.

Тик-так, тик-так!

Количество повторов:  повторить 4-6 раз.

Упражнение «Понюхаем цветочек»

Цели: формирование углубленного вдоха, тренировка правильного носового дыхания.

Оборудование: цветок.

Ход:

Здравствуй, милый мой цветок.

Улыбнулся ветерок.

Солнце лучиком играя,

Целый день тебя ласкает

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах.

Количество повторов:  повторить 4-5 раз.

Упражнение «Дудочка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха, укрепление круговой мышцы рта.

Оборудование: дудочка.

Ход:

Заиграла дудочка

Рано поутру.

Пастушок выводит:

«Ту-ру-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули песенку:

«Му-му-му-му-му!»

Как играет дудочка?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения:  

глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.

Количество повторов:  повторить 4-5 раз.

Упражнение «Флажок»

Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания, формирование углубленного ритмичного выдоха.

Оборудование: красный флажок.

Ход:

Посмотри-ка, мой дружок,

Вот какой у нас флажок!

Наш флажок прекрасный,

Ярко-ярко красный.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, губы трубочкой сложили и долго дуем.

Количество повторов:  повторить 4-6 раз.

Упражнение «Как мыши пищат?»

Цели: тренировка артикуляционного аппарата, формирование ритмичного дыхания.

Оборудование: игрушка мышка.

Ход:

Мышка вылезла из норки,

Мышка очень хочет есть.

Нет ли где засохшей корки,

Может, в кухне корка есть?

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»

Количество повторов:  повторить 3-4 раза.

Упражнение «Вертушка»

Цели: тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица, формирование углубленного вдоха.

Оборудование: вертушка.

Ход:

Веселая вертушка

Скучать нам не дает.

Веселая вертушка

Гулять меня зовет.

Веселая вертушка

Ведет меня к реке,

Где квакает лягушка

В зеленом тростнике.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.

Количество повторов:  повторить 3-4 раза.

Упражнение «Птичка»

Цели: согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, формирование углубленного дыхания, ритмичного глубокого вдоха.

Оборудование: игрушка птичка, шапочки-маски птичек.

Ход:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Подожди не улетай.

Улетела птичка…Ай!

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.

Количество повторов:  повторить 4-5 раз.

Упражнение «Снежинки»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование углубленного выдоха,  укрепление мышц лица.

Оборудование: бумажные снежинки.

Ход:

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежинки,

Белые пушинки.

Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.

Количество повторов:  повторить 4-6 раз.

Упражнение «Надуем пузырь»

Цели: тренировка правильного носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Ход:

Надувайся, пузырь,

Расти большой,

Да не лопайся!

Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая, как растет пузырь,  затем глубокий выдох.  Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения.

Количество повторов:  повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста    

Гимнастика «Часики»      

Методика проведения:  встать прямо, ноги слегка расставить («машина между ног проедет»), руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так»

Количество повторов:  повторить 6-7 раз.

Гимнастика «Дудочка»    

Методика проведения: сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков (п-ф-ф-ф-ф-ф)  

Количество повторов:  повторить 4 раза.

Гимнастика «Петушок»    

Методика проведения: встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем похлопать ими по бедрам со словом

«ку-ка-ре-ку» (выдох)

Количество повторов:  повторить 4 раза.

Гимнастика «Каша кипит»        

Методика проведения: сесть на стул. Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох). При выдохе громко произносить звук (ф)

Количество повторов:  повторить 4 раза.

Гимнастика «Паровозик»

Методика проведения: ходить по комнате, делая попеременно движения руками вверх-вниз и приговаривая «чух-чух-чух»    

Количество повторов:  20 сек

Гимнастика «Веселый мячик»  

Методика проведения: встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметром до 10 см) к груди (вдох) и бросить мяч от груди вперед со звуками

(у-х-х-х) (выдох), догнать мяч      

Количество повторов:  повторить 4-5 раз.

Гимнастика «Гуси»  

Методика проведения: медленно ходить по комнате. На вдох подни-мать руки в стороны, на выдох – опускать вниз с произнесением длительных звуков (г-у-у-у) Количество повторов:  в течение 1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

МИОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАЗАКАЛИВАЮЩЕЕ НОСОВОЕ ДЫХАНИЕ...

Дыхательное упражнение и гимнастика для детей младшего и дошкольного возраста. Картотека

Использование на занятиях и во время игры дыхательных упражнений и гимнастик в младшем дошкольном возрасте имеет большое значение для укрепления здоровья детей....

консультация для родителей "Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста 2-3 лет"

В статье предоставлены упражнения дыхательной гимнастики, способствующие укреплению и развитию дыхательной системы детей в возрасте 2-3 лет...

Упражнения оздоровительной гимнастики для детей раннего возраста на основе знакомого образа

В буклете представлены упражнения, построенные на определенном образе, доступном пониманию детей раннего возраста....

Дыхательные упражнения для развития речи детей раннего возраста

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь...

Картотека начальных упражнений пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.

Центр мозга, отвечающий за мелкую моторику, расположен в непосредственной близости от речевого центра. Поэтому ритмические движения пальцев приводят к возбуждению в речевом центре, что стимулирует раз...